Суды общей юрисдикции очень редко рассматривают дела экологической направленности. На практике их считают сложными, к тому же редко суммы исков бывают внушительными. С ЗАО «Молоко Исилькуля» все серьезно. Специалисты считают, что ущерб, который предприятие нанесло озеру Абсажино и окружающей среде, исчисляется суммой более 346 млн рублей, и требуют приостановить деятельность молокопроизводителей по сбросу сточных вод в означенный водоем до получения соответствующего решения о предоставлении его в пользование.
Прокуратура, действуя в защиту экологических интересов государства в области охраны окружающей среды в интересах неопределенного круга лиц, настаивает на устранении нарушений закона и строительстве очистных сооружений, хотя, по сути, система очистки от различного рода загрязнений должна закладываться еще на стадии проекта самого предприятия.
Озеро Абсажино, основной объект спора, конечно, давно уже не является образцом природной чистоты. По мнению работников ЗАО «Молоко Исилькуля», этот водоем и озером-то считать нельзя. Как утверждают сотрудники предприятия, это – урочище, специально отведенное для сброса сточных вод завода и заполненное ими за 60 с лишним лет его эксплуатации. Этакий полигон жидких отходов.
Так что течет в спокойные глади? Как в сказке – молочные реки. Вернее, сточные воды завода, содержащие в своем составе не столь безобидные, как в народном фольклоре, наполнители. По данным прокуратуры, которая ссылается на результаты лабораторных исследований, проведенных ФГУ «ЦЛАТИ по СФО» – «ЦЛАТИ по Омской области», в период с 22 февраля по 16 марта этого года предприятие допустило превышение содержания норм предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах по следующим ингредиентам: нефтепродуктам, жирам, нитратам иона, хлоридам, сухому остатку, ионам аммония. Рассчитав ущерб окружающей среде, правоохранительные органы посчитали, что ЗАО обязано его возместить в федеральный бюджет.
Представители «Молока Исилькуля» настаивают на том, что ущерб природе не столь серьезен: мол, почти вся сумма – 346,5 млн рублей – это компенсация ущерба, причиненного водоему сбросом молочного жира, отнесенного к чрезвычайно опасным веществам с очень высокой степенью воздействия. К таковым, например, относятся красный фосфор и ртуть. В то время как молочный жир Росрыболовство вообще не относит к опасным веществам – для него якобы даже не установлена ПДК. Старший помощник межрайонного природоохранного прокурора Алена Колченко с этими доводами не согласна. По ее мнению, вряд ли справедливо утверждение о том, что озеро Абсажино является урочищем для сброса сточных вод. На самом деле это поверхностный водный объект, находящийся в собственности Российской Федерации, однако предприятие использует его с нарушением Водного кодекса, а также норм законодательства в области охраны окружающей среды. Что же касается компетентности проведенной проверки, то она проводилась с привлечением экспертов специальной аккредитованной лаборатории, а также специалистов управления Росприроднадзора по Омской области, которые использовали Методику исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения Водного законодательства, утвержденную правительством Российской Федерации.
Как будет дальше решаться спор, покажет время; пока суд первой инстанции удовлетворил требование прокуратуры частично. Сброс сточных вод, осуществляемый ЗАО «Молоко Исилькуля» в озеро Абсажино, признан незаконным. Предприятие обязали приостановить деятельность по сбросу вод до получения соответствующего разрешения о предоставлении водного объекта в пользование, а также построить очистные сооружения.
Вопрос о возмещении суммы вреда пока не решен. Суд первой инстанции посчитал, что он относится к компетенции Арбитражного суда Омской области. Природоохранная прокуратура обжаловала решение суда в этой части, внеся в областной суд кассационное представление, в котором указала, что споры подобного рода не являются экономическими спорами, а регулируются нормами природоохранного законодательства, в соответствии с которыми должны рассматриваться судами общей юрисдикции.