Как ездить будем?

Омский общественный транспорт ждут непростые времена

Директор департамента транспорта администрации Омска Олег Осинский встретился с журналистами и рассказал о работе своего ведомства, а также ответил на самые актуальные для каждого омича вопросы.

Омский общественный транспорт ждут непростые времена

О повышении платы за проезд

– Причины столь непопулярного у населения решения совсем просты и лежат на поверхности. Не мы, к сожалению, управляем монополиями, а они управляют экономической ситуацией в нашей стране. Рост цен на энергоносители ежегодно вносит свою лепту и составляет примерно 2 рубля на каждый тариф. Если в 2012 году средства, заложенные в городском бюджете на компенсацию разницы в тарифе, были равны 609 миллионам рублей, в 2013-ом – 247 миллионов, то в следующем году компенсации вообще не планируется. Себестоимость перевозки одного пассажира на сегодняшний день составляет 18 рублей 33 копейки. Муниципальные ПАТП (на сегодняшний день их четыре: ПАТП-1, ПАТП-4, ПАТП-7, ПАТП-8) предлагают от 23 до 25 рублей за одну поездку. Компенсации вообще не планируется. Транспортники каждый год закладывают в тариф средства на модернизацию, обращаются в РЭК, где, конечно же, вправе исключить ряд составляющих. Я думаю, что речь будет идти о 20 рублях за одну поездку.

Об экономике на транспорте

– Структура себестоимости проезда выглядит примерно так: 55% – это заработная плата, 30% – топливо, остальное – модернизация подвижного состава, его обновление. Более того, мы пытаемся изыскать средства в бюджетах на компенсацию разницы в тарифах. Осенью этого года удалось найти 47 миллионов, поэтому тариф не поднялся. Инициатива повышения поднятия цены на проезд принадлежит транспортникам. Можно ездить и по более низким, чем сейчас, тарифам, но все это влияет на качество перевозок.

После 22.00 муниципальных автобусов нет на маршрутах города, потому что после этого времени наступает двойная система оплаты труда за работу в ночное время, хотя в салонах в это время уже пусто. То же самое происходит у частников, потому что они тоже считают деньги. Мы – заложники особой ситуации, сложившейся в нашем городе. В Омске – самые длинные по протяженности маршруты пассажирского транспорта в нашей стране – в среднем 19,8 км. Это очень много. А есть маршруты длиною в 30 км, которые пассажир может проехать всего за 16 рублей. Последние годы действовал не принцип экономики, а принцип решения социальных проблем. Самый экономически выгодный маршрут должен иметь протяженность 5 км, и проезд на нем должен стоить около 10 рублей. Поэтому у нас получается перекрестное субсидирование: тот пассажир, который едет 5 остановок, доплачивает за того, который едет 20-30. Разделить город пополам и сделать две-три пересадки, как сделано во многих странах мира, было бы, на первый взгляд, просто. Но это бы грозило социальным взрывом. Мы идем по совокупному пути. И если бы мы ничего не делали, то стоимость проезда была бы еще выше.

Хочу сказать, что омские пассажирские автопредприятия, в том числе и ПАТП-4, постоянно занимаются снижением собственных издержек, чтобы замедлить рост тарифов – словом, экономят на себе. За счет оптимизации здесь сокращено значительное количество инженерно-технического персонала, рабочих. Мы объединили ПАТП № 7 и ПАТП № 9. Закрыто несколько вспомогательных подразделений. Проводится оптимизация маршрутной сети. Однако имеющийся положительный экономический эффект, повторяю, нивелируется опережающим ростом цен на топливо, горюче-смазочные материалы, запасные части.

Об отмененных рейсах и заработной плате

– Продолжаем оптимизировать маршрутную сеть: с января 2014 года отказываемся от пригородных перевозок до Лузино, Гауф Хутора, Ново-Омского совхоза, Горячего Ключа. На смену муниципальным автобусам должны прийти частные перевозчики, а наш транспорт должен работать на городских маршрутах. И еще одно изменение ожидает омичей: маршруты с низкой доходностью будут возить льготников. Их субсидирование будет происходить за счет работы высокорентабельных маршрутов.

Средняя зарплата работника муниципального ПАТП сегодня составляет 17 тысяч рублей: водитель получает 24 тысячи, кондуктор – 12 тысяч, начальник ПАТП – около 40 тысяч рублей.

О новых троллейбусах и автобусах

– Для того, чтобы снизить расходы на содержание троллейбусов в 2014 году, муниципальный автопарк пополнится четырнадцатью новыми машинами. В будущем году «Электрический транспорт» по лизинговой схеме покупает 14 новых троллейбусов. Организация сэкономила деньги и пускает их на обновление транспортных средств. Так что ресурс для снижения затрат есть, но по другим предприятиям сказать пока не могу. Проблема старения автопарка общественного транспорта города является одной из самых острых. Сейчас списанию подлежит порядка 20% автопарка. По нашей статистике, сейчас в Омске работают 877 автобусов, 173 троллейбуса, 92 трамвая. По расчетам специалистов замене подлежат 300 автобусов.

О свете, что в конце тоннеля

– В ближайшее время в Омске может появиться скоростной трамвай, который будет запущен взамен недостроенному метро. Линии будущего метро возможно будут связаны с существующими трамвайными линиями. Это сейчас наиболее перспективная идея. Первая линия такого трамвая свяжет железнодорожный вокзал с автовокзалом и поселком Солнечный. Можно сказать, что здесь виден свет в конце тоннеля. Есть несколько проектных институтов, которые готовы разработать схемы скоростного трамвая для Омска. Так же, в будущем году на проспекте Маркса появится выделенная полоса для общественного транспорта, что должно снизить нагрузку на этот участок дороги. Что касается городской электрички, то ее час еще не пробил. Причина заключается в том, что стоимость проезда в ней, по расчетам составлявшая 20 рублей, неожиданно выросла в два раза. Кто будет давать деньги на это, пока неизвестно. В бюджете таких денег нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру