Кинопроба: «фабрика грез» по-омски

Как развивается в городе «важнейшее из искусств»

Пока в Омске чиновники от культуры рассуждают, как развивать киноиндустрию, надо ли открывать киностудию и как воспитать в театральном городе «киноменталитет», режиссер Максим Дьячук снимает фильмы, которые с успехом смотрят любители кабельного телевидения в Америке, Японии, Великобритании. В России его творчество признание так и не получило, а в родном Омске фильмы возможны только в рамках закрытых показов. О «широком прокате» мечтать не приходится. 

Как развивается в городе «важнейшее из искусств»

 Несколько лет назад Максим Дьячук снял свой первый полнометражный фильм «Споры». Сейчас работает над фантастическим фильмом «Безмолвие космоса» – завершает этап создания компьютерных спецэффектов и музыки, а также над «сказкой для взрослых» в стилистике стимпанка под названием «Снежная королева». Мотивы – отдаленные, фантазия – на грани с невозможным, но Королева (готическая леди) и Кай (брутальный инженер) будут. А вместе с ними дирижабли, паровые двигатели и прочая машинерия (бутафоры уже во всю работают над объектами), мало отношения имеющая к Андерсену, но с творческой точки зрения не менее интересная.

Таких задумок у молодого режиссера – десятки. И самое интересное, что многое из этого можно реализовать в пространстве города. Вот только инициатива кинематографиста почему-то не поддерживается.

Сам себе всё

Он не называет себя кинорежиссером. Предпочитает более универсальное определение – «фильммэйкер». Это как человек-оркестр: сам себе сценарист, режиссер, художник, компьютерный график, дизайнер и еще много кто. У Максима есть своя киностудия. Она же – основная работа (коммерческие заказы на клипы, рекламные ролики, корпоративные фильмы) и источник дохода, который приходится делить между семьей и творчеством. Есть своя съемочная группа. В ее составе три человека: сам Дьячук, его супруга Дина, она же гример и помощник во всем, и известный в городе музыкант Игорь Фауст. Актеры – омские, театральные.

Сюжеты его фильмов – по-голливудски немыслимые, без претензии на глубокую философию. Больше для глаза, нежели для мозга – и без него в мире есть кому умничать в кадре. К примеру, «Споры» рассказывают о нашествии инопланетных чудовищ, выросших из спор, принесенных на землю каким-то непонятным образом, видимо из космоса. Собственно, о космосе и второй его фильм, хотя уже более сложный, с детективной интригой, с запутанным сюжетом. Но и здесь монстров хватает. Такие персонажи требуют больше всего мастерства и технических возможностей (а именно на компьютерные спецэффекты делает ставку режиссер), чтобы на экране предстать страшными и убедительными. Люди, конечно, в его фильмах тоже есть, но и те нередко мутируют, превращаясь невесть во что.

Такой формат оказался очень востребованным у зарубежного зрителя, между тем как в своем отечестве попытки достучаться до тех, кто что-то решает в кинематографе, оказались тщетными. Без «звездных» имен и лиц в кадре предложить нечто большее, чем смешные копейки за права фильма, омским создателям не могут.

К счастью, повезло найти в Канаде профессиональных дистрибьюторов, которые и помогли раскрутить «Споры» за пределами России. На данный момент этот фильм принял участие в нескольких американских кинофестивалях, с успехом кочует по местным кабельным каналам, уже вышел на DVD в Японии. На очереди Англия, Германия. Залог такого успеха – широкий рынок продажи кинопродукции и отсутствие пиратства. Вполне вероятно, что через год-другой «Споры» придут и в Россию, но уже на пиратских дисках.

– Забавно было бы на это посмотреть: русское кино попало в свою страну с помощью пиратов, да еще и как американская продукция… Может, хоть так люди смогут увидеть то, что мы делаем, – смеется Максим Дьячук.

Вне контекста

Никакой финансовой поддержки режиссер, естественно, не получает. Все, что снимает, делает на свои деньги с надеждой на будущую востребованность.

– Если в «Спорах» мы выкроили средства на мизерные гонорары, то фильм «Безмолвие космоса» обошелся нам в 200 тысяч рублей своих собственных денег. Гонорары мы бы просто не потянули. Мы все работаем на будущее. В контрактах, которые подписали с артистами, оговорено, что в случае продажи фильма выплатим гонорар. К сожалению, это понимают не все, поэтому многие отказываются, – говорит режиссер.

В ситуации, подобной этой, рано или поздно оказываются все молодые кинематографисты. «Хотим снять кино. А где и как в Омске это реально сделать?». Киностудии в городе нет, а вместе с ней и технических условий. Ну а те, кто все-таки находит возможность снять свой фильм, встают перед другим вопросом: «А что дальше?».

То, что в Омске достаточно талантливых ребят, готовых посвятить свою жизнь киноискусству, хорошо известно. Так же как и то, что в отношении кино им практически негде себя проявить. Отсутствие условий приводит к тому, что люди уезжают туда, где эти условия уже созданы. И об Омске в случае успеха уже мало кто вспоминает.

Ближайший к Омску город, где эти условия есть, – Новосибирск. Еще один город с прочной традицией – Екатеринбург. По меркам российских просторов мы просто соседи, а кинематографическая ситуация кардинально разная.

В Омске люди привыкли ходить в театр, и что ни говори, а театральный фундамент очень давний и крепкий. Девять театров (и это только официальных – областных и муниципальных, в том числе единственный частный) на миллионный город – немало. А вот кинематографического контекста нет.

Идеи в поисках вложений

Летом прошлого года в Омске прошел Национальный фестиваль кинодебютов «Движение», председателем которого является известный российский актер, режиссер и сценарист Артем Михалков. Концепция фестиваля – поддержка молодых кинематографистов, желающих делать именно авторское кино. В условиях гиперактивности сериального производства идея более чем непопулярная. Однако Михалков признался, что рассчитывает на молодежь (как на тех, кто делает кино, так и на тех, кто его смотрит) и на привлечение к работе фестиваля дистрибьюторов. Они будут отсматривать фильмы и далее лучшим из них обеспечивать стартап.

– Мы думали и о том, чтобы на базе фестиваля в Омске проводить кинорынок, на который могли бы приезжать дистрибьюторы, они же прокатчики, общаться с режиссерами. А это, в свою очередь, способно открыть в городе перспективы появления киностудии, где люди, желающие развиваться дальше в профессии, могли бы попробовать себя в разных ее амплуа: сценарном, операторском, режиссерском, гримерном и так далее, – делился Михалков идеей, открывая фестиваль в Омске.

Через два с лишним месяца, в апреле, «Движение» пройдет во второй раз, но слова Михалкова пока еще действительно не больше, чем идея, поскольку требуют серьезных инвестиций и главное – корректировки приоритетов в политике развития города и области. А этого пока не происходит. И задумка Михалкова в таких масштабах хоть и заманчивая, но все-таки маловыполнимая, конечно, если речь идет о киностудии как о государственном проекте.

Ну а пока инициатива исключительно частная. В конце прошлого года Максим Дьячук открыл на базе своей студии киношколу. Деятельность режиссера набирает обороты, идеи растут, и воплощать их все уже не хватает возможностей. Для подготовки помощников и создана эта киношкола. Ее учебные направления охватывают практически все специализации: режиссерскую, операторскую, продюсерскую, создание компьютерных спецэффектов, актерское и сценарное мастерство, грим. И главное – обилие практики, поскольку кинопроизводство, как говорит Максим Дьячук, ускоряет темпы:

– Мы и сами находимся в постоянном обучении, постоянно растем, узнаем нюансы оформления киносценария, ищем по-актерски выигрышные типажи, открываем для себя новые территории в пространстве Сибири, которые могут стать съемочными площадками. А еще изучаем международные требования документации для готового фильма, осваиваем более сложную режиссуру, пытаемся делать более красочные спецэффекты и сочинять более эффектную музыку.

Уже выпустились первые ученики, получили сертификаты. Конечно, такой ценности в государственных масштабах, как диплом ВГИКа, они не имеют, но в качестве моральной поддержки и придания уверенности молодым специалистам очень даже пригодятся.

По большому счету все попытки создания в Омске подобной школы, которая могла бы стать платформой для будущей киностудии, сводятся к тому, что компании, так или иначе занимающиеся производством видео-продукции (рекламных роликов и корпоративных фильмов), предлагают курсы по тому или иному направлению. Все это скорее для собственного развития, чем для грандиозных профессиональных перспектив. В этом нет системы и нет четкой цели – для чего и для кого. Может быть, у Дьячука получится сделать из своей школы нечто масштабное, способное дать толчок к развитию этой отрасли в целом.

Отрадно, что за последнее время в омском кинопространстве заметно небольшое оживление. Проводится несколько фестивалей. Появляется информация о премьерах – к счастью, есть пара кинотеатров, руководство которых готово предоставлять для дебютных показов залы. Можно спорить об уровне этих работ, о степени владения профессией, наконец, об адекватности амбиций авторов, говорящих: «Я снял кино». Но ведь без целенаправленной государственной политики и поддержки это уже немало.

Для того чтобы объединить всех участников этого процесса и совместно решать проблемы, связанные с кино, нужен связующий центр.

Робко, но все же с долей уверенности в администрации города обсуждается идея создания в Омске отделения Союза кинематографистов России. Кроме того, сегодня Омск – первый город на территории Сибири, который пытается инициировать открытие регионального Сибирского союза кинематографистов. Возможно, он вырастет до Сибирского, если другие города поддержат эту идею. Поэтому вполне возможно, в омской киноиндустрии грядет новый этап, которого так давно ждут. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру