Вампилов всегда будет востребован

11 декабря в театре “Студия Любови Ермолаевой” прошел юбилейный показ спектакля “Старший сын” по пьесе Александра Вампилова

Десять лет назад спектакль поставил друг Вампилова, актер Омского академического театра драмы Валерий Алексеев. Перед спектаклем Валерий Иванович рассказал нам о знаменитом драматурге. Воспоминания народного артиста России ценны еще и потому, что при жизни Вампилова в СМИ было записано крайне мало информации о нем.

Итак, слово Валерию Алексееву.

11 декабря в театре “Студия Любови Ермолаевой” прошел юбилейный показ спектакля “Старший сын” по пьесе Александра Вампилова
Александр Вампилов

“Этот кудрявый, брацковатого вида?”

Я сейчас только понимаю, что многие высказывания Саши надо было записывать, настолько они у него меткие, с хорошей долей юмора. Тогда же никто из нас, его друзей-знакомых, не догадывался, что пьесы Вампилова будут ставить не только в России, но и за рубежом. Когда я, будучи студентом Иркутского театрального училища, познакомился с ним, некоторые не верили, что Саша – драматург. Один из знакомых удивился: “Этот кудрявый, брацковатого вида?”. Сибирским словечком “брацковатый” в Иркутске называли тогда простых, восточного вида ребят из маленьких городов. У Саши дейст-вительно было несколько восточное лицо. Кудрявый, зимой всегда без шапки, в демисезонном пальто нараспашку. Когда я его спросил, почему не носит шапку, отмахнулся: “Мне в них жарко. Как-то подарили ондатровую – один день поносил и тоже кому-то отдал…”

То, что Саша гениальный, я понял через несколько лет, прочитав его пьесу “Старший сын”. Как сейчас помню: я на гастролях, лежу на пляже – жара 35 градусов. Открываю эту пьесу, очень просто оформленную (печатные листы скреплены скоросшивателем), и не могу оторваться. Я тогда страшно обгорел, потому что не переворачивался до тех пор, пока не дочитал. И для меня эта пьеса как маленькая серенада Моцарта, из которой ничего не выкинуть. Как-то мы (два актера и режиссер) мучились, пытаясь ее сократить, и не смогли. Когда же ставили другую вампиловскую пьесу, “Прощание в июне”, и он сам предложил убрать несколько сцен, в них буквально вцепились актеры: “Ни за что не отдадим, хотим это играть!”.

Валерий Алексеев (справа) вручает актеру Борису Руденко за роль Сарафанова в спектакле “Старший сын” Диплом лауреата областного фестиваля-конкурса “Лучшая театральная работа 2000”.

Ефремову не дали поставить “Утиную охоту”

Хотя Саша и говорил поэту Николаю Рубцову: “Плюнь, что не всегда печатают – меня тоже, я же не плачу…”, он, конечно же, переживал. Просто всегда переходил на самоиронию, держался… Мне он говорил про Рубцова: “Коля, чем молодец? Ему сказали слова заменить – он это делает и получает гонорар”. (К примеру, в стихотворении со словами: “Стукнул по карману – не звенит, /Стукнул по другому – не слыхать, /В коммунизм, в заоблачный зенит/ Мысли полетели отдыхать…” Николай по настоянию литературного начальства фразу с “коммунизмом” переиначил: “В солнечный, заоблачный зенит”, таких случаев было много). Саша так не мог. В “Утиной охоте” он не стал заменять выражения, к которым были претензии. Когда иркутский альманах все же напечатал пьесу, говорил: “Редактор протащил меня по лезвию бритвы” – и был очень ему благодарен. Будто чувствуя неладное – что журнал могут изъять из продажи, обежал несколько газетных киосков, скупил около 20 экземпляров. При мне сидел, правил в опубликованном тексте, зачеркивая правки редактора и надписывая сверху фразы, которые были в подлиннике. Однако даже правки не спасли того редактора: из-за публикации “Утиной охоты” разразился скандал, его сняли с должности.

Пьесу тогда не дали поставить даже Олегу Ефремову, который очень хотел сыграть роль Зилова. Саша ездил к нему в Москву, они много общались, и потом он мне рассказывал: “Ты знаешь, он (Ефремов) сыграл мне кусок роли, так глубоко… я понял, что он может поставить этот спектакль”.

Снимали афиши

В 1970-е годы Вампилова почти не ставили – не давал разрешения ЛИТ (тогдашняя цензура). А мы на свой страх и риск репетируем в Иркутске “Старшего сына”. Вдруг проходит слух, что спектакль не пропустят: мол, антисоветчина махровая, и все герои – асоциальные типы.

Чиновники от культуры и критики спрашивали Вампилова: “Вы про кого пишете? Разве в Советской стране человек может быть несчастен, разойтись с женой, тайно выпивать по ночам?” И вот выходим с Сашей вечером из театра - на следующий день сдача спектакля, а все афиши сняты…

На сдаче мы очень волновались, но первые же реплики вызвали смех в зале, аплодисменты: так весь спектакль и прошел на овациях. Поздно, после премьеры, курю у театра и вижу, что плакат со “Старшим сыном” снова наклеили. Я смотрю на афишу и думаю: “Счастлив, что сыграл эту роль…”

В эту ночь нам было не до сна: вместе с Сашей и сыгравшими в спектакле актерами гуляли по городу, переходя из одной творческой мастерской в другую. Делились со знакомыми художниками и писателями впечатлениями, услышали много восторженных отзывов. А вот в газетах рецензий долго не было. Когда же они вышли (не помню, что было про других, а про меня написали – мы долго смеялись): “Алексеев сыграл хорошо, но аполитично”.

Конечно, для меня было счастьем, когда много лет спустя Любовь Иосифовна Ермолаева предложила мне вместе с режиссером Ларисой Михайловой поставить этот спектакль в Омске. Я хорошо помнил все Сашины объяснения, как делать постановки его пьес – очень точные, яркие. И все же переживал: кое-кто мне заявил, что, мол, “Вампилов уже невостребован”. Я возразил: “Еще как востребован – его всегда будут смотреть”. Кстати, и Саша это предчувствовал, говорил: “Будет перерыв с показом моих пьес, а потом снова начнут ставить”.

Премьера в “Студии Любови Ермолаевой” показала, что он был прав. И молодежь, и зрители старшего поколения во время спектакля как будто объединились в своих чувствах – затаив дыхание, слушали горестный рассказ Сарафанова о своей жизни, дружно смеялись над комичными эпизодами.

На самом деле это редкость – то, что спектакль поняли все категории зрителей, что он продержался на сцене больше пяти-семи лет. Но с вампиловскими пьесами так всегда…

“Нельзя идти по телам женщин и детей”

Саша очень переживал свою семейную драму – расстрел отца. И эта тема: смысла жизни, поисков сыном отца и, главное – что можно, а чего нельзя делать человеку – присутствовала в его пьесах всегда.

Как-то он сорвал меня с репетиции: “Срочно надо поговорить. Завтра уезжаю в Москву – там есть договоренность о постановке моей пьесы, ЛИТ разрешил. А здесь в Иркутске будут ставить “Прощание в июне”. Я бы очень хотел, чтобы ты сыграл главную роль Колесова”.

И вот мы сидим на берегу Ангары и он меня убеждает, что смогу эту роль сыграть. Я тогда сомневался, боялся подвести и буквально все, что только можно, об этом персонаже из него “вытаскивал”.

Когда же я спросил, что главное в пьесе, он ответил: “Все цели человека прекрасны, но нельзя идти по телам женщин и детей…”. Я тогда многое понял и про роль, и то, как играть финал. А саму фразу запомнил на всю жизнь.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру