В принципе, все мы появляемся на свет с потенциальными задатками к любому виду деятельности. Другими словами, природа наделила нас возможностями для овладения любой деятельностью. Вопрос только в том, разовьются ли эти наши задатки в способности. До перехода в среднюю школу определить, к чему склонен ребенок, очень трудно, да, наверное, и не нужно. Программы начальной школы, как правило, направлены на развитие так называемых общих способностей, необходимых для овладения любой областью знаний, а значит, и любой профессией. Это связано еще и с тем, что в основе специальных способностей лежат те психические процессы, которые продолжают формироваться вплоть до старших классов. Классу к 7-8 все познавательные психические процессы, в том числе и разные виды мышления, как правило, сформированы. Тогда-то обычно и становится заметно, что одни школьные предметы ребенок усваивает легко и с удовольствием, другие даются ему труднее и не вызывают особого интереса. Конечно, надо учесть, что школьные интересы и оценки не дают полного представления о наличии тех или иных способностей. По-настоящему умный и одаренный ребенок может быть в школе как отличником, так и троечником. Это зависит не от интеллекта, а от психологических особенностей школьника и зачастую от характера его отношений с учителями.
Те дети, которые имеют достаточно выраженные склонности только к одной области наук (а их не более 1-2%), легко могут понять, что им интересно, и без помощи специалистов. А вот как определиться тем, чьи способности выражены не столь однозначно? В старые советские времена родителям было проще определить наклонности ребенка: существовало множество кружков и секций, в которые можно было за символическую плату (а то и вовсе бесплатно) водить ребенка. Оптимальный вариант — дать ему попробовать как можно больше занятий. Тот кружок, в котором он останется, — это его.
А как определяют слабые и сильные стороны ребенка профессиональные психологи? Для этого существует масса специальных тестов. Сюда входят такие задания, как умение продолжать логические цепочки, умение находить лишнее, задания, выявляющие уровень развития абстрактного мышления, задания на пространственное воображение и понимание пословиц...
В среднем примерно 5–7% детей показывают очень высокие способности и к точным, и к гуманитарным наукам. 12% очень способных детей имеют узконаправленные наклонности, однако все равно это не “чистые” технари или гуманитарии. Чаще всего сочетаются в паре математические и естественнонаучные или естественнонаучные и гуманитарные способности. Дети средних способностей показывают неплохие результаты и в точных, и в гуманитарных науках. Они развиваются комплексно.
Тесты — это, конечно, хорошо. Но и они не дают стопроцентный результат. Случается, что дети волнуются и боятся отвечать на задания. Бывает и так, что у потенциально умного ребенка занижена самооценка. Не будучи уверенным в собственных силах, он старается подсмотреть ответы соседа. Кроме тестов существуют и другие методы определения способностей. Например, рисунок — как проявление нашего бессознательного. По тому, что изображено на рисунке, можно сделать много интересных выводов. Так, например, если изображение на листе отклоняется в правую сторону, то с большой долей вероятности можно сказать, что ребенка влечет к точным наукам. Если в левую — то перед нами, скорее всего, гуманитарий. Но это, разумеется, всего лишь один из критериев.
Российские ученые разработали метод, который дает возможность определить потенциальную склонность ребенка к точным или гуманитарным дисциплинам еще в раннем возрасте. Они установили, что творческие способности человека зависят от размера его… ушей. Если, к примеру, ваше левое ухо больше правого, то, скорее всего, вы больше одарены в точных науках. Если же правое ухо больше, перед вами — типичный гуманитарий. Разница в размерах ушей может быть незначительной — всего лишь 2–3 миллиметра. Но даже этой разницы достаточно для того, чтобы определить ведущее полушарие головного мозга. Для того чтобы четко построить профиль ребенка, нужно комплексное исследование. К счастью, сейчас во многих школах есть психолог. Кроме того, есть множество психологических центров, и неравнодушные родители могут обратиться туда.
7 СИСТЕМ СПОСОБНОСТЕЙ
На самом деле типов способностей больше, чем принято считать. Перечислим некоторые из них.
Логические – математические способности включают в себя умение обобщать, способность к последовательному мышлению, оперирование системой символов, легкость перехода от прямого к обратному ходу мыслей, гибкость мыслительных процессов. Такие способности необходимы в деятельности философа, математика, ученого.
Пространственные: умение видеть мир в образах, умение создавать собственные образы. Черчение, дизайн, пиктографическое проектирование — вот те области, в которых пространственно одаренному человеку будет интересно.
Социальные способности можно отметить у людей, которым лучше всего дается общение с окружающими. Они умеют определять и оценивать характерные черты других, понимать их чувства. Этот тип способностей необходимым для будущих учителей, политиков, продавцов.
Аналитические, иногда их называют оценочными, способности помогают оценивать характерные черты личности. Понимание мотивов поведения других, рефлексивность — это черты интеллекта психологов, врачей, социальных работников, юристов.
Кинестетические способности присущи тем, кто работает в движении, — это в основном спортсмены, танцовщики, ткачи. И, между прочим, талантливые хирурги тоже наделены высокими кинестетическими способностями.
Лингвистические, или вербальные, способности необходимы для поэтов, переводчиков, писателей, историков. Они предусматривают красочность образов памяти, чувство языка, развитие эстетического чувства, творческое воображение.
Музыкальные способности: чувство ритма, размера, тона, интонации присущи музыкантам.
Советы родителям
На мой взгляд, вопрос не столько в том, кто ты – технарь или гуманитарий, сколько в том, чем ты хочешь заниматься. Вопрос о наличии способностей – это, скорее, вопрос о ресурсах. Другими словами, насколько легко будет происходить процесс овладения профессией. Главное занятие всей жизни должно нравиться самому выпускнику. Но ведь бывает и так, что честолюбивые родители выбирают профессию для своего ребенка, руководствуясь исключительно собственными соображениями насчет того, что лучше или престижнее.
Наверное, это покажется парадоксальным, но родителям совсем не обязательно знать, как определить склонности ребенка. Родителям надо уметь общаться с ним и поддерживать его. В одной из давних телевизионных передач известная актриса и ведущая Лариса Гузеева поделилась тем, что все ее проблемы с сыном решились сами собой, когда она поняла, что сын – это не ее продолжение и не ее собственность. Он такой же человек, как она сама. Следовательно, он имеет право думать, чувствовать, видеть мир иначе, чем она. А значит, выбор профессии – это его жизненный выбор, который он должен и может сделать сам.
Это не значит, что ребенку не надо помогать. Помощь родителей должна заключаться в том, чтобы научить делать выбор. Для того, чтобы свести к минимуму ошибки в выборе профессии, необходимо ответить на три вопроса:
•чем ребенок хотел бы заниматься;
•насколько эта профессия востребована;
•какие способности нужны для овладения этой профессией и есть ли они у ребенка.
Для ответа на первый вопрос необходима информация о профессиях, причем не только о внешней стороне профессии, но и о трудностях, не только о сильных, но и о слабых сторонах. Для ответа на вопрос о востребованности профессии нужна информация о рынке труда. Для ответа на последний вопрос необходимо знать, какие требования предъявляет профессия к человеку и какими из необходимых качеств обладает ребенок.
С точки зрения социального успеха важнее выбрать профессию, в которой всегда будет по-требность на рынке труда. С точки зрения самого человека гораздо важнее, чтобы дело его жизни приносило удовольствие. Если выбор сделан самим ребенком и этот выбор основан на его желании, то трудности в освоении профессии он будет воспринимать как испытание, которое необходимо преодолеть.
Тест
Посмотрите на изображение внизу. Что вы видите:
12
А I3 С
14
Если в первую очередь вы видите буквы, то скорее всего вы гуманитарий, если ваш взгляд останавливается на цифрах – вы скорее склонны к техническим наукам. Если вы видите и буквы и цифры – ваши склонности к гуманитарным и точным наукам выражены в равной степени.