– Андрей Евгеньевич, выделено четыре основных направления в деятельности министерства здравоохранения: развитие профилактики, совершенствование финансирования, лекарственное обеспечение, а также модернизация и информатизация медицинской инфраструктуры. Какое из этих направлений приоритет для Омского региона и почему?
– Все эти направления очень важны, но вы забыли отметить самое важное – материнство и детство. Качественное родовспоможение, снижение уровня материнской и младенческой смертности – одна из важнейших задач. Я считаю, на этом строится все вокруг, не только показатели развития системы здравоохранения, потому что от здоровья женщин зависит здоровье всех последующих поколений. Потому это направление для нас – основной приоритет. В этой связи в первоочередных планах будущего года строительство нового перинатального центра. Мы отправили свою заявку на этот объект в Минздравсоцразвития России, сейчас она в стадии рассмотрения. Кроме того, в рамках программы подготовки к 300-летию Омска запланировано строительство детской поликлиники на Левобережье.
– По информации министерства, при объединении городской и областной систем здравоохранения обнажилась кадровая проблема: в отрасли не хватает почти 40% врачей и более 20% сотрудников среднего звена. Каковы задачи и возможности регионального минздрава в решении проблемы обеспечения системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными к эффективной работе кадрами?
– При объединении городской и областной систем здравоохранения кадровая проблема не обнажилась, она сохраняется на протяжении нескольких лет и только во врачебных кадрах. Укомплектованность врачами составляет 62,8%, средним медицинским персоналом – 81,1%. Для обеспечения системы здравоохранения кадрами молодым специалистам выплачивается единовременная денежная выплата за счет средств бюджета Омской области. С 1 января 2012 года врачам, трудоустроившимся в учреждения здравоохранения районов Омской области, единовременная денежная выплата увеличена с 20 до 30 тысяч рублей, предусмотрены ежемесячные выплаты узким специалистам от 3 до 5 тысяч рублей. Средним медицинским работникам к единовременной выплате в размере 20 тысяч рублей дополнительно предусмотрена ежемесячная денежная выплата в размере 1 тысячи рублей в течение первых 3 лет. Врачам, приступившим к работе в 9 северных районах Омской области, предоставляется единовременная денежная выплата 50 тысяч рублей и осуществляется ежемесячная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей.
С 2012 года в соответствии с Федеральным законом об обязательном медицинском страховании молодым специалистам села – врачам в возрасте до 35 лет – выплачивается единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей.
Для решения жилищной проблемы медицинские работники могут получить государственную поддержку в виде социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома за счет средств федерального, областного и местного бюджетов. С 2012 года медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области предоставляются социальные выплаты на оплату первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту и на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечному жилищному кредиту. На сегодняшний день предоставлены социальные выплаты 101 медицин-скому работнику, из них 92 жителям Омска и 9 жителям районов Омской области. Благодаря этим мерам ежегодно работать в отрасль приходят 900 молодых специалистов: 250 врачей и 650 средних медицинских работников.
В данный момент мы разрабатываем региональную программу кадрового обеспечения учреждений здравоохранения Омской области на 2013 – 2017 гг. Этим документом в первую очередь предусмотрено повышение зарплаты медицинским работникам и строительство служебного жилья для медицинских работников в муниципальных районах Омской области. Эти меры позволят дополнительно привлечь в отрасль медицинские кадры, тем самым увеличить укомплектованность учреждения врачами и средними медицинскими работниками.
– В будущем году планируется увеличение более чем в полтора раза объема финансирования скорой медицинской помощи. На что пойдут эти средства и как повлияют на качество работы службы?
– Основная часть средств будет направлена на повышение заработной платы персонала (на 35% по отношению к уровню 2012 года) и подготовку специалистов на базе ОмГМА, что позволит повысить кадровый потенциал скорой помощи. Но не менее важными задачами, решение которых намечено на 2013 год, мы считаем обеспечение выездного персонала спецодеждой, приобретение и ремонт медицинского оборудования, обеспечение всех санитарных автомобилей надежными современными средствами связи, обеспечение бесперебойной работы автоматизированной диспетчерской, полное и бесперебойное лекарственное обеспечение. Решение перечисленных задач позволит повысить качество и своевременность медицинской помощи на догоспитальном этапе.
– У отдельной категории граждан сложился стереотип, что платная медицина всегда лучше, чем бесплатная. Верно ли это, на ваш взгляд?
– Надо признать, что в начале 90-х годов государственная система здравоохранения находилась в плачевном состоянии. Заработная плата медицинских работников была низкой, средств на закупку необходимых медикаментов и оборудования выделялось очень мало. Врачи совершенно не были мотивированы к качественному выполнению своих обязанностей. Поэтому большинство граждан, обращавшихся за медицинской помощью в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, было недовольно качеством оказываемых услуг. Появляющиеся в то время на рынке услуг частные клиники еще более утвердили стереотип о том, что платная медицина всегда лучше бесплатной.
Но за прошедшие 20 лет российская система здравоохранения претерпела существенные изменения. Сегодня бесплатная медицина тоже может оказывать медицинскую помощь на качественном уровне и конкурировать с услугами, предоставляемыми частными клиниками. В настоящее время в финансировании здравоохранения увеличивается доля средств обязательного медицинского страхования. Страховая модель финансирования (одноканальная) постепенно вытесняет бюджетно-страховую. Целью же перехода на одноканальное финансирование стало создание необходимых финансовых условий для обеспечения доступной и качественной медицинской помощи.
Уровень оказания медицинской помощи растет, появляется заинтересованность медицинского персонала в результатах собственного труда и в качественном оказании медицинской помощи, закупается дорогостоящее оборудование, развиваются высокотехнологичные виды медицинской помощи. Ежегодно утверждается территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, согласно которой пациент, поступающий в медицинское учреждение, может бесплатно получить необходимую ему медицинскую помощь.
– Вы 8 лет возглавляли городское здравоохранение. Насколько сложнее и ответственнее пост руководителя отрасли регионального масштаба? Помогает ли вам прошлый опыт сегодня?
– Конечно, сложнее. На министерском посту гораздо выше мера ответственности.
Опыт прошлых лет помогает, потому что я хорошо знаю состояние дел во всех городских больницах. К сожалению, после объединения регионального здравоохранения вскрылось много минусов. Например, те же проблемы станции скорой медицинской помощи. Сегодня мы боремся с ними героически, хотя могли решать их постепенно и планово. Если бы ежегодно для нужд службы приобреталось 10-15 машин, за несколько лет мы полностью обновили бы автопарк. Но за последние 6 лет было приобретено всего 4 автомобиля. Если бы не нацпроект, в рамках которого единовременно было закуплено около 60 новых машин скорой помощи, к сегодняшнему дню служба как таковая была бы абсолютно недееспособна. Не случайно модернизации этой службы наш губернатор уделяет сегодня такое пристальное внимание. В планах ближайших лет обновление материально-технической базы, строительство новой подстанции. Благо, на это уже есть средства. Если в этом году бюджет областной станции скорой помощи составил 603,6 млн руб., то в следующем году на нужды службы выделен 1 млрд 30 млн руб. Мы уже провели торги на приобретение 32 новых автомобилей, если поставщики нас не подведут, они поступят в ближайшее время. И так конструктивно и ответственно мы будем подходить к решению всех задач.
– Андрей Евгеньевич, на волне обострившейся борьбы с коррупцией, имея перед глазами опыт вашего предшественника, скажите, не несет ли в себе кресло министра потенциального соблазна и искушения для своего обладателя?
– Для кого как. Лично для меня – нет. Я ведь не первый год «в чиновниках». 9 лет возглавлял городское здравоохранение, 6 лет руководил Росздравнадзором по Омской области, и пока претензий к моей работе не было. А с соблазнами позволяет бороться жизненный опыт и воспитание.
– Кстати, о воспитании. Ваш отец – Евгений Афанасьевич – Почетный гражданин Омска, ему было присвоено звание «заслуженный работник Министерства внутренних дел российской Федерации», имел более двух десятков государственных наград, в том числе ордена и медали. В Омске его фамилией названа одна из улиц. Сложно быть сыном такого отца?
– О моем отце никто никогда не говорил плохого, и до сих пор все знакомые вспоминают только добрыми словами. Он дал мне старт и в жизни, и в работе, и я со своей стороны старался жить так, чтобы не опозорить фамилию Стороженко.
– Ваши пожелания омичам в канун Нового года.
– Вряд ли можно ожидать от врача иного пожелания – конечно же, здоровья. Пусть в каждой омской семье будет счастье и благополучие. Поменьше неприятностей и плохих перемен, больше стабильности в жизни и уверенности в завтрашнем дне.