Школьные годы чудесные

Как подготовить ребенка к первому серьезному испытанию?

 Совсем немного времени осталось до начала нового учебного года. Особенно волнительный момент переживают будущие первоклассники и их родители. Начало обучения – очень ответственный период в жизни детей и взрослых, поэтому следует приложить максимум усилий, чтобы ребенок полюбил новую школьную жизнь и легко привык к ней. Как сделать так, чтобы период адаптации прошел максимально гладко, без особых конфликтов? Мы попросили ответить на этот вопрос заведующую психоневрологическим отделением БУЗОО «Областная детская клиническая больница» Нину Федорову.

Как подготовить ребенка к первому серьезному испытанию?

– Нина Георгиевна, когда все-таки следует начинать подготовку к школе?

– Это очень индивидуально, выбор за мамой, важны ее умения, желания правильно, интересно, соответственно возрасту ребенка давать ему полезную информацию и, конечно, многое зависит от здоровья, состояния нервной системы ребенка в том числе. Любому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу. Чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем глубже он усвоит информацию и тем увереннее будет чувствовать себя в новой для себя обстановке.

Дошкольное детство должно быть связано с решением соответствующих этому возрасту задач – развитие любознательности, начальных умений понимать и осваивать окружающий мир. Это главное. И если в решении этих задач (освоение букв, звуков, слогов) ребенок придет к готовности начать читать, то это стремление следует поддержать. Возраст 2-3-4 года – самый благоприятный для восприятия ребенком действительности, развития памяти. Жаль, что многие родители недооценивают возможности своих маленьких детей.

Замечено, что с мальчиками сложнее, они менее усидчивы, их родителям необходимо особенно постараться заинтересовать сыновей. Но не нужно делать такую задачу обязательной. Необходимо подготовить ребенка к школе исходя из его возможностей и потребностей. Англичане говорят: «Одним ударом дуб не свалишь», т. е. невозможно быстро развить у ребенка память, внимание, усидчивость, логику. А ведь все это – подготовка к школе (через стишки, песенки, книжки, игры, решение заданий на внимание, память) — все это необходимо делать с самого раннего возраста. Но с пяти лет должны подключаться профессионалы. Для этого государство предоставляет три варианта: детский сад, центры раннего развития и подготовительные курсы при общеобразовательных школах. Тем более что с 4-летнего возраста ребенок обязательно должен воспитываться в коллективе, сколько бы пядей во лбу не было у мам и бабушек. Это важная составляющая подготовки к школе.

– Нужны ли подготовительные курсы? Как правильно подготовиться к собеседованию? Ведь от результатов тестов очень часто зависит, в какой класс попадет ребенок – сильный или слабый.

– Здесь тоже все индивидуально и зависит от ребенка. Курсы помимо представления о дисциплине дают ориентир, вектор развития, умение жить и работать в коллективе.

Ведущие детские психологи и педагоги сходятся во мнении, что усвоение ребенком школьной программы проходит намного эффективнее, если он обладает базовыми знаниями и навыками, иными словами, достаточно эрудирован. Школы проводят тестирование, чтобы и определить как раз кругозор, лексику, состояние памяти ребенка, наличие определенных навыков. Родители должны позитивно настроить ребенка на собеседование, ни в коем случае не пугать предстоящим испытанием, ведь от страха он может забыть самые простые вещи, растеряться. Поэтому с родителями должны заранее поработать опытные педагоги и психологи.

– Что ребенок должен знать и уметь к первому классу?

– Необходимо, чтобы ребенок овладел не только основами предметной, но и целостной картиной мира, доступными дошкольнику закономерностями: взаимосвязями живой и неживой природы, природы и культуры и т. д. Важнее умения читать, писать – хорошая память, познавательный интерес, желание и умение трудиться, широкий кругозор. Обычно период адаптации длится от одного-двух до нескольких месяцев.

С раннего возраста родители должны воспитывать дружелюбие в своих детях, терпеливо объяснять им каждый раз, что такое хорошо и что такое плохо, твердо и спокойно проявлять свое неприятие плохого поведения. Очень важно воспитывать в ребенке коммуникабельность, способность к общению. Правильно мотивируйте первоклассника к успешной учебе: меньше поощрений материальных, лучше устроить прогулку, различные занимательные мероприятия. Почаще хвалите: «Умница!», развивайте интерес: «Смотри, как здесь интересно!», заражайте своими положительными эмоциями. Ребенок не должен воспринимать занятия как скучную обязанность и рутину. И, конечно, в школе ребенку потребуются такие психологические навыки, как умение управлять своим вниманием и эмоциями, сохранять статическую (сидячую) позу, строить отношения с новыми сверстниками и т.д.

– Как поступить, если учеба дается ребенку слишком легко или, напротив, слишком трудно?

– В классе всегда применяется дифференцированный подход, и хороший учитель обязан давать более сильным ученикам дополнительные задания, хвалить за их выполнение. Если учеба не дается в 1-м классе, значит, родители давно упустили своего ребенка. Возможно, присутствует патология, неумение контролировать свое поведение, гиперактивность, рассеянное внимание. Многим родителям необходимо вести своих детей, например, к логопеду не с точки зрения по-

становки звуков, а с точки зрения нарушения связей в мозге. К сожалению, сейчас у многих детей встречаются такие нарушения, для них научиться читать – проблема, выучить таблицу умножения – просто катастрофа! Поэтому приходится обращаться к специалистам – психологу, логопеду, неврологу, причем чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Перед школой необходимо оценить исходный уровень состояния здоровья ребенка, пройти комплексный осмотр специалистами. По показаниям своевременно провести курс лечения.

Если учеба дается ребенку слишком легко вследствие способностей или усиленной дошкольной подготовки, постарайтесь заинтересовать его другими аспектами школьной жизни, например, возможностью помочь другим детям, учителю, школе. И обязательно посоветуйтесь с психологом: эта ситуация не менее вредна, чем ситуация неуспеваемости.

– Нина Георгиевна, и последнее. Как правильно распределить нагрузки в первый год обучения? Ведь нередко родители стараются определить ребенка еще и в развивающие кружки, секции, многократно увеличивая нагрузку на неокрепший организм.

– Здесь тоже нужно подходить индивидуально. Смотреть по результатам учебы, утомляемости, настроению ребенка. Главное, чтобы дополнительные кружки были не в ущерб здоровью, полноценному отдыху и основным занятиям в школе. Оставляйте ребенку место и время для игры, особенно для сюжетно-ролевых, настольных и подвижных игр. Именно они являются источником мотивации и тренировкой психологических навыков.

– Благодарю за беседу и полезные рекомендации, которые, безусловно, пригодятся родителям первоклашек. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру