Омский похоронный рынок в ожидании

Сферу ритуальных услуг в Омске ждут изменения

Частично они уже произошли после отмены Арбитражным судом ряда положений Омского горсовета. Вторая часть должна произойти после 1 июля 2016 года, когда будет утвержден федеральный закон «О погребении и похоронном деле» и возвращено лицензирование. Но вот приведет ли это все к прозрачности похоронного рынка и честной конкуренции между его участниками? Улучшит ли качество услуг для граждан и снизит ли стоимость похорон? На эти вопросы пока ответа нет. 

Сферу ритуальных услуг в Омске ждут изменения

Что изменилось?

Рассмотрев заявление заместителя прокурора области, арбитражный суд признал недействующими ряд положений решения Омского городского cовета от 22.07.2009 № 266 «Об организации похоронного дела в городе Омске». Исключительное право городской специализированной службы на оказание определенного перечня услуг привело к ограничению конкуренции, то есть к отказу другим компаниям в равном праве на оказание этих услуг. Суд согласился с тем, что сложившаяся монополия противоречит сразу нескольким действующим законам, и отменил ряд положений. Так, если раньше по закону копать могилы могли только работники муниципального предприятия «Комбинат специальных услуг», то теперь это может сделать любая компания или даже частное лицо. При необходимости заменить, переделать, демонтировать памятник или ограду на могиле родственникам умершего теперь не нужно уведомлять об этом муниципальную специализированную службу.

Что касается проекта федерального закона «О погребении», который сейчас дорабатывается в министерстве строительства (именно в его ведении теперь находится сфера ритуальных услуг), изменений стоит ждать не ранее июля 2016 года. Самое главное касается введения лицензирования как ключевого государственного инструмента контроля качества работы похоронных организаций. Кроме этого, документ в его сегодняшнем виде предусматривает и ответственность компаний за «черных агентов», покупающих информацию о смерти.

Казалось бы, все изменения конструктивные, и ситуация на омском рынке может выправиться уже сейчас. Но представители частного бизнеса отмечают, что пока все это, в том числе и равные права для всех участников рынка – только на бумаге. Неизвестны механизмы борьбы с «черными агентами», отложен вопрос с частными кладбищами, непонятно, кто и как будет заниматься благоустройством кладбищ, под вопросом и их инвентаризация.

О чем спор?

Напряженной получилась дискуссия за круглым столом между представителями администрации города, МП «КСУ» и частного бизнеса, который состоялся на прошлой неделе. На реплику начальника отдела коммунально-бытового хозяйства департамента городского хозяйства Василия Жеребятьева, что отныне поправки предоставляют равные права всем участникам рынка, частники высказали свои контраргументы. Хайрула Абайдулин, директор ООО «Омская ритуальная компания Память-В», подчеркнул, что для агентов коммерческих компаний по-прежнему сохраняются препятствия, когда они обращаются с заявлением на разрешение копки могилы в специализированную службу. А требования «КСУ» к агенту предоставить доказательства, что он является официальным сотрудником фирмы, руководитель вообще считает незаконным.

– Если все властно-распорядительные функции у специализированного предприятия отобраны, оно не имеет права требовать с агента никакие документы, – считает Хайрула Абайдулин.

Защищая интересы «КСУ», юрисконсульт предприятия Юлия Саркисян заявила, что снятие этих функций со специализированной службы приведет к еще большему беспорядку. По ее мнению, только муниципальное предприятие способно гарантировать родственникам или представителям умершего соблюдение прав и выполнение всех необходимых процедур при захоронении. Однако имеющиеся прецеденты поборов на муниципальных кладбищах за оказание тех или иных услуг в те или иные сроки, а также несколько официально доказанных случаев взяточничества среди работников специализированной службы заставляют частный бизнес настаивать на своем: порядка в Омске до сих пор нет.

А кроме этого

К этим проблемам добавляются и многие другие. Это, прежде всего, продажа информации о смерти, схемы мошенничества лжеагентов, предоставление «по прайсу» изначально бесплатных услуг.

– О фактах коррупции надо говорить на том этапе, когда после сообщения в скорую или полицию на пороге дома, где случилось горе, появляются агенты похоронной службы, которых никто не звал, – считает Вячеслав Кувакин, директор ритуальной службы «Артель». – Откуда у них информация о смерти? Находясь в тяжелом моральном состоянии, человек не разбирается, сколько и за что ему выставляют счет мошенники, он платит ту сумму, которую назвали. Только потом, придя в себя, он понимает: за услуги стоимостью в 30 тысяч рублей он отдал в несколько раз больше. Звонит агенту, а тот отвечает, что коммерческая организация может выставлять такую цену, какую захочет.

В месяц у черного агента выходит около десяти-пятнадцати заказов. И он должен использовать свои возможности по максимуму, чтобы получить за них как можно больше денег. По оценке экспертов, теневой оборот ритуального рынка достигает 60%. Как отмечает Вячеслав Кувакин, в новой редакции федерального закона предусмотрена ответственность должностных лиц за подобные факты. В случае выявления нечестной схемы работы, предприятие будет лишено лицензии. Очевидно, что без построения необходимой вертикали власти проконтролировать налоговые отчисления, не доходящие до бюджета, невозможно.

Поэтому именно на лицензировании, а не на создании саморегулируемой организации, настаивают омские бизнесмены. Большинство черных агентов не имеют ничего, кроме телефона, блокнота и источника информации. Лицензирование же предполагает наличие квалифицированного персонала, офиса оформления заказов, базы специализированного транспорта. СРО проблему качества, по мнению омских представителей ритуального бизнеса, не решит. Оно станет еще одним вариантом коррупционной схемы, когда профессионализм и добросовестность будут исчисляться суммой членских взносов.

На данном этапе, пока еще нет лицензирования, хоть какой-то порядок в городе можно было бы навести, имея попечительский совет. Обязательное наличие этого органа предусмотрено тем самым решением №266 Омского горсовета. Функция совета (в него входят представители горадминистрации, департамента городского хозяйства, разных конфессий) – смотреть, как работает рынок в целом, как идет благоустройство кладбищ и что включает, как оказываются услуги гражданам, желающим достойно похоронить своих близких. Однако по факту попечительский совет так и остается теорией.

Ну а пока специалисты советуют гражданам быть ответственными и внимательными. К сожалению, горя не миновать. Но даже в этой ситуации нужно стараться сохранять холодную голову, чтобы проводить близкого в последний путь достойно и правильно. Элементарная осторожность способна уберечь от мошенников и сохранить деньги. Чтобы потом, когда личное горе успокоится, не пришлось столкнуться с новыми потерями – финансовыми и эмоциональными, пытаясь найти концы в беспринципных схемах «черных агентов». Кроме того, граждане, потерявшие близкого человека, могут воспользоваться помощью сайта ритуалка55.рф. На его страницах максимально подробно написано о том, как обезопасить себя от мошенников и на чем заострить внимание при обращении в ритуальное агентство.

Кира Ковтун. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру