Затем длилась полоса остановок и переносов крайних сроков: 1996, 2001, 2005, 2008 годах. Соседние города уже давно имеют свои развитые инфраструктуры и, кажется, что Омск опоздал и уже вряд ли догонит их.
Для омичей недостроенный аэропорт является символом несбывшихся надежд, как и метро. «МК» побеседовал с Игорем Глушковым – строителем с огромным опытом, бывшим генеральным директором ОАО «Омский аэропорт «Федоровка».
С чего все начиналось
Главной мотивацией постройки нового аэропорта стала безопасность жителей города. Сейчас самолет идет на посадку над Ленинградской площадью – это густонаселенная часть Омска. Кроме того, сейчас область вкладывается в развитие «Птичьей гавани». Не секрет, что одна из причин аварий – это попавшие в двигатель птицы. Также очень много несгоревшего керосина падает, образно говоря, жителям на голову. Это опасно с точки зрения экологии и здоровья людей.
Было осмотрено много мест и в свое время остановились на Федоровке. Потом началась череда неудач.
В 1996 году аэропорт был достроен на 70 %, и тогда руководителю Омского аэропорта Сергею Круглову было предложено переехать туда. Уже бушевал рынок, денег стало меньше, в связи с этим остались недоделанными некоторые вещи, такие как внутренняя отделка, хотя в целом аэропорт мог функционировать. Но посчитали, что если переедут в недостроенное здание, то его не достроят никогда. Пока ждали окончания стройки, здание во многом разрушилось. Естественным и искусственным образом. Его растащили и разворовали, дачники отбивали кафельную плитку. Чтобы законсервировать стройку тоже нужны деньги, поэтому «Федоровка» остался бесхозным. Теперь уже надо искать деньги, не только чтобы достроить, но и восстановить. Периодически появлялись инвесторы, которые были готовы вложиться в аэропорт. Так, одна турецкая компания в 2010 году проявила интерес. Они были готовы брать под расчет часть земель Центрального аэропорта. Была создана новая авиакомпания, как и положено. С турецкими инвесторами договорились, что они завозят 4 воздушных судна и компания начинает работать, а они тем временем строят «Федоровку». Но и этот вариант оказался мыльным пузырем.
Было создано общество «Аэропорт “Федоровка”», которое активно поддерживалось губернатором. Рассматривались многообещающие денежные решения. Но, когда сменилась власть, прежняя схема перестала работать.
В разные годы появлялись заинтересованные, которые хотели достраивать аэропорт с выгодой для себя: арабские инвесторы, англичане, югославы. В 2009 году немецкая компания сделала бизнес-план с тремя разделами: техническим, юридическим и финансовым. Серьезное предложение, но его положили на полку.
Сейчас банк, с которым правительство заключило договор, делает отчет по «Федоровке», чтобы провести конкурс среди инвесторов и найти акционера, который вложится и начнет в дальнейшем возвращать свои деньги. При этом должен быть задействован и Центральный аэропорт. Но вышло так, что акционер может вернуть свои средства только за счет «Федоровки», а это очень слабая деятельность и экономика. Ведь окупаемость в 30 лет – это очень мало. Это создает проблемы с инвесторами, хотя желающие были серьезные и звучные. Но делать ставку на перевозку пассажиров это неправильно. Игорем Глушковым было внесено предложение сделать ставку на грузоперевозки, внести это в схему, но оно не встретило отклика. 900 тысяч пассажиров в год – это в 5 раз меньше, чем в крупных сибирских аэропортах: Кольцово в Екатеринбурге и Толмачево в Новосибирске.
Альтернатива
Омск расположен в таком месте, где удачно сходятся транспортные потоки, развитие Арктики, которому уделяют большое внимание, может помочь возродиться аэропорту «Омск – Федоровка». Город находится находится между Арктикой и Индийским океаном, он связывает рынки Китая, Ирана, Афганистана. Игорь Глушков предлагает, чтобы Шелковый и Хлопковый пути шли именно через Омск, где можно создать многофункциональный аграрный индустриально-логистический парк, в котором основное место отводится грузоперевозкам, а сам аэропорт может стать частью огромного проекта, со множеством рабочих мест, с потенциалом для развития города и области.
Планы на это уже есть, парк будет располагаться поблизости от «Федоровки» на площади тысяча гектар. Там будет перерабатываться агропродукция, которая затем будет развозиться в разные точки. Так, например, большая перспектива у льна, эта уникальная культура, из которой можно делать много всего, даже медицинские бинты. В Омске уже был удачный опыт переработки этой культуры в Калачинске.
Мифы «Федоровки»
Основные аргументы против «Федоровки» уже превратились в мифы. Зачем делать аэропорт в 30 километрах, ведь это далеко и не комфортно. В то же время, якобы, аэропорт в центре города – это хорошо. В пример приводят лондонский Хитроу. Третий миф – некому летать. Четвертый – нельзя летать над нефтезаводом. Пятое – болотистая местность Федоровки. Но это все вполне решаемые проблемы и не контраргументы. Сейчас «Федоровка» стоит и не понятно, что будет дальше.
– Как только мы решим вопрос с аэропортом и найдем подходы, то наш город через 5 – 10 лет будет просто не узнать, – уверен Игорь Глушков. – В сознании много что изменится. Дальше ждать уже некуда.