Как важен в Омске «Кислород»

Маленькая Ирландия за углом

В Омске зарождается новый серьезный театр, название ему «Кислород». Не удивляйтесь, если это имя отсылает вас к Ивану Вырыпаеву, ведь именно за прочтением одноименной пьесы режиссер Евгений Мардер придумал так назвать свое детище.

Маленькая Ирландия за углом
Фото Максим Кармаев

– Мы хотим быть как глоток свежего воздуха. Быть самыми необходимыми и нужными. Это все олицетворяет наше название «Кислород» – рассказывает режиссер.

Всего лишь полгода назад состоялась первая премьера театра.

Спектакль «Сиротливый запад» по пьесе Мартина МакДонаха – это новая веха преданности ирландскому самородку, который покорил своими произведениями столичные и провинциальные театры. Первым обращением к нему стала пьеса «Калека с острова Инишмаан”, эту работу отметили на фестивале «Театральная весна», но на данный момент спектакль снят с репертуара. 

Фото Максим Кармаев

«Сиротливый запад» – это история о двух братьях Вэлене и Коулмэне Коннор, которые никак не могут жить мирно. Помочь родственникам найти гармонию пытается местный священник, отец Уэлш, переживающий острый кризис веры и страдающий алкоголизмом. И разбавляет эту «мужскую компанию» молодая и ветреная девушка Гелин, влюбленная в святого отца. В грязной захламленной квартире на стене висит ружье, которое обязательно выстрелит. Любая мелочь становится причиной драки, а попытка покаяться – перерастает в очередную ссору. Ничего толком не происходит: разговоры, брань, шутки, но время пролетает незаметно и насыщенно. 

– Я люблю МакДонаха, – признается режиссер Евгений Мардер. – Мода на него началась не со МХАТа, а в  пермском театре «У Моста», где я тогда работал. 1996 году там состоялась премьера пьесы «Сиротливый запад». Режиссер Сергей Федотов как раз и открыл МакДонаха для России. Тогда-то он и запал мне в душу. Считаю его самым гениальным из ныне живущих драматургов. Он достойный соперник Чехову и Шекспиру.

Фото Максим Кармаев

На суд омского зрителя Евгений представил уже свою вторую постановку по «Сиротливому западу». Первый опыт состоялся еще в Казани. Конечно, же, несмотря на тот же материал – результат получился совсем иной. С разными людьми происходят совершенно разные вещи в рамках одного автора.

Материал достаточно специфический. То и дело слышишь брань и мат, но зато с моралью в пьесах ирландца все в порядке, просто о ней не ноют на каждом углу. Его атмосфера – это мешанина всего, что есть в нашей жизни. Играя МакДонаха невозможно врать, потому что он на 100% натуральный и искрений. Его герои внутри одни, а снаружи совершенно другие.

– Этой бранью братья прикрывают свою любовь. Своими аморальными шутками Гелин прячется от обид, чтобы  ее никто не ранил. По сути, герои очень одухотворены, но внешне проявляют себя совершенно иначе, – считает режиссер. – На этом контрасте получаются яркие и интересные персонажи.

Как же подбирались исполнители? Отчего отталкивался режиссер?

В день премьеры в театре еще решали, кто же из трех претенденток будет играть единственную героиню. Анна Черных узнала, что будет Гелин за 45 минут до начала спектакля.

Исполнитель роли старшего брата Роман Лящук был просто похож на персонажа в своем жизненном проявлении и своих реакциях. Он напомнил режиссеру того самого Коулмэна, который живет в воображении постановщика. Потом уже как-то сам собой в эту картину вписался младший брат – Данил Радищев. Главные персонажи сохраняются в единственном экземпляре, замены им нет.

Совершенным прорывом в спектакле стала работа Максима Ушмаева, играющего святого отца. До самого последнего момента премьера была под вопросом именно из-за этого персонажа, который никак не мог проявиться. Буквально на прогоне что-то перевернулось и актер ухватил самую суть героя. 

Посмотреть на то, как вся эта компания старается и справляется можно уже 11 июня в 19.00 в подростково-молодежном клубе «Гайдар» (ул. Рабкоровская, 1 (ост. «Голубой огонек»).

И что особо ценно, спектакли театра – студии «Кислород» бесплатные, то есть зритель получает качественную профессиональную работу и может оставить актерам столько денег, сколько считает нужным.

Самая серьезная трудность для любого начинающего театра – это найти свою сцену.

– Мы, конечно, уже выросли из детского клуба, – рассказывает Евгений Мардер. – Мы пытались обращаться и в департамент культуры Омска, стучались в ДК. Но там все совершенно успокоенные. Так радостно, что мы в итоге нашли свой дом и свою сцену в клубе «Гайдар». Не хотим переезжать. Хотим быть здесь всегда и везде. На лето уже запланирована реконструкция зала. Все, конечно, упирается в финансы, ведь никто нам не дает денег. Все необходимое для театра покупается на средства студийцев.

Скоро будет готов спектакль к юбилею Омска. 12 июня уже будет показан первый этап – перфоманс на тему войны и отношение к ней русского писателя Антона Сорокина. Пьеса Серафимы Орловой уже написана, идут читки.

– Она нас по-хорошему удивила, получилась действительно хорошая вещь. Нам очень интересно работать с этим материалом. На день города мы обязательно сыграем новый спектакль, – улыбается Евгений Мардер.

Так уж вышло, что режиссер театра в ту пору, когда все сломя голову, бегут из Омска, наоборот приехал сюда, чтобы создать что-то свое собственное.

– Я уже полюбил Омск. Теперь и поехать не могу никуда, как же я брошу театр. Свои амбиции в сторону. Тем более, я уже давно доказал всем, что я не жираф. Я получил и премии, и признание. Мы, конечно же, не будем ограничиваться рамками одного города. Скоро, например, отправимся в Петербург на фестиваль. Омск – замечательный город, и замечателен он тем, что тут ничего нет. Это отличная почва, которую в Москве днем с огнем не сыщешь. Там 300 зарегистрированных театров, а ходить можно только в 3, – считает Евгений Мардер. – Я хочу, чтобы наша история и история театра «Кислород» сложилась именно здесь. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №24 от 10 июня 2016

Заголовок в газете: Как важен «Кислород»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру