Новая постановка Омского музыкального театра

О чем узнают зрители балета «Бухгольц»

Новая постановка приурочена к знаменательным датам: 300 — летию города Омска и к 125-летию композитора Сергея Прокофьева. Именно его музыка будет в первую очередь звучать в новой постановке, наряду с мелодиями «Половецких плясок» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина. Таким образом будут представлены джунгары, которые напали на экспедицию Бухгольца.

О чем узнают зрители балета «Бухгольц»
vk.com

Режиссером постановки выступила лауреат VIII международного театрального форума «Золотой витязь» Надежда Калинина, которую омичи уже успели полюбить за оригинальный и свежий взгляд в ее балетах: «Шинель», «Обнаженное танго» и «Идиот».

vk.com

– Я мечтала, чтобы на омской сцене были поставлены «Половецкие пляски». У нас они будут без хора. Это не нововведение, ведь ансамбль Моисеева его так и танцует. Получается такой одноактовый балет на 20 минут, – признается режиссер.

Злобный князь

Зрителей ожидает два полноценных насыщенных действия.

И как обещают создатели балета – князя Гагарина, все – таки, повесят в конце.

– Я заострила отрицательные черты этого персонажа. Не значит, что он действительно был таким. Вообще вся постановка – это большая фантазия на историческую тему. Я много придумывала новых ситуаций, сюжетных линий и характеристик персонажей. Я много читала и некоторых деталей не было вовсе, – признается Надежда Калинина. 

Князь Гагарин становится «царьком» в сибирском государстве, погрязшим в коррупции и ласках экзотических девушек. Когда шло расследование дела Гагарина его обвиняли в первую очередь в заговоре против России. Хотя на самом деле это был европеизированный князь, которого окружали шведы. В балете он будет представлен как настоящий русский казак, и будет присутствовать при строительстве крепости, чего на самом деле не было. Он подожжет ее.

– Я наградила его набором грехов и пороков, – рассказывает режиссер.

Маска и актер

На сцене будут задействованы экзотические красавицы, несмотря на то, что балет по своему составу чисто мужской. Все участники «Бухгольца» – это один состав, с максимальным количеством солистов, в спектакле нет заменимых.

– Столько ведущих артистов у нас встречается только в балете «Конек – горбунок», – аргументирует режиссер.

Солист театра Сергей Флягин сыграет вышеупомянутого князя Гагарина, хотя сам по себе он добрый открытый человек. Именно поэтому режиссеру было интересно по – другому развернуть его личность. Артист даже отрастил бороду.

– Я еще не до конца знаю, как погибнет мой герой. Жду сюрприза, – смеется актер. 

– Сначала Сергею было тяжело, но сейчас он уже свыкся с ролью отрицательного персонажа, – признается Надежда Калинина. – Вообще выбирать, кто кого сыграет мне было легко, потому что я достаточно хорошо знаю труппу и мы долго работаем вместе.

Через физику артистов раскрываются сами персонажи, а не наоборот как обычно бывает.

Жену Бухгольца, о которой практически ничего неизвестно сыграет Анна Маркова.

– Мой персонаж уютный и теплый. Но при этом она может вступиться за себя и посмотреть в глаза своим страхам. Так она идет на разговор с Петром I, чтобы спасти своего мужа, – рассказывает Анна.

По истории Бухгольц познакомился со своей женой в Тобольске, но законы жанра потребовали изменений, дабы зрителю было интересно смотреть спектакль.

– Толстого тоже обвиняли в неправдоподобии в «Войне и мире». Поэтому мне не стыдно, что я иду наперекор той малочисленной информации, которая рассказывает об основании Омской крепости. 

vk.com

В спектакле действуют два контрастных женских персонажа: единственная пальцевая балерина в постановке – возвышенная жена Бухгольца из Петербурга и яркая порочная джунгарка Сэтэржав жена джунгарского хана Цэвана-Рабдана, танцующая в современном стиле. Последняя полностью выдуманная, несмотря на то, что встречается в истории Омска. Ее в постановке сделали почти шпионкой, которая любит свое государство и работает на него. Джунгарское ханство на момент экспедиции Бухгольца было очень сильным и значимым. Сэтэржав отправляется к Гагарину, чтобы разведать обстановку в крепости. Но ничего человеческое ей не чуждо и она влюбляется в главного героя. Неудивительно, ведь Бухгольц представлен в спектакле чутким дипломатом, нежели простым воякой.  Эта роль досталась его правой руке Парамону Лапшину. Бухгольц – герой, который имеет право на ошибки.

– Понятно, что экспедиция провалилась из-за плохого финансирования и некачественного снаряжения, но я не могу это показать – так не интересно. Мне нужно, чтобы Бухгольца мучила совесть и я сделаю все для этого возможное, – признается режиссер. – Я не делаю скульптуры. Я создаю человеческие образы.

Это спектакль про любовь к своей родине. И к России, и к Джунгарии. Сейчас слово патриотизм звучит затаскано, но говорить о нем нужно и необходимо. Именно это хотят донести создатели спектакля.

– Сначала меня немного волновало, что «Бухгольц» – это заказ директора музыкального театра Бориса Ротберга. Я сначала смущалась, а потом поняла, что в каждом городе свои герои  и ставить такой балет – это верное решение. Герои должны быть, а патриотизм не должен вызывать неловкость, – признается Надежда.

Нигде в городе так и не установили скульптуру Ивана Бухгольца, поэтому спектакль можно считать живым памятником омскому персонажу.

В каждой постановке Надежды Калининой присутствует Петербург. Она уже считает его своим талисманом. В «Бухгольце» северная столица появится в начале спектакля и перед финалом. Петра сыграет Дмитрий Дерябин, который уже выходил на сцену в образе Колчака. Его Петр очень подлинный и любящий участвовать в пытках. С указа Петра начинается спектакль, к финалу он окажется в Петропавловской крепости, где будет принимать решение, кого казнить. В конце спектакля Петр появится в омской крепости, чего на самом деле не было.

– Дмитрий - абсолютный Петр, – говорят коллеги. – Это и характер, и статность, взрывной характер, перемены настроения.

Кордебалет играет не последнюю роль в постановке. Это и свита Петра, и тобольские пьяные мужики, и солдаты в крепости. Затем они перевоплощаются в джунгар.

До последнего дня

Актеры признаются, что спектакль будет дорабатываться и после премьеры. Даже режиссер, за чьей спиной многочисленные постановки, признается, что это очень тяжелая работа. Задействовано большое количество костюмов. В спектакле много перевоплощений и переодеваний. В основном у мужского состава. Сложно строить крепость, отыгрывать пожар. Художник как всегда знаменитый и обласканный Сергей Новиков.

Сложности и радости

vk.com

Самым сложным для постановщиков стал сюжет. Ведь про Бухгольца нет ни романа, ни фильма. Были тщательно изучены все краеведческие документы.

– Рождать что-то из пустоты очень сложно. Также было сложно «договориться» с Прокофьевым.  Он очень разностильный композитор. В определенные периоды он совершенно другой. У нас задействованы фрагменты 5 и 6 симфоний, фрагменты из балетов «Каменный цветок» и «Блудный сын». «Золушку» и «Ромео и Джульетту» я не тронула, – признается режиссер. – Также в спектакле звучит музыка из сюиты «Война и мир». Я рада, что наша балетная студия прикоснулась к шедеврам мировой музыки. Но с Чайковским «договариваться» легче.

Многие артисты впервые танцуют под Прокофьева, а это совсем не просто.

Надежда Калинина сетует на малочисленный мужской кордебалет: – Вот если бы их было в 5 раз больше, чтобы можно было и «Спартака» поставить!

Победителей не судят. Как бы тяжело не было во время репетиционного периода – состав нацелен на результат и не боится трудностей. Конечно, иной раз не получается воплотить все на 100 процентов, но и 80 – 70 процентов – это уже маленькая, но победа. Мучительный процесс создания вытесняет ощущение триумфа.

– Не надо ничего бояться. Надо просто получать удовольствие, – дает совет режиссер «Бухгольца». – Мне придает сил совместное творчество с омскими артистами. Мы иногда можем целую репетицию разговаривать об образах и ситуациях. Это очень приятно и это бывает не в каждой труппе. Находить нужный музыкальный фрагмент – тоже моя победа.

Балет был подготовлен за полтора месяца в связи с загруженностью режиссера в других театрах. Всю первую часть лета актеры проделывали волевую работу, репетируя в жаре и духоте. Оправдают ли их усилия результат, омичи смогут увидеть в новом театральном сезоне.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 12 августа 2016

Заголовок в газете: Надежда Калинина: «Мне не стыдно…»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру