В Омске никогда не построят метро

Немного о «короле писателей»?

13 августа театральная студия «Кислород» представила на суд зрителей свою новую постановку «Сорокин» по пьесе омского драматурга Серафимы Орловой. Спектакль — чистый сюрреалистический эксперимент с нотками психоделики.

Немного о «короле писателей»?
vk.com

Это, пожалуй, самая насыщенная по образам работа театра, вероятно, потому что в каждом герое скрыто свое персональное сумасшествие. Тут вам призраки, психи, исторические личности и много просто несчастных. Но обо всем по порядку. Кто же был этот Сорокин, чья судьба неразрывно связана с Омском и почему мы не проходим его в школе?

Кто вы, товарищ Сорокин?

Антон Семенович Сорокин появился на свет 29 июня 1884 года в Павлодаре, в 1892 году его семья перебралась в Омск. Он сменил не одну профессию, среди, которых были и весьма специфические, но затем нашел свою истинную страсть – писательство. Любимой темой была власть денег над человеком. Его пьесу «Золото» хотел ставить сам Мейерхольд, однако постановка не прошла цензуру. Несмотря на то, что Сорокин –автор около двух тысяч произведений, вершиной его творчества можно назвать антивоенную повесть «Хохот Желтого Дьявола», она была впервые опубликована в газете «Омский вестник» в 1914 году. Все то время, что писатель жил в Омске, он играл важную роль в культурной жизни города: его дом на улице Лермонтова был в то время местом, где собиралась творческая элита всей страны. Писатель Всеволод Иванов вспоминал об этом: «Встречи писателей происходили обыкновенно у Антона Сорокина, который умел без изысканной любезности, без натянутости, а с мягкой проницательностью сближать людей искусства. Войдя к нему в комнату, вам хотелось читать красивые рассказы, слушать стихи, говорить о живописи».

vk.com

Но этим не ограничивался, так он получил от Давида Бурлюка «Удостоверение в гениальности». Постоянно переписывался с Толстым, Чеховым, Буниным и Сологубом. Отличительной чертой Сорокина были странность и чудаковатость, даже некая эпатажность, которую удачно ухватили создатели спектакля и драматург. Жутко и смешно одновременно.

Его ученик Леонид Мартынов писал:

«Вы знаете, что в Омске жил король, Король писателей – Антон Сорокин, И пламенно играл он эту роль, И были помыслы его высоки.»

Его также называли «Александром Грином Сибири» Но были высказывания и иного толка. Популярный тогда в Омске мифический Эраст Чайников – местная модификация Козьмы Пруткова – писал: «Летит дурная слава; На ней Антон безумный …» Критик Чужак заявлял: «В лице Антона Сорокина мы имеем человека, несомненно, психически больного». Все эти факты говорят о крайней неоднозначности нашего героя. Не так ли? В пьесе Серафимы Орловой он представлен тоже разнопланово и мистически. Сам же про себя писал: «Я думал, что я - великий писатель, а, может быть, я только хороший счетовод». Помимо письменности занимался живописью в духе футуристов. Как раз эти картины так упорно не хотела продавать главная героиня пьесы.

vk.com

В 1928 году Сорокин уехал на лечение от туберкулеза в Крым, однако скончался по дороге, в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Путь драматурга

Серафима Орлова по образованию филолог, и об Антоне Сорокине узнала во время изучения курса «литература Сибири». Уже тогда его фигура показалась резко отличающейся от всех остальных писателей. Его необычные эскапады, вызов обществу и судьба, фактически от начала до конца связанная с Омском, заставили ее все больше и больше задумываться о том, что Антон Сорокин — по-настоящему омский писатель, очень современный, писатель вне времени, отражающий дух любой эпохи, своеобразный «гений места» Омска. Именно поэтому пьеса о нем не рассказывает о конкретном периоде истории, она о персонажах из разных эпох, которые встречаются в одной точке.

vk.com

Пьесы Серафима начала писать в 2013 году, уже готовы шесть работ, на подходе седьмая. Они были замечены – получали награды в различных конкурсах, читки пьес проходили в разных городах — Москва, Петербург, Новосибирск. Но спектакль «Сорокин» – первый в своем роде, до этого полноценных постановок не было. Эта история очень экспериментальная, у Серафимы есть и более традиционные работы. Ее привлекают фантастика, мистика, жизнь подростков и их взросление. Об этом большая часть ее историй.

– «Кислород» – это молодой театр с гигантской, сильной энергетикой, настоящий театр своего времени. Пьеса «Сорокин» писалась специально для театра «Кислород». Надо сказать, что «Сорокин» – это не просто пьеса, а огромный проект, который включал в себя разные эпизоды: сбор интервью для последующего написания пьесы, актерскую лабораторию, где готовили будущих исполнителей ролей, экспериментальную уличную выставку, серию перформансов на улицах города, запись радиоспектакля, – рассказывает омский драматург. – Во всех этих событиях театр «Кислород» и еще одно молодое, кинотеатральное объединение «GoodWinЫ» принимали непосредственное участие. Можно сказать, что актеры и режиссер абсолютно в материале спектакля. 

vk.com

Евгений Мардер, работая над спектаклем, бережно отнесся к тексту пьесы. Конечно, что-то было изменено, но это никак не повлияло на суть сообщения, которое хотел донести автор. Спектакль – это история любви, которая никогда не умирает, история о тех сильных чувствах, которые могут в буквальном смысле увлечь человека на тот свет за собой, за потерянной близкой душой. Во внезапности и силе любви есть что-то инфернальное. А еще это история художника, который живет и умирает с мыслью о том, что общество воспринимает труды его жизни как полную чушь. И о тех людях, которые пытаются сохранить труды автора, отправить его в заслуженное бессмертие.

– Мы фактически все время работали в одной связке, но скорее в идейном смысле. Никто не вмешивался в замыслы друг друга. Работа включала в себя множество этапов и растянулась на год, – рассказывает о процессе создания спектакля Серафима Орлова. – Спасибо молодежным форумам, на которых нам удалось получить гранты в поддержку театрального проекта. Без поддержки было бы гораздо сложнее его реализовать. Спасибо форумам — областному молодежному форуму «Ритм» и всероссийскому молодежному форуму «Таврида». Евгений Мардер вначале руководил лабораторией актерского мастерства, в которой обучались актеры для будущей работы в спектакле «Сорокин», затем создал из них полноценную действующую труппу с репертуаром, помог ребятам освоить искусство уличного перформанса, а затем завершил проект созданием спектакля «Сорокин», который теперь войдет в репертуар театра.

Музыку для спектакля написал композитор Алексей Гололобов – муж Серафимы. Они действовали в семейном тандеме.

– Работа композитора в проекте должна быть максимально свободной от чужих влияний, музыка — это свобода. Я писала пьесу очень долго, обмениваясь идеями с Алешей, и дописывала ее уже под полностью написанный плейлист спектакля. Так что, скорее, это музыка повлияла на пьесу, чем наоборот. Музыка неотделима от этой истории, – признается автор. – Надо отметить, что музыка используется и в радиоверсии спектакля «Сорокин», записанная под руководством режиссера Насти Вареник. Так что скоро всех ждет премьера и в радиоприемниках на омской волне. В радиопостановке музыки намного больше, например, добавляется уникальная тема героя-Сумасшедшего, который, кстати, пришел из оригинальной сорокинской прозы.

Пьеса создавалась в несколько этапов, очень долго и трудно. Вначале, в июле и августе 2015 года, была сделана так называемая Будка Гласности. Каждому, кто заходил туда, задавали четыре странных вопроса: где в Омске зарыто золото Колчака, почему у нас никак не построят метро, возможен ли мир во всем мире и кто такой Антон Сорокин. Если отвечающий не знал, кто такой Антон Сорокин, можно было фантазировать. Из этих фантазий и сложился сюжет спектакля. Особенно много цитат из оригинальных интервью омичей можно услышать в радиоверсии спектакля.

После сбора материала наступило время осмысления и построения сюжета. В пьесе должно быть и то, что говорили сами омичи, и реальные факты из биографии Сорокина, и кусочки его произведений. Все это долго и сложно увязывалось вместе.

Серафиме помогло то, что она нашла в мемуарах о Сорокине историю о том, что происходило с его архивом после смерти автора. Вдова Сорокина, Валентина хранила архив, вышла замуж вторично и вскоре умерла. В 30-е годы ее второй муж пытался избавиться от архива любым способом. Он навестил Леонида Мартынова и умолял принять у него ценные рукописи, говоря, что не может их хранить. Мартынов отказался под каким-то предлогом. К сожалению, история закончилась трагически: человек, которому не удалось избавиться от архива, покончил с собой. После того, как вышла на свет эта история, все стало на свои места, и разрозненные фрагменты связались в цельную историю — о художнике и обществе, о любви и чувстве вины, и о прошлом, которое никак нельзя продать и забыть.

О своих дальнейших творческим планах Серафима говорит туманно.

– Как говорится, хочешь насмешить Бога — расскажи ему о своих планах. Я люблю театр и кино. Мне хочется создавать необычные, комплексные проекты, которые привлекали бы внимание людей из разных творческих сред, – признается автор. – Драматургия и комикс, анимация и кино, живопись и поэзия, проза и музыка — главное, пытаться соединять так, чтобы на стыке получать нечто живое и новое. Сейчас я работаю с кинотеатральным объединением «GoodWinЫ», мы планируем выпуск короткометражного фантастического фильма «Через сто лет» по прозе Эдуарда Веркина. Это будет в 2017 году. А еще мы задумали ряд экспериментальных театральных постановок в Омске. Со мной работают режиссер Настя Вареник и драматург Светлана Сологуб. И я верю, что в Омске построят метро.

Пора на сцену!

– Самым сложным для нас при постановки пьесы было понять о чем она, – признается режиссер Евгений Мардер.

vk.com

На самом деле перед нами большой проект об Омске, с целью создать из Антона Сорокина новый миф.

Работа над текстом шла долго, при условии, что театр – студия «Кислород» получил пьесу в июне. Труппа так обрадовалась пьесе, что даже не стали вносить правки. Перед постановкой была читка, во время которой стало понятно, кто кого сыграет. Роли легли на актеров сами собой, наиболее убедительным и артистичным выглядит Роман Лящук. Он играет самого странного и двуликого персонажа – медиума, который умеет общаться с привидениями, именно в него вселяется дух Антона Сорокина, который, кстати, царил при постановке спектакля. Как рассказывает режиссер – на репетициях постоянно выключался свет, плюс ко всему театр несколько раз затапливало, хотя тут возможно дело не в мистике, а в равнодушном отношении администрации помещения. Катастрофическое затопление – постоянный спутник театра «Кислород»: портится аппаратура, от сырости сгнивают костюмы.

– То, что помогло раскрыть нам историю на сцене – это музыка Алексея Гололобова. Она смогла выразить смысл всего, – признается режиссер.

Станет ли Антон Сорокин новым героем Омска, покажет время. Оно же покажет, построят ли в Омске метро и найдется ли золото Колчака.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: В Омске никогда не построят метро

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру