В Омске энергобезопасность страны под контролем катализа

Омские ученые взяли курс на импортозамещение еще 20 лет назад

В Омской области создается производство, которое уже через 3 года сможет обеспечить потребности России и стран СНГ в катализаторах, необходимых для получения высокооктановых бензинов и дизельного топлива. Разработчики катализаторов – ученые Института проблем переработки углеводородов СО РАН.

Омские ученые взяли курс на импортозамещение еще 20 лет назад

Сегодня 90% нефтепродуктов производится с применением катализаторов, соответственно, без них попросту встанет авиация, флот, вся военная и мирная автомобильная техника в стране. И ведь такая угроза могла быть вполне реальной, особенно сейчас, в условиях санкционной международной политики по отношению к России, если бы не сохранились собственные катализаторные технологии.

Как это удалось омским ученым в условиях уничтожения отраслевой науки и массового перехода отечественной промышленности на импортные технологии и материалы, нам рассказал Александр Сергеевич Белый, доктор химических наук, профессор, заведующий лабораторией синтеза моторных топлив ИППУ СО РАН.

– До перестройки в нашей стране задачам нефтепереработки уделялось очень пристальное внимание, у нас были свои эффективные технологии. Но с переходом к новой экономической формации в 90-е годы эту важнейшую отрасль по политическим мотивам отдали на откуп международным корпорациям и практически уничтожили отечественный инжиниринг (область науки, создающую технологии). Полностью была ликвидирована внутренняя конкуренция и фактически уничтожена отраслевая наука. Приведу один пример. Был такой институт «Ленгипронефтехим» – крупнейший в Союзе, там работали более 10 тысяч сотрудников, была создана мощнейшая научная база, эффективно решались самые сложные проблемы нефтепереработки. Сегодня его просто нет. 

Политика разрушения отечественной науки и промышленности могла привести к плачевным результатам. Вот сейчас, например, грянули санкции, а государств, обладающих каталитическими технологиями – всего четыре, для сравнения: ядерных держав в мире 10. К кому мы пойдем покупать катализаторы для отечественной нефтепереработки? В условиях санкций французы, англичане, американцы и немцы – не партнеры нам в этом вопросе. Возникла бы серьезная угроза энергобезопасности страны, если бы более 20 лет назад руководством нашего Института не было принято решение о сохранении фундаментальных и прикладных исследований, продолжения создания новых технологий.

Катализаторы риформинга для высокооктановых топлив и катализаторы крекинга по разработанной нами технологии начали производить как раз в 1992-1994 гг. Тогда у нас не было своего здания, институтские лаборатории были размещены на химических предприятиях. Часть из них базировалась на ОНПЗ и заводе СК. Тогда-то и зародилось партнерство науки с производством. Заводчане стали обращаться к нам, вместе мы решали конкретные проблемы. Уже более 20 лет длится сотрудничество между академическим институтом и производством, и все это время мы производили и улучшали технологии. И сегодня, когда правительство всерьез нацелилось на импортозамещение, такой опыт сотрудничества как нельзя кстати. Омский нефтезавод уже сейчас способен выпускать 5 тысяч тонн катализаторов в год. Потребность рынка – 20 тысяч тонн. А значит, проект по созданию катализаторной фабрики на ОНПЗ – это проект без рисков, тем более, что он приобрел государственную поддержку, а наши катализаторы давно прошли промышленную проверку.

Вот так, оставаясь, по существу, академическим институтом и проводя фундаментальные исследования, результаты которых всегда были востребованы промышленностью, мы смогли выжить в 90-е годы.  Мы постепенно развивали материальную базу, приобретали новое оборудование. На базе ИППУ СО РАН создали кафедру химической технологии ОмГУ и кафедру химической технологии переработки углеводородов ОмГТУ.  Действуют два научно-образовательных центра, созданные совместно с этими вузами. Привлекаем к исследованиям студентов, начали брать лучших выпускников на работу. За последние 15 лет у нас защитились около 40 кандидатов наук. Наши молодые ученые ценятся очень высоко. Они фактически руководят реализацией технологий института на различных нефтеперерабатывающих предприятиях страны. И там к ним относятся, как к высококлассным специалистам. Лучшие студенты рвутся к нам на дипломную практику, в магистратуру и на бакалавриат. Всего несколько лет назад у нас было 10-20, сегодня – 56 бюджетных мест для магистрантов. Из всех химических институтов у нас один из самых молодых коллективов, а где есть молодежь, там есть развитие. 

И, конечно, очень важно, что растет востребованность наших исследований промышленностью: не только на ОНПЗ, но и на других заводах страны. Сегодня, например, параллельно с омской катализаторной фабрикой наш Институт ведет совместный проект с ОАО «Ангарским заводом катализаторов и органического синтеза» и ОАО «Комсомольским нефтеперерабатывающим заводом-Роснефть». Проект «Платина» – это освоение промышленного производства платиновых катализаторов для получения высокооктанового топлива. Они значительно дешевле импортных и устойчивы к сложным условиям эксплуатации. Сейчас идет рабочее проектирование, закупка оборудования, строительство современного предприятия по производству платиновых катализаторов. Кстати, первые внедрения в этой области тоже начались в 1992 г., а в настоящее время они «работают» на пятнадцати НПЗ России.

Александр Сергеевич считает, что производство катализаторов было и остается очень перспективной отраслью промышленности. А в современных условиях оно способно стать стимулом для развития научно – исследовательской базы новых уникальных отечественных технологий.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 24 августа 2016

Заголовок в газете: Энергобезопасность страны под контролем катализа

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру