К чему в Омске приведет война муниципального и частного транспорта

Останется ли Омск «Газельском»?

Сокращение нескольких десятков маршрутов общественного транспорта привело к тому, что частные извозчики организовали партизанское движение сопротивления. Нелегальные маршруты продолжают «уводить» пассажиров у муниципальных автобусов. Некоторые перевозчики к тому же снизили стоимость проезда. Проанализировать ситуацию редакция «МК в Омске» попросила депутата Омского городского совета Юрия Федотова.

Останется ли Омск «Газельском»?

- Юрий Николаевич, насколько оправдана неутихающая общественная истерия относительно ситуации с пассажирскими перевозками?

- Недовольство граждан и частных перевозчиков объяснимо. Но прежде чем делать категоричные выводы, следует более детально разобраться в ситуации.

В Омске есть совершенно очевидные проблемы. Прежде всего – это множество автобусов особо малой и малой вместимости. На протяжении последних лет в Омск перегоняли «Газели» из соседних регионов, где перевозчики переходили на транспорт большей вместимости. Как следствие, «Газели» буквально заполонили городские магистрали и спровоцировали пробки в центральной части города. Не сложно подсчитать, какое количество «Газелей» должно выйти на маршрут, чтобы перевезти то же число пассажиров, что один большой автобус. Кроме того, «маршрутки» не ездят по специально выделенной полосе, они маневрируют по всей проезжей части, создавая помехи всем участникам движения.

В связи с чем, требование Администрации об обязательной замене автобусов малой вместимости является оправданным и правильным. Только перевозчики не торопятся выполнять договорные обязательства, что является серьезной проблемой, требующей решения.

- Как можно объяснить «шантаж» стоимостью проезда?

- Это все игры. Мое мнение – пусть возят дешевле. Если они докажут обоснованность тарифа в 20 рублей, то пусть перевозят за 20 рублей. В конце концов, от этого выигрывают жители.

А если серьезно, то это всего лишь реакция на действия властей. По ряду причин, в том числе коррупционных, когда-то частным перевозчикам выдали маршрутные карты, дублирующие муниципальные автобусы. И это была роковая ошибка. Резкое сокращение пассажиропотока привело к росту тарифов. Как следствие - муниципальный транспорт стал вымирать. Но потребность в больших автобусах, следующих по графику, никуда не делась.

Сейчас департамент транспорта пытается навести порядок, заставив частных перевозчиков «играть по правилам». Я бы даже сказал, что власть пытается прийти к цивилизованной системе организации пассажирских перевозок.

- Если кратко, каковы ключевые правила новой игры?

- В первую очередь, замена транспорта на большую вместимость. Это не только решит проблему пробок, но и обеспечит безопасность пассажиров. Не стоит забывать и про доступность транспорта для отдельных категорий граждан. «Газели» для них крайне неудобны.

Во-вторых, малые автобусы частных перевозчиков должны работать на подвозящих маршрутах. По центральным магистралям должны ходить большие автобусы, по строго выделенной полосе и в соответствии с графиков движения.

Ну и в-третьих, все реформы должны привести к тому, что частными перевозками будут заниматься крупные предприятия. А не как сейчас - владельцы одной - двух газелей, курируемые некой ассоциацией. Крупные компании проще контролировать, чтобы они работали прозрачно, платили налоги в бюджет. Кроме того, они могут приобретать новые автобусы, содержать их и ремонтировать. Контролировать водителей, исключая вероятность их выхода на маршрут в состоянии алкогольного опьянения.

В идеале, в городе должна быть не война за пассажиров, а четкое распределение сфер ответственности между частными и муниципальными перевозчиками. Чтобы к этому прийти – власть должна проявить характер. Администрация города должна стремиться к управлению всеми процессами. Тогда будет возможность восстанавливать автопарк, контролировать тарифы и улучшать качество транспортных услуг. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 15 февраля 2017

Заголовок в газете: К чему ведет война муниципального и частного транспорта

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру