Почему омским водителям следует продолжать бороться против системы «Платон»

Как долго можно игнорировать народ?

Всем известно выражение, которое разные источники приписывают то Николаю I, то Николаю Васильевичу Гоголю: «В России две беды – дураки и дороги». Это выражение настолько точно и тонко описывает объективную действительность нашей страны, что позволяет ей уже на протяжении многих десятилетий не терять актуальности. Если с первой проблемой справиться достаточно сложно в силу обстоятельств непреодолимой силы, то, как показал опыт множества стран, вторую проблему вполне возможно решить.

Как долго можно игнорировать народ?
trucksale.ru

И ведь для этого нужно не так много: выделить ресурсы, найти ответственных и честных исполнителей и – что особо актуально – наладить систему контроля. Россия – богатейшая страна и говорить о том, что ресурсов у нас не хватает – язык не поворачивается. Зато найти ответственных и честных исполнителей и, разумеется, наладить контроль – это нашим властям оказывается не под силу. Дороги все такие же плохие, автовладельцы негодуют и нужно что-то в этой ситуации менять. И здесь у нас все по традиции: если кто-то в этой ситуации и виноват, то именно автовладельцы, которые ездят на своих машинах да дороги портят. Именно так не только родилась идея взимать деньги с автовладельцев за пользование дорогами, но и за необычайно короткий промежуток времени появилась система «Платон», которая наделала так много шума. Давайте подробнее рассмотрим эту злополучную систему и попытаемся выяснить, какие предпосылки были к ее созданию, и какие цели она преследует.

Как способ пополнения бюджета

«Платон» – это система взимания платы с автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу более 12 тонн, в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию. Средства, полученные за проезд, будут поступать в Федеральный бюджет РФ и впоследствии будут направлены на финансирование строительно-ремонтных работ, а также улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры. По мнению властей, данные средства позволят достичь целевых показателей, прописанных в федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020)», и при этом снизить бюджетную нагрузку.

Систему «Платон» можно рассматривать с разных сторон. С одной стороны – в системе, безусловно, присутствует логика, так как автомобили массой более 12 тонн оказывают гораздо большее давление на дорожное покрытие, в связи с чем, оно приходит в негодность раньше. С другой стороны – разве в проект будущей дороги не закладывается расчет на то, что по ней будут ездить автомобили с большой массой? Очевидно, что по федеральным трассам люди ездят не на велосипедах и мотоциклах. Все это наводит на мысль, учитывая постоянные коррупционные скандалы на всех уровнях, что «Платон» – это очередная попытка власти и приближенных к ней бизнесменов нажиться на том, за что автомобилисты уже заплатили в форме налогов. И в пользу этой версии есть несколько доводов, которые говорят нам о том, что «Платон» – это грабеж.

Во-первых, стоит сразу заметить, что «Платон» – это очередной налог, вмененный вопреки тому, что все автомобилисты и так платят транспортный налог (напрямую в региональный бюджет) и топливный акциз (косвенный налог в федеральный бюджет). Уже сама по себе эта ситуация противоречива: владельцы большегрузных машин теперь дважды платят налог за одно и то же. Это уже противоречит нормам налогового права, но фактически это особо никого не волнует.

Во-вторых, «Платон», или же «плата за тонны», затрагивает все население России. Это владельцы транспортно-экспедиторских компаний, дальнобойщики и, конечно же, простые жители. Для владельцев компаний этот налог снижает рентабельность их бизнеса настолько, что у них остается два пути: либо закрывать свои компании, либо оптимизировать свои расходы за счет «серых» зарплат и иных ухищрений, связанных с уклонением от налогов. Для дальнобойщиков – это потеря рабочих мест, снижение заработной платы, а также отсутствие соцпакета в связи с тем, что предприниматели будут «оптимизировать» свои налоги. Простых же жителей «Платон» касается тем, что поставщики вынуждены поднимать цены на продукты, чтобы покрыть возросшие расходы на логистику, в связи с тем, что транспортные компании повышают цены на перевозку грузов.

В-третьих, компания, которая занимается обслуживанием системы «Платон» – РТИТС – тоже вызвала немало вопросов. Для начала стоит отметить, что РТИТС «выиграло» этот тендер без конкурса, несмотря на то, что в соответствии со № 115-ФЗ он должен был проводиться. Правительство сослалось на то, что подобная мера выбрана в целях обеспечения национальной безопасности. Допустим, что это так. Но и есть другой факт – контрольным пакетом ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы (ООО «РТИТС») владеет Игорь Аркадьевич Ротенберг, который является сыном Аркадия Ротенберга. Полагаем, что дополнительные комментарии будут излишни.

Что делать дальнобойщикам?

Протесты дальнобойщиков продолжаются с осени 2015 года – еще тогда, до полноценного запуска «Платона», водители большегрузов со всей России устроили забастовку и требовали, чтобы власти отменили систему до ее принятия. Основным методом борьбы дальнобойщиков является итальянская забастовка, которая предполагала блокировку автомобильных дорог фурами. Несмотря на то, что власти либо игнорировали требования, либо высказывались достаточно поверхностно, дальнобойщики были отчасти услышаны: именно той осенью протестующим удалось добиться того, чтобы министерство транспорта снизило тариф с планируемых 3,73 рублей за километр до, на их взгляд, приемлемых 1,52 рублей, а также заморозило штрафы и сократило их будущие размеры в 10 раз. Казалось бы, хороший результат, но их требования были более глобальны: введение моратория на внедрение данной системы, как минимум, на 3 года. Но даже весь масштаб проходивших по всей стране протестов не убедил власти в том, что эта система – самое настоящее грабительство.

Прошел год-другой, и власти запланировали очередное повышение тарифов, которое вновь спровоцировало еле успокоившихся дальнобойщиков. В апреле Правительство РФ собралось повысить ставку в два раза – до 3.06 рублей. Также планировалось внести в Кодекс об административных правонарушениях правки, которые привели бы штрафы к тем размерам, которые планировались осенью 2015 года – штраф за неоплаченный проезд составит 450 тыс. рублей за первое нарушение и 1 млн рублей за повторное.

Итог предсказуемый: 27 марта 2017 года по всей России начались акции протеста. Власти, безусловно, осознали, что сделали что-то не так и решили повышать ставку не в два раза, а всего лишь на 25%. Но это для Правительства какие-то 25%: многим стало бессмысленно работать даже при предыдущей ставке. А так получается, что их работа становится бессмысленней еще на четверть. Водители понимают, что они в этой ситуации обречены и вынуждены идти на самые радикальные меры: протесты идут круглосуточно, дальнобойщики спят прямо в машинах, тем самым, взывая к тому, чтобы их услышали. Увы, как показывает опыт протестных акций, которые начали активно проходить в России с декабря 2011 года, если будет результат – это, скорее, исключение из правила.

Дальнобойщики, как выяснилось, умеют и могут отстаивать свои права. Методы, которыми они пользуются — итальянская забастовка или же отказ от выхода на работу — это очень изнуряющее занятие, которое не только пагубно сказывается на их финансовом благополучии, но и оказывает большое психологическое давление. Многим даже приходится разводиться со своими женами, так как не каждая жена готова быть «женой декабриста» и жить, не представляя, что будет завтра. Но водителям ничего больше не остается: если систему оставят в том виде, в котором она существует, они перестанут быть дальнобойщиками, так как это невыгодно.

Бороться и не сдаваться

Для того, чтобы протесты были эффективны и с протестующими вели разговоры «на равных», была создана общественная организация «Объединение перевозчиков России». Их требования предельно просты и экономически обоснованны: отменить систему «Платон» для российских перевозчиков и ввести ее для иностранных, так как последние не платят налоги в Российской Федерации. Дальнобойщиков также не устраивают штрафы, которые находятся в диапазоне от 450 тыс до 1 млн рублей. По их мнению, это неоправданно дорого.

Забастовки идут по всей России: где-то они принимают совсем большие масштабы, как, например, в Санкт-Петербурге, а где-то меньше — в Северной Осетии, Дагестане, Красноярске. Но факт остается фактом: протесты проходят более чем в половине субъектов нашей родины, а это ли не повод для того, чтобы властям задуматься над тем, что вектор их действий направлен неверно?

Вопросов, подобных последнему, изо дня в день становится все больше, а ответы на них не появляются. Рост протестных настроений в российском обществе — это явный сигнал властям, который должен их побудить к тому, чтобы начать перестраивать свою политику относительно своих же граждан. Нелогично со стороны властей игнорировать требования протестующих, которые предельно просты и понятны. Если подвести их под общий знаменатель, то люди хотят одного — чтобы государство их хотя бы уважало. Они хотят, чтобы за свои налоги они получали то, чего они заслуживают. Россияне хотят именно жить, а не выживать.

Дальнобойщики в Санкт-Петербурге планируют бастовать бессрочно. Полагаем, и в других регионах ситуация сложится аналогичным образом, если ничего не изменится. Судя по тому, что власти не намерены принимать ко вниманию требования протестующих, а лишь оттягивают момент введения налога в полном размере, то вряд ли позиция дальнобойщиков сильно поменяется. Как показывает практика, люди склонны забывать о несправедливости государства в том случае, если с этой несправедливостью возможно жить. Но здесь ситуация другая: с этой несправедливостью в виде «Платона» позитива нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру