Советы психолога: Родительский урок

Главное – видеть в своем ребенке личность, достойную уважения

У каждого родителя достаточно мудрости, чтобы понимать своего ребенка и успешно управляться с ним в процессе его взросления. Однако венгерский врач-психоаналитик Шандор Ференци утверждал, что «отсутствие понимания, чем жила душа в детские годы, является самым большим препятствием для родителей в постижении существенных вопросов воспитания». 

Главное – видеть в своем ребенке личность, достойную уважения
pixabay.com

Забота и сверхзабота

Основной «изъян» в детско-родительских отношениях начинается с того, что родители забывают о собственных детских годах. И это является самым большим препятствием для родителей в понимании собственных детей.

Что же означает понятие – родительское понимание и родительская забота? Это значит, что родители на самых ранних этапах, чаще всего мать, четко улавливают и стараются понять нужды и потребности ребенка, и чем старше становится ребенок, тем меньше участия и присутствия родителей требуется. При этом родителям очень важно уметь дифференцировать заботу и сверхзаботу; естественную обеспокоенность потребностями и нуждами ребенка и чрезмерную тревожность по любому поводу; искреннюю заинтересованность детскими проблемами и тотальный контроль. Ребенок не должен восприниматься как объект воспитания, а лишь как личность, особенная личность достойная уважения.

Каждая стадия – важна

Родителям также необходимо знать, что развитие детской психики происходит стадийно, и на каждой определенной стадии этого естественного процесса психика ребенка сталкивается со специфическими трудностями, характерными именно этой фазе развития. Что способность родителей к проявлению заботы и их инстинктивная включенность в этот процесс позволяют ребенку проходить эти стадии безболезненно и мягко настолько, насколько это вообще возможно. В противном случае может происходить так называемая травматизация, то есть «фиксация психики на определенных стадиях развития».

Для примера обратимся к вопросу грудного вскармливания, а точнее, к моменту отлучения ребенка от груди. На первый взгляд, все дети проходят этот путь, и мало кто из родителей заостряет особое внимание на этом вопросе. Исключение представляет разве что реакция на тот дискомфорт, который родители испытывают в этой ситуации (ребенок капризничает, плачет, требует» вернуть ему грудь» и т.д.). Именно поэтому чаще всего родители стараются перепоручить своего ребенка на этот период бабушкам или няням, и уехать отдохнуть. При этом не учитывается, а вернее, игнорируется тот факт, что само по себе отлучение от груди является огромным стрессом для маленького ребенка. А если ребенку приходится переживать его в разлуке с матерью, то травматизация, связанная с переходом на обычное питание, приобретает совсем другие масштабы.

От того, как пройдет это отлучение, в какой атмосфере будет находиться ребенок, кто будет в это время рядом с ним, зависит очень многое в его дальнейшей жизни, например, как у него будут складываться отношения с людьми, какие способы взаимодействия с ними он будет выбирать в дальнейшем и т.д.

Глазами ребенка

Хочу предложить вам вспомнить, что собой представляет мир детства, каким его видит сам ребенок, как выглядит реальность глазами ребенка, тем более что все мы когда-то были детьми.

Здесь надо знать, что детское восприятие, мышление и детское представление реальности в этом возрастном диапазоне особенно существенно отличаются от того, как мы, взрослые, воспринимаем и видим окружающую реальность. И что наши взрослые требования и намерения, которые представляются нам разумными, рациональными и логичными, воспринимаются и переживаются ребенком в «духе его психической реальности». Т.е. в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями его развития. Второе, что не всегда хотят признавать родители – календарный возраст ребенка не всегда совпадает с возрастом  его эмоционального развития и социального приспособления. 

Что еще очень важно осознавать?

– Какими собственными установками руководствуются родители при воспитании своих детей?

– Как воспринимают своего ребенка? 

– Каким видят  своего ребенка, учитывают ли они его индивидуальные особенности, воспринимают ли ребенка как отдельную от них личность со своими собственными желаниями и потребностями? 

Как показывает практика – далеко не всегда родители способны разделить свои нереализованные детские фантазии и желания от желаний и естественных потребностей своего ребенка. Очень часто родители так и не могут увидеть своего настоящего, уже родившегося ребенка, того реального ребенка, который с самого рождения хочет, чтобы родители воспринимали его таким, как он есть. Важно помнить, что у ребенка с самого рождения есть потребность выражать свои чувства и ощущения, и от того насколько эта потребность будет удовлетворена родителями, то есть смогут ли родители в достаточной мере уважать эти чувства маленького ребенка и принимать его вместе с ними, зависит его полноценное развитие.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру