Реформа ОДН в Омске: уходила, чтобы вернуться

Чем обернутся изменения в ЖКХ?

Ситуация с новыми тарифами на ОДН не оставила никого равнодушным. Ее быстро подхватили все региональные СМИ, раздувая до глобальных масштабов. Так ли страшен зверь, как его рисуют? Разберемся.

Чем обернутся изменения в ЖКХ?
pixabay.com

С 1 января 2017 года, в соответствии с изменениями в ст. 154 Жилищного кодекса, ОДН, как самостоятельная строка расходов, перестала существовать. Ее перевели в квитанцию «общее содержание жилья». Таким образом, общедомовые нужды из коммунальных услуг перешли в жилищные. Поменялась и аббревиатура. Вместо ОДН появилось СОИ (содержание общего имущества). Посредниками между поставщиками ресурсов и собственниками жилых помещений утвердили управляющие компании. Именно их обязали взимать плату за общедомовые нужды. Также изменения произошли и в системе оплаты. Платежи стали рассчитывать не по фактическим данным потребления (по счетчикам), а по нормативам. Волна общественного возмущения прошла тогда, когда выяснилось, что по счетчикам коммуналка обходилась дешевле. Массу вопросов от жителей города получили руководители РЭК, управляющие компании и ресурсоснабжающие предприятия. В частности, претензии граждан были связаны с резким увеличением платы за электроэнергию. Омичи сетовали на несправедливость и отсутствие надобности во введении нормативов. Что на самом деле верно: жители, заинтересованные в экономии, устанавливали приборы учета, покупали светодиодные светильники в подъезды, а их усилия по итогу обнулились.

Однако, не все так печально. Управляющей компании «Наш дом» удалось грамотно обойти подводные камни, связанные с новой реформой ОДН. Нововведения не ударили по кошельку собственников жилья.

- Всеобщее негодование по поводу ОДН нас миновало. У нас не было жалоб от жильцов на завышенную плату по квитанциям. Что касается электрической энергии, то мы сразу поняли, если возьмем в основу расчетов те площади, которые учитываются при расчете норматива по коммунальным услугам, необходимых для содержания общего имущества, – это приведет к бешеному росту платы за общедомовые нужды. Тогда мы решили сократить площади, на обслуживание которых расходовалась электроэнергия. Мы не взяли в расчеты чердаки и подвалы. Тогда как другие управляющие компании в состав общего имущества включили все площади, на которых расходуются коммунальные ресурсы. Поэтому цены в платежках резко возросли, – рассказал директор УК «Наш дом» Анатолий Волков.

Анатолий Волков, директор УК «Наш дом»

Картина дня

Идеальная ситуация: все 100% жителей МКД (многоквартирного дома) вовремя передают правильные показания счетчиков. В этом случае ОДН как разница между показаниями общедомового прибора учета и показаниями индивидуальных приборов учета будет достоверной.

На деле все обстоит по-другому: собственники забывают передавать показания счетчиков, делают это не вовремя. Имеют место быть незаконные подключения, различного рода манипуляции с приборами учета, например, занижения показаний. Многие жильцы умышленно не поверяют вышедшие из строя счетчики, отказываются подписывать акты фактического проживания в жилых помещениях. Но и здесь есть выход – необходим четкий и жесткий контроль показаний ИПУ по электрической энергии и воде, для того, чтобы была возможность у УК учесть по этим квартирам среднее потребление, либо нормативное.

«Например, за май месяц по индивидуальным приборам учета воды мы собрали всего 70% показаний, остальные – 30%, или 715 квартир, – с незарегистрированными приборами учета, у которых прошли сроки поверки. В данной ситуации есть смысл утверждать: собственники помещений целенаправленно не поверяют приборы учета воды. Ведь в помещении могут проживать пять человек, а по нормативу квитанции будут приходить на одного. С одной стороны, РСО выполняет свою обязанность по закону и выставляет среднее или нормативное потребление собственнику в соответствии с количеством зарегистрированных граждан в жилом помещении, но с другой стороны эти данные, по сути, не корректны и не восполняют тот объем ресурса, который был в действительности потребителем использован.

Что же получается?

На сегодняшний день изменилась система не только расчетов, но и понимания того, что такое коммунальный ресурс, необходимый для содержания общего имущества.

- Если речь идет об отношениях собственников и УК, то для собственников это некая постоянная величина – норматив. А вот для отношений между РСО и УК – это разница между показаниями ОДПУ и ИПУ. Что само по себе абсурдно, потому что большая часть этой разницы – это и есть неплательщики. И только незначительная часть разницы – это потребление на общедомовые нужды, – поделился Анатолий Волков.

И в таких отношениях именно УК снова оказываются в заложниках между РСО и собственниками.

По скромным меркам

По словам Анатолия Волкова, установленные нормативы совершенно не вписываются в современную жизнь с ее потребностями. Норматив рассчитан на минимальный перечень услуг, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». В данном постановлении не предусмотрены такие виды работ, как «полив», «промывка урн». Хотя они актуальны и должны проводиться в обязательном порядке. Получается, что люди просят предоставить им воду из подвалов, чтобы поливать деревья и цветы, а нормативом полив придомовых территорий не предусмотрен.

Каков итог?

- Если вести речь о потреблении электрической энергии в отношении домов, оборудованных приборами учета, которые учитывают непосредственное потребление ресурса на общедомовые нужды (работа лифтов, инженерного оборудования, освещение и т.д.), то нет смысла в нормативе, если есть фактические данные, которые предоставляют приборы учета. Собственники жилья платили бы по факту потребления и их все устраивало. А сейчас же им предлагается платить за норматив, рассчитанный для дома. Об экономии ресурсов не может быть и речи. Идеальный вариант, конечно, чтобы жителям и управляющим компаниям выставлять счета конкретно по приборам учета, которые покажут, сколько они фактически потребили на общедомовые нужды. Долги неплательщиков не должны касаться добропорядочных граждан. Ресурсоснабжающие компании должны взимать с них долги путем судебных разбирательств. Если вести речь о потреблении воды, то здесь вообще из ряда вон выходящая ситуация, норматив утвержден такой, что им абсолютно невозможно покрыть ту разницу в потреблении, которая возникает. И здесь приходится находить пути решения, что на сегодняшний день составляет очень большую сложность, – отметил Анатолий Волков.

Ситуация говорит сама за себя. Переход на новую систему расчетов крайне невыгоден. Ни для собственников жилья, ни для управляющих компаний. Многие жители годами работали над экономичным потреблением коммунальных ресурсов – ставили счетчики, вовремя передавали показатели, приобретали и устанавливали энергосберегающие технологии. В связи с переходом на новую систему расчетов они попросту потеряют мотивацию бережно относиться к потребляемым благам.

И так долг потребителей перед УК перейдет в задолженность УК перед самими поставщиками коммунальных услуг. Такое положение дел может привести к банкротству управляющих компаний. Поскольку УК не смогут найти финансы, чтобы покрыть неуплату своих жителей и компенсировать сверхнормативное потребление домов.

УК «Наш дом»

г. Омск, ул. Ядринцева, 26

Тел.: (3812) 66-40-47, 20-30-76

www.nashdom55.ru

 

На правах рекламы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру