Вадим Бережной: «Я беседую с каждым, кто стремится у нас работать...»

Главный врач омского КМХЦ дал интервью корреспонденту «МК» в Омске»

Порой на утренней планерке в актовом зале этой больницы можно услышать аплодисменты. Хлопают сами медики. Это происходит, когда докладывают о выписке из стационара пациента, за которого сражались месяцами: и здесь, на этой же планерке каждое утро звучала его фамилия – о его состоянии отчитывались сначала реаниматологи, потом хирурги.

Главный врач омского КМХЦ дал интервью корреспонденту «МК» в Омске»
Вадим Бережной, главный врач КМХЦ

Одного омича «вытаскивали» 5 месяцев, из которых 70 дней за него дышал аппарат искусственной вентиляции легких, шансов почти не было, но за него сражались – было выполнено 7 операций. И теперь он – в кругу семьи, воспитывает детей. Эти овации – высочайшая степень признания заслуг докторов, которым удалось спасти пациента, когда надежды на спасение уже не оставалось. Не принято говорить о подвигах докторов, на это редко обращает внимание пресса – это же не «жареные факты» из новостей – про «украл, подрался или олигарх развелся».

Что позволяет КМХЦ быть одним из самых ярких медицинских учреждений Омской области? Об этом мы поговорили с главным врачом центра Вадимом Бережным.

– Вадим Григорьевич, в нашем недавнем интервью министр здравоохранения Омской области отметил, что Клинический медико-хирургический центр является уникальной  больницей. Расскажите, в чем заключается эта уникальность?

– Все просто: наши сотрудники уверенно побеждают заболевания, которые не просто сильнее всего докучали нашим жителям, но и очень сложны в лечении.  Прежде всего, это касается таких областей, как хирургия, урология, травматология-ортопедия, гинекология. В  КМХЦ  выполняются редкие, технологически сложные операции, за которыми  омичи раньше ездили за пределы региона. По нашим данным, только за последние несколько лет почти 7 тысяч человек получили уникальную помощь в Омске, вместо того, чтобы ехать в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск или даже за границу. Доктора КМХЦ выполняют сотни операций на поджелудочной железе, легких, женских органах, на позвоночнике, меняют суставы на искусственные титановые и многое другое. И для этого омичу требуется лишь полис ОМС, оплату берет на себя государство. 

– Нельзя ли поподробнее об уникальных операциях?

– В КМХЦ поставлены на поток операции при сколиозе – искривлении позвоночника. Еще 5-6 лет назад в Омске браться за них не решался никто.  Сегодня мы видим, как эти пациенты обретают новую жизнь. Помогает им команда доктора Сергея Туморина. Эти пациенты – настоящие страдальцы, которым нужна невероятно сложная операция, а возможностей лечиться за границей у них никогда не было, потому что эта помощь стоит в Германии, например, 4-6 млн. рублей.

Уровню наших мастеров из отделения микрохирургии дивятся даже иностранцы. Получены великолепные результаты в реплантации частей рук. По сути, это приживление отсеченных в результате травм или аварий конечностей. Такие пациенты, как правило, уже потеряли надежду на полноценную жизнь. Освоение этих операций – это был тяжелый путь длиною в 10 лет. Немногие понимают, какого труда это стоит докторам: они работают с нитками в 4-5 раз тоньше волоса, со специальными хирургическими микроскопами, в согнутом положении практически неподвижно по 5-6 часов, с невероятным напряжением зрения… Но мы-то знаем, как это непросто и невероятно ценим этих специалистов. Это элитная группа травматологов, которые есть не в каждом регионе. У нас их четверо – Александр Переладов, Андрей Бормотов, Василий Быков, Павел Смараков.

В КМХЦ проводят операции на поджелудочной железе. Коллеги знают – это высший пилотаж в мировой хирургии. Чтобы было понятно: ткани данного органа по структуре напоминают холодец. Как там можно сшить ткани, как скрепить сосуды, наладить по протоку отток поджелудочного сока, обойти все нервы и в итоге сделать орган работоспособным, знают только настоящие кудесники. Таких в Омске не больше пяти человек. Двое работают в нашей больнице – это Альберт Рейс и Илья Зятьков. Сложнее операций просто не существует. Даже пересадка сердца или почек проходит быстрее и менее трудозатратно.

Сегодня травматологи-ортопеды КМХЦ проводят эндопротезирование (замену) изношенного коленного и тазобедренного суставов. Еще 10 лет назад было из области фантастики, что у тебя есть искусственный сустав, ты на нем ходишь, и он во всем устраивает. Сегодня такую помощь уже получили свыше 6 тысяч жителей Омской области. Большинство из них не могли нормально двигаться, теряли работу, у некоторых рушились семьи…  Сейчас срок службы современных титановых суставов уже превышает 20 лет. Отмечу, что мы работаем только с качественными материалами, проверенными многими десятилетиями и разными странами.

Вершиной мастерства в этой области можно назвать операции по замене локтевых и плечевых суставов. У 23 жителей Омской области установлены искусственные суставы пальцев кисти. Для региона это немало. Наши доктора идут на это, когда у человека правая кисть является крайне важным инструментом и обеспечивает жизнь ему и его семье – это музыканты, водители, педагоги.

– Вы также отметили гинекологическое отделение КМХЦ. Чем оно заслуживает внимания?

– Это одно из самых востребованных в больнице. К нам поступают пациентки с доброкачественными новообразованиями, в том числе миомами, эндометриозом, различными формами бесплодия и другими проблемами.  Преимущество нашего отделения заключается в том, что здесь нет спешки, конвейера, что, к сожалению, неизбежно в неотложной помощи, когда необходимо в течение часа спасти жизнь. Наши врачи имеют возможность вдумчиво, не торопясь, разобраться с каждым случаем и поставить пациентку на ноги. И самое важное – большинство операций – малотравматичные. Например, для удаления матки используются естественные родовые пути, то есть – вообще нет разреза и рубца на животе. А знали бы вы, сколько приходит на операцию женщин с опущением женских органов, это нарастающая проблема.

Играй, пианист!

– Пациенты КМХЦ переносят сложнейшие операции. Наверняка многим из них потом требуется серьезная реабилитация…

– Это очень острый вопрос. Долгое время реабилитация в нашей стране практически отсутствовала.  В последние годы ситуация в корне поменялась. Количество специалистов и методик растет в геометрической прогрессии. Мы стараемся, чтобы после лечения человек сразу выходил на работу, а не искал в поликлиниках массажистов, инструкторов по ЛФК. С каждым годом пациентов, проходящих реабилитацию в наших центрах, становится все больше. Надо признаться, что результаты операции после этого оказываются в 2-3 раза лучше.

– Что же за методики используются в реабилитационных центрах?

– В центрах реабилитации у пациента нет практически ни минуты покоя. Казалось бы, лежи на кровати и восстанавливайся, но это совсем не так. Каждые 15-30 минут нужно под контролем специалистов выполнять упражнения, проходить физиопроцедуры, массажи. Это тяжелая до пота работа с постоянно увеличивающейся нагрузкой.  При разработке суставов мы применяем специальные французские устройства – мехаматы, которые позволяют тонко дозировать нагрузку. Огромное значение для реабилитации имеет эрготерапия –  реабилитация трудом. Это очень актуально в ситуации, когда пианист или электрик, работающий с высоким напряжением, перенес операцию на кисти. Когда каждый миллиметр движения очень важен, а человек не может сгибать пальцы.  Так вот на стендах установлены шпингалеты, клавиши, пружинки, по которым нужно вести шарик – это кажется смешным, но на самом деле именно эрготерапия приводит к тому, что человек восстанавливается не за полгода, а за два месяца.

В борьбе за лучших

– Недавно к вам приезжала делегация из Китая. Какую оценку получили от иностранных коллег?

– Для начала скажу, что в КМХЦ наиболее частые гости – все же итальянские и немецкие врачи, у нас подписаны соглашения о сотрудничестве с известной итальянской клиникой Спаторно и Людвигсхафен в Германии. Наши врачи обучаются у них, а коллеги приезжают к нам. И можете удивляться – но тоже многое из наработок у нас заимствуют.

А китайцам мы показали уникальные устройства, которые у них не применяются. Так вот в ходе встречи китайские коллеги были очень озадачены. Они поняли, что эти технологии без специалистов, которые ими владеют, ничего не значат. Гости сокрушенно говорили о том, что можно фотографировать оборудование, записывать комментарии. Но для того, чтобы освоить эти методики, им нужно будет приглашать наших хирургов, микрохирургов, ортопедов, вертебрологов и перенимать их опыт годами. Доктора КМХЦ – это единичные специалисты. Область ими очень дорожит. Некоторые к достижению сегодняшнего уровня подготовки шли по 12-18 лет. Наша задача – удержать их в регионе. Для этого, по большому счету, нужны две вещи: возможности (а они работают с первоклассной аппаратурой) и достойная оплата труда. Сегодня штат КМХЦ практически полностью укомплектован: свободны всего две-три ставки медсестры и четыре ставки врача. Это при том, что у нас работает 1200 человек. Мы боремся за лучших специалистов. В этом году к нам пришли четыре статусных доктора – это большое завоевание.

– На каком оборудовании работают доктора?

– Недавно у нас появился замечательный аппарат для хирургии позвоночника – ультразвуковой скальпель с обратной связью. Устройство думает за врача, где резать, а где нет. Доктор подносит аппарат к ткани, которую нужно рассекать, и если вдруг возникает угроза спинному мозгу или другим тонким структурам, то он останавливается сам. Кроме того, у скальпеля есть еще функция плазменной сварки. Оборудование очень дорогое, но этот уникальный робот оказывает большую помощь хирургам. 

Фото пресс-служба КМХЦ

Когда замирает вся больница...

– Вадим Григорьевич, о больнице действительно хорошо отзываются омичи, раскройте секрет: что же все-таки позволяет КМХЦ обеспечивать достойное качество лечения? 

– Мне кажется, все начинается с отношения к человеку, к нашим пациентам, друг к другу в коллективе. Над этим мы много работаем. Даже на титульной обложке регулярной больничной газеты начертано: «Пациент в центре внимания». А вот дальше результаты определяются двумя вещами. Первое – освоение технологий, которые являются топовыми даже на европейском уровне. Второе – тот огонь, который я вижу в глазах наших докторов. Их желание двигаться, совершенствоваться, становиться профессионалами. Они запускают вокруг себя информационные волны, каждый раз пытаются доказать мне, как важно пройти то или иное обучение, освоить ту или иную методику.  Мы отправляем специалистов в ведущие клиники как России, так и зарубежья. Доктора проходят обучение в Италии, Германии, Скандинавских странах. 

Я лично очень дорожу сотрудничеством с кафедрами нашего медицинского университета. Они принимают взрывные, эпохальные решения, связанные с судьбами людей. Во многом мы не допускаем ошибок благодаря нашим профессорам. Их фундаментальное, экспертное мнение, а также участие в «боевых действиях» в самих операционных, когда засучив рукава они помогают нашим ребятам – это вклад, который нельзя оценить никакими договорами о сотрудничестве и никакими деньгами. Они первыми заявляют нам о новых методиках, привозят со съездов и конференций результаты апробаций новых расходных аппаратов. Я точно знаю, что КМХЦ не стал бы таким, каким является, если бы не наша альма-матер, наш медицинский университет. 

– То есть преподаватели медакадемии тоже оперируют? 

– Год назад сотрудники кафедры травматологии прооперировали пациента, который практически погибал в частной клинике. Мы его буквально эвакуировали из реанимации. Шансов, что он останется жив, практически не было. Поднимался вопрос, чтобы специальным авиарейсом перевезти пациента в федеральный центр или даже за границу, но он уже был нетранспортабельным. Скорее всего, ему оставалось несколько дней. Кафедралы провели сложнейшую операцию, которая длилась несколько часов. В это время замерли все.  

Затем невероятную работу проделали специалисты реанимации, когда выхаживали этого пациента. В итоге мы смогли поставить его на ноги. В день, когда он выписывался, опять аплодировала вся больница.

– Пожалуй, это лучшее доказательство того, насколько неравнодушны специалисты КМХЦ к каждой человеческой судьбе. 

– Считаю, что это основная ценность нашего центра. Мы действительно придерживаемся негласного правила: пациент – в центре внимания. Мы гордимся не только технологиями, уровнем наших докторов, но и человечной атмосферой, которая здесь царит. Причем человечная она не только по отношению к пациенту, но и по отношению сотрудников друг к другу. Не всегда в больнице можно увидеть, что незнакомые люди в белых халатах здороваются. В нашем центре так принято. Это не просто традиция –  индикатор воспитанности, уважения друг к другу. Это очень важно. Ведь мы делаем общее дело. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру