В Омске состоялся экскизный показ пьесы Ивана Вырыпаева

Иллюзии любви в новом исполнении

На сцене омского драматического Лицейского театра прошел эскизный показ по пьесе Ивана Вырыпаева «Иллюзии». Названная автором «мелодрамой об истинных ценностях», пьеса рассказывает историю жизни двух семейных пар, связанных крепкой дружбой более пятидесяти лет. Смерть, которая приходит в их отношения, вскрывает переживания молодости, и все, тщательно скрываемое в течение жизни, прорывается потоком воспоминаний. Отличить иллюзии от реальности предстоит не только героям, но и зрителям.

Иллюзии любви в новом исполнении
Фото Андрей Кутузов

Любовный квадрат

Прожив в счастливом браке долгую жизнь, Дэнни умирает. Он произносит жене Сандре длинную путанную, патетическую речь – с благодарностью за любовь и счастье, которое у них было. Он верит в сказанную ею когда-то фразу о том, что любовь может быть только взаимной. Спустя год, перед смертью, Сандра признается в любви другу Дэнни – Альберту, произнося еще более патетическую речь. И того озаряет: оказывается, всю свою жизнь он любил Сандру! Ведь любовь может быть только взаимной. И память услужливо предлагает ему существующие и несуществующие доказательства этой любви. В связи с этим открытием Альберт рассказывает своей жене Маргарет, что все эти годы их отношения были ошибкой, и они не могли любить друг друга. Та понимает, что это фантазия старого мужа, впечатленного смертью близкой подруги, но глубоко оскорблена. В отместку она выдумывает роман с Дэнни, который якобы длится всю жизнь… Сюжет несколько раз переворачивается через голову, обнаруживая у истории второе, третье дно.

Постановку можно смотреть по-разному. На поверхности – история двух семей, с моментами забавными и грустными, как обычно и бывает в жизни; история, восстановленная по обрывкам воспоминаний четырех пожилых людей. Если взглянуть глубже – притча о смерти и о любви, о поиске ответов и иллюзиях как мире, в котором живет каждый человек. Предчувствие смерти обостряет в героях желание жить, и они погружаются в прошлое, в котором память причудливо переплетается с иллюзиями.

Фото Андрей Кутузов

От реальности до обмана – один шаг

В эскизе минимум декораций: кровать, столик с двумя стульями и плед. Главные здесь – сами персонажи, которые водят зрителя по своим воспоминаниям, доказывая свою любовь, как в детективе. Настоящую или иллюзорную, какой бы она ни была. Актеры рассказывают фрагменты жизни напрямую зрителю – в этом помогает и камерность самого зала в Лицейском театре. На протяжении спектакля они не меняют наряды и грим, они меняют образы: перед зрителями предстают то старики, то молодые люди, то дети. Актеры Лицейского театра Алексей Осипов и Светлана Позднякова, Евгений Хохлов и Евгения Заднепровская прожили на сцене целую жизнь, заставляя зрителей улыбаться и сопереживать своим героям. 

Точные и похожие на выдумку, трогательные и комичные факты ткут тонкую канву эскиза. Начало растягивается, погружая зрителя в размеренный ход жизни пожилой супружеской пары. Он прикован к постели, она всегда рядом. Далее ритм все усиливается, сцены из жизни, краткие и хрупкие, как мимолетные воспоминания, мелькают перед зрителями подобно цветным картинкам из диафильма. Минута, и пространство и время кружат, мерцают… Вот они на пикнике, и Сандра плачет из-за улитки; вот Дэнни показывает Маргарет промокшую под дождем фотографию Сандры; вот пьяный Дэнни приходит к Альберту, чтобы рассказать, как хочет Маргарет, но верен своей жене; вот Сандра и Дэнни путешествуют по Австралии; вот Маргарет, играя, прячется от Альберта в платяном шкафу… И кажется, не будет конца этим воспоминаниям, словно перед умирающим проносится вся его жизнь, возвращая ему прожитые чувства. И миг растягивается в бесконечность.

Иллюзорность во всем: как не вспомнить мыслителя Сократа, назвавшего смерть величайшей иллюзией человечества – когда мы живем, ее еще нет, когда мы умерли – ее уже нет. Любовь здесь прямо противоположна – она есть всегда. Вот только реальна ли она? Когда в череде любовных признаний невозможно отличить правду от лжи, а ложь от заблуждений, когда обман превращается в самообман, конец сомнениям приносит смерть. Герои силятся разобраться, как здесь «все функционирует», но их попытки обречены на провал, ведь в мире, в котором они живут, все относительно. И бессчетное количество раз в завершении показа повторяется только один вопрос: «Ведь должно же быть какое-то постоянство в этом изменчивом космосе?»

Фото Андрей Кутузов

Ждать ли премьеры?

Заявленные как эскиз, «Иллюзии», поставленные молодым омским режиссером Евгенией Мальгавко, представляются цельной постановкой, с глубиной, с тонкой иронией, с трогательной игрой актеров. Зрители, пришедшие на показ, надеются, что премьера спектакля состоится в новом театральном сезоне Лицейского театра.

– На протяжении, наверное, половины спектакля, я думала, почему именно в 80 лет люди начинают задаваться вопросом, любят ли того человека, с которым уже давно существуют как одно целое? Считаю, что этот спектакль нам нужен, – заключает один из зрителей.

В ходе обсуждения эскизного показа зрители затронули и автора пьесы Вырыпаева:

– Считаю, что пьеса возникла на основе каких-то ощущений автора. Возможно, это была какая-то история, кем-то рассказанная и прочувствованная. Не просто так автор взял иностранные имена – у наших людей другой менталитет, больше закрытых догм, которые мы вбиваем голову. А там по-другому живут люди, они могут и в 80 лет думать о любви.  История стала общечеловеческой. 

Если члены художественного совета театра высоко оценят эскиз, вероятно, уже в новом сезоне омичи смогут увидеть новый спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру