Любовный квадрат
Прожив в счастливом браке долгую жизнь, Дэнни умирает. Он произносит жене Сандре длинную путанную, патетическую речь – с благодарностью за любовь и счастье, которое у них было. Он верит в сказанную ею когда-то фразу о том, что любовь может быть только взаимной. Спустя год, перед смертью, Сандра признается в любви другу Дэнни – Альберту, произнося еще более патетическую речь. И того озаряет: оказывается, всю свою жизнь он любил Сандру! Ведь любовь может быть только взаимной. И память услужливо предлагает ему существующие и несуществующие доказательства этой любви. В связи с этим открытием Альберт рассказывает своей жене Маргарет, что все эти годы их отношения были ошибкой, и они не могли любить друг друга. Та понимает, что это фантазия старого мужа, впечатленного смертью близкой подруги, но глубоко оскорблена. В отместку она выдумывает роман с Дэнни, который якобы длится всю жизнь… Сюжет несколько раз переворачивается через голову, обнаруживая у истории второе, третье дно.
Постановку можно смотреть по-разному. На поверхности – история двух семей, с моментами забавными и грустными, как обычно и бывает в жизни; история, восстановленная по обрывкам воспоминаний четырех пожилых людей. Если взглянуть глубже – притча о смерти и о любви, о поиске ответов и иллюзиях как мире, в котором живет каждый человек. Предчувствие смерти обостряет в героях желание жить, и они погружаются в прошлое, в котором память причудливо переплетается с иллюзиями.
От реальности до обмана – один шаг
В эскизе минимум декораций: кровать, столик с двумя стульями и плед. Главные здесь – сами персонажи, которые водят зрителя по своим воспоминаниям, доказывая свою любовь, как в детективе. Настоящую или иллюзорную, какой бы она ни была. Актеры рассказывают фрагменты жизни напрямую зрителю – в этом помогает и камерность самого зала в Лицейском театре. На протяжении спектакля они не меняют наряды и грим, они меняют образы: перед зрителями предстают то старики, то молодые люди, то дети. Актеры Лицейского театра Алексей Осипов и Светлана Позднякова, Евгений Хохлов и Евгения Заднепровская прожили на сцене целую жизнь, заставляя зрителей улыбаться и сопереживать своим героям.
Точные и похожие на выдумку, трогательные и комичные факты ткут тонкую канву эскиза. Начало растягивается, погружая зрителя в размеренный ход жизни пожилой супружеской пары. Он прикован к постели, она всегда рядом. Далее ритм все усиливается, сцены из жизни, краткие и хрупкие, как мимолетные воспоминания, мелькают перед зрителями подобно цветным картинкам из диафильма. Минута, и пространство и время кружат, мерцают… Вот они на пикнике, и Сандра плачет из-за улитки; вот Дэнни показывает Маргарет промокшую под дождем фотографию Сандры; вот пьяный Дэнни приходит к Альберту, чтобы рассказать, как хочет Маргарет, но верен своей жене; вот Сандра и Дэнни путешествуют по Австралии; вот Маргарет, играя, прячется от Альберта в платяном шкафу… И кажется, не будет конца этим воспоминаниям, словно перед умирающим проносится вся его жизнь, возвращая ему прожитые чувства. И миг растягивается в бесконечность.
Иллюзорность во всем: как не вспомнить мыслителя Сократа, назвавшего смерть величайшей иллюзией человечества – когда мы живем, ее еще нет, когда мы умерли – ее уже нет. Любовь здесь прямо противоположна – она есть всегда. Вот только реальна ли она? Когда в череде любовных признаний невозможно отличить правду от лжи, а ложь от заблуждений, когда обман превращается в самообман, конец сомнениям приносит смерть. Герои силятся разобраться, как здесь «все функционирует», но их попытки обречены на провал, ведь в мире, в котором они живут, все относительно. И бессчетное количество раз в завершении показа повторяется только один вопрос: «Ведь должно же быть какое-то постоянство в этом изменчивом космосе?»
Ждать ли премьеры?
Заявленные как эскиз, «Иллюзии», поставленные молодым омским режиссером Евгенией Мальгавко, представляются цельной постановкой, с глубиной, с тонкой иронией, с трогательной игрой актеров. Зрители, пришедшие на показ, надеются, что премьера спектакля состоится в новом театральном сезоне Лицейского театра.
– На протяжении, наверное, половины спектакля, я думала, почему именно в 80 лет люди начинают задаваться вопросом, любят ли того человека, с которым уже давно существуют как одно целое? Считаю, что этот спектакль нам нужен, – заключает один из зрителей.
В ходе обсуждения эскизного показа зрители затронули и автора пьесы Вырыпаева:
– Считаю, что пьеса возникла на основе каких-то ощущений автора. Возможно, это была какая-то история, кем-то рассказанная и прочувствованная. Не просто так автор взял иностранные имена – у наших людей другой менталитет, больше закрытых догм, которые мы вбиваем голову. А там по-другому живут люди, они могут и в 80 лет думать о любви. История стала общечеловеческой.
Если члены художественного совета театра высоко оценят эскиз, вероятно, уже в новом сезоне омичи смогут увидеть новый спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева.