Слово художника – закон
– Мы не могли с этим спорить. Художник – хозяин! В тесноте да не в обиде, – пояснил зрителям художественный руководитель театра Никита Гришпун, отметив, что такое решение соответствует концепции тотального театра. Аналогичной позиции придерживается и главный идеолог лаборатории Олег Лоевский: театр должен быть везде – даже на улице или в магазине.
На подготовку эскизного показа комедии «Шутники» у режиссера Владимира Смирнова была всего неделя. Многие решения приходили уже в процессе работы – так, за полтора дня до показа стало понятно, что спектакль должен начаться с народной песни в исполнении одной из актрис.
Актер по первому образованию, режиссер Смирнов сам снимался в сериалах, играл в театре Романа Виктюка, ЦДР и Театре.doc. В 2014 году окончив РАТИ-ГИТИС, он стал автором постановок в Московском губернском театре у Сергея Безрукова, театре «Сфера» у Александра Коршунова и в Свердловском театре драмы. Теперь на очереди – омский Пятый театр и «Шутники» Островского.
– Выбор режиссерского материала, пьесы, всегда сложный момент, на который влияет множество факторов. Например, количество артистов, разность жанров. Даже настроение: полгода назад нравилась пьеса, а сейчас не понимаешь, про что ее делать. В первую очередь, должен нравиться материал, – говорит Смирнов.
Почему на сцене – Островский, такой, казалось бы, довольно далекий от современности автор?
– Мне показалось, что пьеса Островского – комедия, открытая, наивная. И хотелось этого открытого, наивного театра. Камерность эскиза предполагает некие иные средства выражения и, возможно, эта открытость и накал страстей, который зрителям так понравился, не получился бы на большой сцене, – отмечает режиссер.
Зрители могут сколько угодно спорить о злободневности пьесы и режиссерских решениях, но в эскизе есть все, чтобы удержать внимание. Лев Толстой, когда-то побывавший на одном из первых спектаклей, говорил домашним, что «комедия трогательна, даже слишком», и рекомендовал посетить. Потом «Шутники» более ста лет «отдыхали» от сцены, а не так давно вновь вернулись в театр, приобретя, возможно, еще более яркое и актуальное звучание.
Деньги или достоинство?
Это история о честной и скромной семье, которая вынуждена выживать в эпоху перемен – власти денег и власти тех, у кого есть деньги. История о том, что проделки и небезопасные игры «шутников» могут сломать жизнь.
Отец, отставной чиновник Оброшенов, ради благополучия дочерей превращается в шута перед «благодетелями» и замирает в этой позе на всю жизнь: «Изломался, исковеркался, исказил себя всего, и рожа-то какая-то обезьянья сделалась», «Для меня только ты да Верочка на свете и людей-то, больше я и знать никого не хочу». Старшая дочь его, Анна Павловна, 25-ти лет, считается женщиной «в летах» и намерена всю жизнь посвятить заботам о младшей сестре, Верочке, и престарелом отце – у него она наследует не только ответственность за семью, но и жертвенность: чтобы спасти родственников, ей предстоит свадьба с богатым 60-летним купцом Хрюковым.
В основе постановки – конфликт двух миров, «хозяев жизни» и зависимых от них людей. Яркий представитель первых, богатый купец Хрюков, врывается в дом Оброшеновых, сорит деньгами и диктует свои правила. Рядом с ним «шутники» с говорящими фамилиями, Недоносков и Недоростков, чьи шалости едва не оборачиваются трагедиями для людей: молодой чиновник Гольцов поссорился с семьей Оброшеновых из-за трехсот рублей и чуть было не расстроил собственную свадьбу. Сам Оброшенов нашел на дороге пакет с деньгами, и слег, когда 60 тысяч рублей оказались сложенной газетой. Решится ли Анна Павловна спасти семью браком с Хрюковым?
До конца эскиза зрителей не покидает интрига: что окажется сильнее – человеческое достоинство или деньги. Бедный чиновник, мучаясь безденежьем, почти всю жизнь терпит унижения, его старшая дочь выходит замуж из-за денег, а жених младшей слаб к деньгам и уже потратил чужие сбережения: «Вот что обидно, что между нас, бедных людей, не найдешь ты ни одного человека, у которого бы какой-нибудь беды не было. Ах ты, грех какой!»
Героям пьесы важно не только выжить, но и сохранить чувство собственного достоинства, не дать деньгам поглотить все светлое, что есть в их жизни, что есть в душе. Хочется верить, что наше общество богато не только деньгами и связями.Увиденное на импровизированной сцене комментирует худрук театра «Студия» Л. Ермолаевой» Наталья Корлякова:
– Я еще раз для себя убедилась в гениальности Островского. Я его открыла десять лет назад. Более современного драматурга трудно назвать. Когда до перестройки ставили Островского, и там звучали эти «банки», «кредиты» – это было так далеко… А когда банки и кредиты вошли в историю России, стало понятно, что Островский – это про нас, про сегодня. Спектакль поставил молодой режиссер, и у меня сегодня такой праздник – несмотря на то, что это поколение другой режиссуры, я вижу, что он – приверженец настоящего, профессионального, великого психологического русского театра. Пусть это не звучит как оскорбление. Мне кажется, выбран самый любимый жанр зрителя – трагикомедия, трагифарс, когда можно хохотать, а при этом внутри вызревает какая-то очень мощная драматургия и трагедия жизни человеческого духа. По-моему, финал гениальный, это высшая степень трагедии. 90% жителей России живут так, и никуда от этого не деться».