В Омске инвалиды отказываются покидать свои квартиры

Как в городе миллионнике вернуться живым с прогулки

Права омичей на безбарьерное передвижение по городу нарушаются постоянно. Люди с ограниченными возможностями здоровья, пожилые люди, родители с колясками вынуждены буквально вступать в сражение с городской средой за возможность переместиться из пункта А в пункт Б.

Как в городе миллионнике вернуться живым с прогулки
Двойное препятствие на пути в аптеку: преодолел пандус – справишься и с лестницей. facebook.com

Те, кто передвигается по городу на инвалидных колясках, утверждают, что установка отдельных пандусов «больше похожа на вредительство». Пример: осенью прошлого года, упав с пандуса многоквартирного дома на улице 21-я Амурская, инвалид-колясочник получил серьезную травму. Почему так происходит? Сколько человек должны покалечиться на неправильных пандусах или попасть под машину, пытаясь выехать с парковки для инвалидов? 

В Минтруда Омской области уверяют: работа по установке пандусов ведется, как и контрольные мероприятия. Но город большой, и успеть за всеми изменениями сразу – нереально.

В регионе есть районы, где на доступную среду финансирование не предусмотрено; есть районы, где финансирование реализуется, а в итоге получаются объекты, опасные для здоровья, а то и жизни тех, кто вынужден ими пользоваться. Вопрос об эффективности расходования средств висит в воздухе: зачем тратить деньги на что-то бесполезное, а то и опасное? К слову, случаи, когда частник добровольно меняет неправильно установленный пандус, крайне немногочисленны.

Сам пользуйся этой средой

Инвалид с детства Сергей Гезиков живет в Омске более 50 лет и отмечает, что сейчас делается очень многое:

– Раньше строились новые больницы, школы, кинотеатры, и нигде никогда не было пандуса. В голову не приходило, что бордюр можно сделать таким, чтобы по нему не пришлось скакать и прыгать. Вспоминаю, как мамочки с колясками по этим бордюрам ребенка – бух! бух! бух! Как-то не принято было об этом думать.

Несмотря на то, что делается многое, он до глубины души возмущен тем, что делается «неизвестно для кого», а потом кто-то отчитывается за потраченные миллионы:

– Ну-ка, сам воспользуйся этой средой. Был здоровый – станешь инвалидом. 

Лестничный пролет в одном из омских магазинов. facebook.com

По его словам, чтобы попасть в Сбербанк на улице Жукова нужно на машине проехать до Омки, а потом подняться на коляске наверх, обратно – по неровной дороге, а где-то и по проезжей части.

Несколько десятков инвалидов-колясочников передвигаются по городу за рулем, и постоянно сталкиваются с проблемой парковки: места для инвалидов почти всегда заняты. Впрочем, и сами такие парковки не всегда оказываются доступны. О недавно отстроенной парковке у Драмтеатра говорят, что она создана «для сокращения поголовья инвалидов» – либо со ступенек упасть, либо рисковать жизнью на проезжей части. 

– Обидно, что хорошие деньги тратятся на бесполезное. Поставил же кто-то в подземные переходы подъемники, которые работают только до нуля градусов! – добавляет Гезиков. 

– Мне недавно позвонили из облпрокуратуры и спросили, какие объекты в Омске недоступны. Я засмеялся и ответил: «ВСЕ!». Потом начал перечислять учреждения, называть адреса – они какой-то рейд планировали. Что любопытно, обратились именно ко мне. Не к казенным общественникам на зарплате, ни в Минтруда и соцразвития, где чиновники за деньги этим занимаются. 

А потом я позвонившей барышне говорю, что и у них в прокуратуре пандуса-то нет, а до кнопки вызова с коляски не достать. Удивилась. Обещала посмотреть, – рассказывает инвалид по зрению, историк Борис Мельников, известный в городе как активный борец за доступную среду. Сейчас он разрабатывает уникальный инклюзивный проект по научному туризму, итогом которого станут действующие научно-познавательные исторические маршруты для инвалидов.

Пандус для галочки

Еще одна категория людей, которые постоянно сталкиваются с вызовами «доступной» среды – мамы с колясками. «МК» в Омске» спросил нескольких омичек, легко ли ходить по городу с коляской и где находятся самые труднодоступные места. Оказалось, почти везде:

– Удобно передвигаться с колясками – нереально. Чтобы перейти подземный переход, тащу коляску в руках. На пандусе слишком широко эти «полоски» располагаются, большинству колясок не подходит. Либо под таким углом делают пандус, что вообще нереально по нему взобраться. Мы не альпинисты. По городу почти нет нормальных спусков с бордюров. Как по горной местности ездишь. Наш город не приспособлен для мам с детьми, – говорит Елена Безикова. – Сложно в переходе на Маркса по Валиханова, на спусках к Иртышу. Я замучилась туда ходить, жутко устаю таскать ребенка весом 10 килограммов и коляску весом 7 килограммов вверх и вниз. Хоть раз бы по этому идиотскому пандусу прокатили коляску.

facebook.com

– Мое любимое место – это пешеходники подземные! На Масленникова, напротив СКК, где пандус упирается в высокую ступеньку, на Лермонтова, через Маркса, где его вообще нет и самый любимый – новый у «Голубого огонька». Он просто не подходит для просвета колес, причем, по-моему, ни для каких. Как-то стояла, болтала с подругой, и при мне несколько мам пытались там съехать. В итоге все понесли детей с колясками на руках. А магазины на Маркса? Нет пандусов нигде. В одном я спрашивала администратора, почему так. А она: мы на аренде, нам не разрешают. Пусть тестируют реальными колясками, а не просто лишь бы сделать. Может, региональные власти обязать хотя бы общественно значимые объекты оборудовать нормально пандусами? Даже в налоговой нет. У нас «доступная среда» не для людей, только для галочки, к сожалению. 

Миллионы на доступную среду

С 2013 года в России запущена федеральная программа «Доступная среда». Изначальное финансирование, 50 на 50 из регионального и федерального бюджетов, сменилось в пользу регионов и сейчас соотношение составляет 30 на 70. Первый заместитель министра труда и социального развития Омской области Сергей ДОБРЫХ поясняет:

– У нас определено 1200 объектов социальной инфраструктуры, которые мы должны к 2020 году адаптировать. Возводимые с 2010 года объекты не принимаются в эксплуатацию без доступности для инвалидов. Однако очень многое возводилось вне этих требований. Всего на реализацию программы было направлено 433 миллиона рублей, из которых 250 миллионов – средства областного бюджета. С изменением финансирования в прошлом году область вложила 19%, а 81% – федерация. Понятно, что в региональных бюджетах на сегодня не так много денег. В этом году мы получили 30 миллионов рублей из федерального бюджета. Доля регионального софинансирования составила 19 миллионов рублей. 

Специалисты министерства проводят семинары с работодателями, на которых рассказывают, как обеспечить доступность инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья. Это касается больниц, магазинов, аптек, задействованы транспортная система и система ЖКХ.

– Полностью сделать всю инфраструктуру доступной для инвалидов мы сегодня не можем. Понимаем, что нужны очень большие деньги. Мы говорим о частичной доступности. Делается инструкция для персонала, который сопровождает инвалида в здании, вплоть до того, что на руках занесут и вынесут. Но это единичные случаи, – добавляет ДОБРЫХ. 

Чтобы установить пандус на первом этаже многоквартирного дома, согласно Жилищному кодексу, необходимо согласие собственников:

– Пока 50% собственников жилья не согласятся оборудовать подъезд откидным пандусом, мы не имеем права это делать. Проживающие в таких домах инвалиды оказываются в ситуации, когда больше половины соседей отказываются. Тогда мы привлекаем управляющие компании и просим их помочь. 

Стоимость пандусов варьируется – где-то 20, где-то 50 тысяч рублей. В этом году будет потрачен миллион где-то на 30-40 пандусов. Нефтезавод обещал еще девять таких подъездов сделать в этом году, – говорит ДОБРЫХ.

Сто тысяч от Минтруда

В Минтруда предусмотрена компенсация расходов на переоборудование жилого помещения. Из облбюджета выделяется до ста тысяч рублей на одного человека на определенные виды работ:

– Обычно жильцы хотят сделать все, а все нельзя – есть федеральный стандарт, где идут только расширение дверных проемов, замена двери, демонтаж проемов, обустройство ванной или туалетной комнат, установка поручней и штанг, перенос электрических выключателей. Есть часть строительных работ, которые не входят в компенсацию. Вы сами понимаете, это федеральные деньги, которые требуют соответствующей отчетности. 

Всего за первое полугодие 2017 года компенсацию на сумму свыше 290 тысяч рублей предоставили семи омичам с инвалидностью.

Все изменения городской инфраструктуры в сторону доступности согласуются с региональными обществами инвалидов, утверждает ДОБРЫХ:

– Когда делали Любинский проспект, к нам обратилось Общество инвалидов по зрению. Они посмотрели техзадание и указали на ошибку в нем, со своей точки зрения. Мы пригласили инвестора, строителей. Строитель говорит: «Есть проект, согласованный городом. 

Ничего менять не будем». В итоге, договорились. Они вышли на объект за два месяца до сдачи, походили по каждой точке, нашли точки соприкосновения, и строители пошли на уступки. Теперь проекты благоустройства улиц дают и нам в министерство, для их согласования с точки зрения доступности.

Еще одна функция Минтруда – контрольная. Ведомство ведет проверки совместно с прокуратурой:

– В последние два года мы исключили индивидуальных предпринимателей, чтобы их не трогать. Остальные подлежат проверке. Накладываем штрафы, заставляем через суд приводить в соответствие требованиям. За этот период около 600 тысяч штрафов взыскали, – комментирует ДОБРЫХ. 

Рейды прокуратуры ограничены временем и числом объектов, охватить весь город даже за год представляется нереальным. Учитывая, что среда постоянно меняется. На помощь приходят общественники, с многочисленными рейдами по контролю доступности городской среды. Что они дают? Пока только неутешительные выводы. Например, о том, что подземные переходы недоступны для омичей, имеющих ограничения здоровья, а тактильная плитка на многих центральных улицах города просто не пережила зиму.

По словам людей с ограниченными возможностями, омичи всегда приходят на помощь: и в автобус затащат, и через бордюр помогут перебраться, и воспользоваться подземным переходом. Ситуация, в итоге, парадоксальная: люди на улице готовы прийти на помощь, узнать, как эту помощь лучше всего оказать, а люди, занимающиеся организацией доступной среды в магазинах, аптеках, банках, решают сами, без участия тех, для кого все и возводят.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру