В Омске нарушение авторских прав может обойтись в пять миллионов

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь

Машина, дом, дача, велосипед – все это может находиться в чьей-то собственности, и наличием владельца никого не удивишь. А когда омичам заявляют, что за фразу или фотографию городских скульптур могут оштрафовать, к примеру, на миллион, невольно приходится задуматься, что скоро у всего появятся собственники. Причем ситуации могут быть, на первый взгляд, парадоксальными: сам объект принадлежит одному, а право на его образ, изображение – совсем другому.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь
На фото крайний слева Сергей Норышев, крайний справа Игорь Вахитов

Недавно стало известно, что «12 Канал» получил патент на популярную фразу «Не пытайтесь покинуть Омск». Зарегистрированную как товарный знак фразу планируется использовать для сувенирной продукции: авторучек, блокнотов, карандашей, пакетов, кошельков и сумок и других предметов. За использование данного словосочетания иному лицу может грозить штраф от десяти тысяч до пяти миллионов рублей. Товарный знак зарегистрирован в феврале 2017 года, а срок регистрации истекает в 2025 году. Как говорит директор «12 Канала» Александр Малькевич, преследовать кого-то за использование фразы телеканал не собирается. Как и судиться в попытках взыскать штрафы.

7,8 миллионов за две фотографии

Тем не менее, миллионные иски по нарушениям интеллектуальной собственности в Омске уже случались. Осенью 2016 года разгорелся скандал с фотографиями любимых омичами скульптур – Любочки и Степаныча. Компания «Омский ракурс» опубликовала работы фотографа Кудринского в подарочном издании к 300-летию Омска, после чего оказалось, что авторские права на образы обеих скульптур принадлежат предпринимателю Роману Рудакову. Это означало, что использование изображений необходимо было согласовать с ним. Сумма компенсации по иску Рудакова, поданному в Арбитражный суд Омской области, изначально составляла почти 50 тысяч рублей, а затем возросла до 7,8 миллионов – за распространение трех тысяч подарочных альбомов, «в двукратном размере средней стоимости». К весне сумма иска вновь уменьшилась до 20 тысяч: в январе тысячу экземпляров благотворительный фонд передал в омские библиотеки, в феврале уточнилась стоимость распространяемого издания… Как отмечал адвокат Игорь Колесников, представляющий Рудакова в суде, цель не стоит в зарабатывании денег – важно доказать правоту:

– Кто фотографируется у скульптур, пусть фотографируются, они к этому процессу вообще отношения не имеют. Ажиотаж, петиции президенту… Какая ерунда. Мы же ведем речь о коммерческой деятельности, – успокоил он омичей. 

Чтобы разобраться, кому на самом деле принадлежат скульптуры – Рудакову, подписавшему договоры с авторами Сергеем Норышевым и Игорем Вахитовым, или администрации города, с которой у авторов, вероятно, также были заключены договоры, суд вел дело на протяжении нескольких месяцев.

Как выяснилось, долгое время сами скульптуры официально никому не принадлежали, позднее мэрия взяла их на баланс. На момент суда сложилась следующая ситуация: мэрия содержит скульптуры, а на их изображении зарабатывает некий омский предприниматель. В итоге представители администрации подали иск в Куйбышевский районный суд – о признании исключительного права мэрии на данные скульптуры и об оспаривании договоров, представленных Рудаковым.

Пока в мэрии собирали документы, доказывающие их исключительные авторские права на скульптуры, Рудаков выиграл иск в Арбитраже и отсудил около 20 тысяч рублей.

Позднее стало известно, что мэрии удалось отстоять в суде авторские права и на Любочку, и на Степаныча, в результате чего появился еще один судебный иск – мэрии к Вахитову, Норышеву и Рудакову. Суд постановил, что договоры об отчуждении исключительных авторских прав на использование произведений, заключенные Рудаковым с Норышевым и Вахитовым, недействительны. Согласно постановлению Восьмого арбитражного апелляционного суда, с предпринимателя Романа Рудакова в пользу «Омского ракурса» будет взыскано 3 000 рублей (возмещение расходов по уплате госпошлины), а в ранее упомянутом удовлетворении иска Рудакова  - отказано.

Право имею!

В омских делах о нарушении авторских прав часто фигурирует товарный знак «Маша и Медведь»: так, в июле 2017 правообладатель обратился в суд о взыскании 80 000 рублей компенсации за нарушение исключительных прав в связи с продажей полотенца с изображением Медведя и надписью «Маша и медведь».

Впрочем, примеры нарушений авторских прав можно встретить по всей стране: в Барнауле за продажу игрушек-персонажей мультсериала стоимостью около 200 рублей пытаются взыскать 60 000, а за контрафактный диск с записями известного музыканта, проданный за 75 рублей, требуют 859 тысяч рублей (за каждую из 90 песен).

Под понятие «объект интеллектуальной собственности» попадают результаты интеллектуальной деятельности, такие как произведения науки, литературы и искусства, компьютерные программы, изобретения и полезные модели, секреты производства, фирменные наименования, товарные знаки и иное. К слову, товарные знаки и фирменные наименования (как, например, фраза «Не пытайтесь покинуть Омск») относятся к «средствам индивидуализации»: это означает, что результатами интеллектуальной деятельности они не признаются, но приравниваются к ним по своему правовому режиму. Вообще интеллектуальную собственность как таковую передать нельзя – только права на нее.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру