Военные гражданские самолеты
Синхронные «бочки» и эффектные роспуски, боевые развороты и перестроения на минимальных дистанциях, знаменитая «петля Нестерова» и встречные проходы – все на скорости в 700 километров в час, с расстоянием от крыла до крыла лишь в несколько метров. Программа продлилась около получаса.
За плечами каждого из летчиков, прибывших в Омск, не одна тысяча часов налета. В составе пилотажной группы, созданной на базе Ассоциации содействия развитию реактивной авиации, только летчики первого класса. Группа РЕГИОН базируется в Ступино и представляет собой некоммерческий проект, цель которого – возродить традиции авиационных праздников и популяризовать авиационные виды спорта.
– Идея создать частную пилотажную группу возникла, чтобы достичь полной самостоятельности и ни от чего не зависеть. У нас уже есть богатый опыт выступлений за рубежом: за океан, правда, не летали, но в Европе бывали.
Как узнал «МК» в Омске», максимальная скорость самолетов, которыми управляет группа РЕГИОН, достигает 900 километров в час, практический потолок – 11,5 километров, а дальность полета – 890 километров.
– Эти самолеты военные, боевые, сейчас оборудованы гражданскими средствами навигации. Это полностью частные борта, на которые есть официальные бумаги, – рассказывает пилот Михаил Папылев.
– Самолеты, на которых выступает группа РЕГИОН, демилитаризированы. Все, что связано с креплением боевых элементов, просверлено. В связи с этим изменилась центровка самолета, но все уравновешено железной плитой, которая лежит в носу самолета. Единственное, у нас в целях безопасности есть катапульта, кресла заряжены. Вообще, самолеты достаточно гибкие и мобильные в плане перелетов.
Также на самолетах при помощи специальных креплений устанавливаются камеры, которые ведут съемку на протяжении всего авиашоу. В каждом городе, где выступила пилотажная группа, в подарок жителям остается видеозапись, на которой можно увидеть город с высоты птичьего полета.
Задача «ведомых» – идти крылом к крылу
– Надо признать, что на наших самолетах один двигатель, и не такой мощный, как на боевых, на которых, к примеру, летают «Стрижи» или «Витязи». Нам для маневра нужна большая скорость, поэтому программа строится таким образом, чтобы перед вертикальным маневром мы могли набрать высоту и разогнаться. Иногда это вызывает паузу в шоу, люди начинают скучать: «вроде как улетели», «непонятно куда», «вернутся или нет», – говорит Папылев.
Чтобы зрители не скучали, существует солист, который заполняет паузы. Это одиночный самолет, который, пока группа собирается после роспуска или набирает высоту перед маневром, проходит перед публикой.
– В этом сезоне мы выступаем четырьмя самолетами, в следующем планируем увеличить до пяти. Сейчас будет 3+1: солист и тройка, – говорит пилот. – По словам летчиков, чем больше самолетов в группе, тем сложнее программа выполнения фигур.
– Любую фигуру можно выполнить любым количеством, но сложность, безусловно, возрастает. У нас каждый летчик имеет свою специализацию: есть ведущий группы, или командир – очень опытный летчик, который должен понимать, что ощущают «ведомые» летчики на тех или иных маневрах. Задача «ведомых» – идти плотно, крыло к крылу. Есть даже жаргонный термин, ведомый «сосет крыло»: все его внимание сконцентрировано на ведущем, и у него полностью отсутствует ситуационная осведомленность. Он не понимает высоту, крен, в каком положении находится самолет.
Авиашоу – это серьезно
В каждой программе есть правый, левый и хвостовой ведомые; последний стоит четко за ведущим. Роли в группе жестко распределены и не меняются от выступления к выступлению. Вся программа – не экспромт, фигуры летчики регулярно отрабатывают на репетициях и тренировках:
– Понятно, что атмосфера нестабильна, бывают порывы ветра. На правого ведомого, который следует непосредственно за ведущим, возложена очень большая ответственность – когда возникает колебание, необходимо четко удерживать место: для крайних колебание будет еще сильнее. Чем больше самолетов в группе, тем выше должна быть четкость пилотирования. Ведомые и ведущие должны просто филигранно работать, – отмечает Михаил Папылев.
Сейчас в подготовке программ пилотажная группа накопила огромный опыт: все начиналось 20-30 лет назад:
– Каждый раз сначала все обсуждается на земле, продумываем новые элементы. На площадке есть руководитель полетов, который корректирует, подсказывает – это очень помогает. Перед визитом в каждый новый город мы смотрим карту, спутниковые снимки местности, как она выглядит. Потом делаем «пристрелочные» полеты. А после каждого выступления обсуждаем, как прошло, плюсы-минусы, смотрим видеозаписи. Иногда вносятся новые предложения.
Меры безопасности на авиационных шоу отработаны до мелочей, ежегодно проходят тематические конференции:
– Не буду загружать техническими деталями, скажу коротко: мы не строим маневры, направленные вектором скорости на зрителей, они запрещены. Горизонтальные проходы в группе направлены вдоль зрителей, на высоте не менее 200 метров, а одиночные самолеты – не менее ста метров. Рамки жестко регламентированы, и какие бы новые элементы мы ни придумывали, они в любом случае уложены в международные правила безопасности. Лет 15-20 назад в Германии были эпизоды с другими авиагруппами, после чего правила ужесточились. Сейчас если правила нарушаются, группа просто снимается с выступления. Авиашоу – это серьезно, – заключает Михаил Папылев.