Тысячи омичей следили за захватывающим авиашоу от пилотажной Группы Регион

Мертвая петля над Омском

В субботу, 5 августа, в небе над Омском выступила пилотажная группа РЕГИОН. Чтобы взглянуть на авиашоу, на Иртышскую набережную вышли несколько тысяч горожан. Захватывающее зрелище омичам обеспечили мастера международного уровня, показавшие программу группового высшего пилотажа на четырех всемирно известных учебно-тренировочных самолетах L-39 Albatros.  

Мертвая петля над Омском
Фото Андрей Кутузов

Военные гражданские самолеты

Синхронные «бочки» и эффектные роспуски, боевые развороты и перестроения на минимальных дистанциях, знаменитая «петля Нестерова» и встречные проходы – все на скорости в 700 километров в час, с расстоянием от крыла до крыла лишь в несколько метров. Программа продлилась около получаса.

За плечами каждого из летчиков, прибывших в Омск, не одна тысяча часов налета. В составе пилотажной группы, созданной на базе Ассоциации содействия развитию реактивной авиации, только летчики первого класса. Группа РЕГИОН базируется в Ступино и представляет собой некоммерческий проект, цель которого – возродить традиции авиационных праздников и популяризовать авиационные виды спорта.

– Идея создать частную пилотажную группу возникла, чтобы достичь полной самостоятельности и ни от чего не зависеть. У нас уже есть богатый опыт выступлений за рубежом: за океан, правда, не летали, но в Европе бывали.

Как узнал «МК» в Омске», максимальная скорость самолетов, которыми управляет группа РЕГИОН, достигает 900 километров в час, практический потолок – 11,5 километров, а дальность полета – 890 километров.

– Эти самолеты военные, боевые, сейчас оборудованы гражданскими средствами навигации. Это полностью частные борта, на которые есть официальные бумаги, – рассказывает пилот Михаил Папылев. 

– Самолеты, на которых выступает группа РЕГИОН, демилитаризированы. Все, что связано с креплением боевых элементов, просверлено. В связи с этим изменилась центровка самолета, но все уравновешено железной плитой, которая лежит в носу самолета. Единственное, у нас в целях безопасности есть катапульта, кресла заряжены. Вообще, самолеты достаточно гибкие и мобильные в плане перелетов.

Также на самолетах при помощи специальных креплений устанавливаются камеры, которые ведут съемку на протяжении всего авиашоу. В каждом городе, где выступила пилотажная группа, в подарок жителям остается видеозапись, на которой можно увидеть город с высоты птичьего полета.

Фото Андрей Кутузов

Задача «ведомых» – идти крылом к крылу

– Надо признать, что на наших самолетах один двигатель, и не такой мощный, как на боевых, на которых, к примеру, летают «Стрижи» или «Витязи». Нам для маневра нужна большая скорость, поэтому программа строится таким образом, чтобы перед вертикальным маневром мы могли набрать высоту и разогнаться. Иногда это вызывает паузу в шоу, люди начинают скучать: «вроде как улетели», «непонятно куда», «вернутся или нет», – говорит Папылев. 

Чтобы зрители не скучали, существует солист, который заполняет паузы. Это одиночный самолет, который, пока группа собирается после роспуска или набирает высоту перед маневром, проходит перед публикой.

– В этом сезоне мы выступаем четырьмя самолетами, в следующем планируем увеличить до пяти. Сейчас будет 3+1: солист и тройка, – говорит пилот. – По словам летчиков, чем больше самолетов в группе, тем сложнее программа выполнения фигур. 

– Любую фигуру можно выполнить любым количеством, но сложность, безусловно, возрастает. У нас каждый летчик имеет свою специализацию: есть ведущий группы,  или командир – очень опытный летчик, который должен понимать, что ощущают «ведомые» летчики на тех или иных маневрах. Задача «ведомых» – идти плотно, крыло к крылу. Есть даже жаргонный термин, ведомый «сосет крыло»: все его внимание сконцентрировано на ведущем, и у него полностью отсутствует ситуационная осведомленность. Он не понимает высоту, крен, в каком положении находится самолет. 

Фото Андрей Кутузов

Авиашоу – это серьезно

В каждой программе есть правый, левый и хвостовой ведомые; последний стоит четко за ведущим. Роли в группе жестко распределены и не меняются от выступления к выступлению. Вся программа – не экспромт, фигуры летчики регулярно отрабатывают на репетициях и тренировках:

– Понятно, что атмосфера нестабильна, бывают порывы ветра. На правого ведомого, который следует непосредственно за ведущим, возложена очень большая ответственность – когда возникает колебание, необходимо четко удерживать место: для крайних колебание будет еще сильнее. Чем больше самолетов в группе, тем выше должна быть четкость пилотирования. Ведомые и ведущие должны просто филигранно работать, – отмечает Михаил Папылев. 

Сейчас в подготовке программ пилотажная группа накопила огромный опыт: все начиналось 20-30 лет назад:

– Каждый раз сначала все обсуждается на земле, продумываем новые элементы. На площадке есть руководитель полетов, который корректирует, подсказывает – это очень помогает. Перед визитом в каждый новый город мы смотрим карту, спутниковые снимки местности, как она выглядит. Потом делаем «пристрелочные» полеты. А после каждого выступления обсуждаем, как прошло, плюсы-минусы, смотрим видеозаписи. Иногда вносятся новые предложения.

Меры безопасности на авиационных шоу отработаны до мелочей, ежегодно проходят тематические конференции:

– Не буду загружать техническими деталями, скажу коротко: мы не строим маневры, направленные вектором скорости на зрителей, они запрещены. Горизонтальные проходы в группе направлены вдоль зрителей, на высоте не менее 200 метров, а одиночные самолеты – не менее ста метров. Рамки жестко регламентированы, и какие бы новые элементы мы ни придумывали, они в любом случае уложены в международные правила безопасности. Лет 15-20 назад в Германии были эпизоды с другими авиагруппами, после чего правила ужесточились. Сейчас если правила нарушаются, группа просто снимается с выступления. Авиашоу – это серьезно, – заключает Михаил Папылев.

Фото Андрей Кутузов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру