Каким жители видят дизайн-код Омска

Современный город или «Детройт 2000»?

Что такое дизайн-код города, нужен ли он омичам и почему важно упорядочивать визуальный ряд, «предлагаемый» жителям , – с такими вопросами «МК» в Омске» обратился к представителям креативных индустрий, власти, бизнеса и общественности.

Современный город или «Детройт 2000»?
rodovid.me

Российским регионам в ближайшие годы поручено избавить городскую среду от «визуального мусора». К 2020 году планируется упорядочить использование вывесок и провести ревизию существующих рекламных конструкций, а также создать систему городской навигации. Такая мысль озвучена в Минстрое РФ на Всероссийском селекторном совещании по вопросам ре-ализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

Жители чаще всего воспринимают город в движении (при ходьбе или поездках в транспорте), когда взгляд скользит по вывескам, афишам, билбордам, баннерам. Находясь в городе, человек постоянно видит образы жизни, отображенные в зданиях, в городском тексте – надписях на указателях, табличках с названиями улиц, наружной рекламе, оформлении витрин и вывесок, информационных табло. Такой «текст» не только сообщает что-то жителям, но и косвенно влияет на их настроения и культуру.

Потребность упорядочить визуальное пространство городов, по мнению многих жителей, назрела уже давно. Вероятно, традиция «замусоривания» городской среды сложилась еще в период постсоветского «ономастического взрыва», когда с развитием бизнеса в городах массово появилась наружная реклама. Сейчас, спустя несколько десятков лет, все чаще встает вопрос о необходимости внедрить общие правила, согласно которым будет визуально наполняться город.

Владимир Компанейщиков, заместитель Председателя Правительства Омской области:

– Дизайн-код должен быть у любого уважающего себя города, если мы не хотим, чтобы он превращался в цыганское барокко. Помимо функции организации зрительного пространства, когда мы делаем его психологически приятным для горожан, у дизайн-кода есть много сопутствующих функций, связанных с навигацией по городу, в том числе, с бизнес-навигацией. Кодирование общественных мест, много чего еще. То, что мы сейчас имеем, и есть это пресловутое цыганское барокко. 

Нет соответствующего нормативного документа, который должен принять Городской Совет. У меня есть даже желание заказать его разработку. В городе есть много толковых ребят, которые в состоянии это сделать, просто повторив опыт других городов, той же Москвы и Санкт-Петербурга. Насколько я понимаю, даже за бесплатно. По крайней мере, я на эту тему с ними говорил. Другое дело, что пока заказчик в лице городской власти до этого не созрел. Вводить дизайн-код надо, вводить постепенно, чтобы не навредить тому же малому и среднему бизнесу, которому сейчас и так нелегко.

Ефим Фрейдин, архитектор, архитектурное бюро «Рим»:

– Дизайн-код в общем понимании – это регламенты, визуализация правил по отношению к фрагментам города – улицам, кварталам, конкретным группам участков. Код может задавать вид как отдельных элементов (размещение вывесок и рекламы), так и регулировать среду части города в целом, соединяя в одном руководстве правила для рекламы, элементов освещения, разметку парковочного пространства и другие аспекты. В английской проектной системе дизайн-код является результатом консенсуса между видением территории (мастерпланом) и позицией основных заинтересованных лиц (горожан, бизнеса, государства).

То, что мы видим в Омске – это наслоение различных требований к пространству. Крепость спланирована в соответствии с требованиями фортификации, кварталы 18-19 века – в соответствии с «мастерпланом», разработанным Гесте на основе квартальной сетки и образцовых проектов – тоже своего рода дизайн-код, который указывал на нормативные расстояния, высоты, тип зданий. Город с середины и до конца ХХ века планировался по нормативам и согласно проектам детальной планировки: сталинские кварталы, микрорайоны задавались другими типами регламентов.

naroozhka.ru

Можно предположить, что если бы каждый из генпланов города (как форма видения и прогнозирования развития) оформлялся в виде дизайн-кода, то мы бы видели их трансформацию с изменением экономических условий, характера собственности, социального состава жителей.

Возможно, сильнее, чем обычные горожане, на городские правила и городскую территорию влияют бизнес-сообщества. «Ущемление» интересов бизнеса можно скорее трактовать как поиск разумного баланса, приведения в порядок сложившихся структур – это, вероятно, касается крупных форматов наружной рекламы или вакханалии киосков на остановках, которые как минимум угрожают безопасности пешеходов и водителей. В этом случае определяется порядок, условия и сроки перехода к регламентированному состоянию.

Виктор Скуратов, основатель сети кофеен Skuratov Coffee:

Для любого города, любого достатка дизайн-код сейчас – это как элемент гигиены. Как чистка зубов, если хотите. Самая большая тупость – думать, что «вот когда появятся деньги, вот тогда подумаем о том, чтобы город выглядел по-человечески». Сейчас все наоборот. Стоит только посмотреть на то, какие города растут и становятся драйверами роста экономики. Ресурсы ничего не решают.

Все решает создание условий для так называемого креативного класса. По всему миру. И дизайн-код – это самое первое с чего надо начать.

И в более худших экономических условиях люди пытались избавить себя от визуального шума и сделать так, чтобы каждый день не страдать от архитектурных и дизайнерских ужасов. Очевидно, что в Омске нужно начинать с улицы Ленина. Потом пойти по центральным улицам и сразу же – на окраины. Москва долго это все раскачивала, и вот только сейчас двинула в дальние районы, хотят чтобы у каждого района был свой дизайн-код. Мы свои вывески даже в Омске делали по дизайн-коду Москвы, но делали это для себя. И были очень рады, когда часть дизайнеров и урбанистов это заметили.

Дизайн-код не может развиваться самостоятельно. Без участия города тут, к сожалению, не обойтись. Нужны правила. К сожалению, с бизнес-сообществом нужно разговаривать и объяснять, что большая вывеска не приведет больше гостей или покупателей. Проверено.

Илья Севастьянов, основатель проекта Public Speech:

– Для рекламы и вывесок на фасадах зданий нужны правила. Правила того, как и где размещать рекламу, какой размер должен быть у вывесок, насколько они могут закрывать фасад. Это и есть дизайн-код – способ привести в порядок улицы с помощью единых для всех правил. Сделать такие правила минимально по затратам городского бюджета, максимально полезно для всех и максимально заметно всем. Дизайн-код – это то, о чем будут говорить: «Да, наконец-то что-то сделали не на словах, и это работает». 

Художник Яна Переверзева

Алена Борзунова, event-менеджер 7bits, выпускница кафедры «Дизайн среды», ОГИС:

Дизайн-код зависит от бюджета. И целей города стать самым «закодированным». Есть минимум, есть максимум, тут от наклеек на окна, поздравляющих с 301-летием, и до градаций оттенков на тротуаре.

Хорошие образы города получаются тогда, когда предприниматели культурно образованы, в городе хорошая экономика, а у изготовителей руки из нужного места. Омску дизайн-код желателен, но не обязателен. Он должен быть максимально простым и понятным для тех, кто будет принимать и применять его. А не «дизигнерский брендбук для биханса». Пока о визуальном пространстве Омска можно сказать только то, что бизнесмены боятся, что их никто не заметит. Еще есть большие идеи, сделанные наспех. И есть исключения: лофт на Декабристов, пару десятков лет назад – улица Мира рядом с Малунцева, где было приятно смотреть и на магазины, и на все вокруг.

Мы все мечтаем жить в красивом месте. Эта такая общегородская мечта. Наверное, если упорядочить визуальный ряд, хотя бы по этому поводу омичи не будут ворчать.

Игорь М. Намаконов, управляющий партнер MOST Creative Club (Москва):

– Все заброшенные города похожи друг на друга, а все процветающие красивы по-своему. Дизайн-код города – это осмысленные правила развития городской среды. Архитектура, городской ландшафт, элементы благоустройства, навигация, реклама – это все части дизайн-кода, таким образом системному осмыслению подвергается максимально широкий спектр точек контакта человека с городской средой.

Сегодняшнему Омску я дам характеристику за пределами понятия «дизайн-код». Поскольку преобразование внешнего облика города должно стать частью комплексного переосмысления возможностей города. Сидя где-то в красивом офисе и рисуя картинки возможного Омска, нельзя улучшить, например, внутреннее ощущение жителей от своего города или остановить внутреннюю эмиграцию. Метод Михаила Чехова: от внешнего к внутреннему, в случае с системами (такими как город) не работает.

Я Омск называю «Детройт 2000». Детройт нулевых – это город в глубоком кризисе с разрушенными домами, эмиграцией и непониманием перспектив. Но в то же время это город с гигантским потенциалом и сильной группой проактивных патриотов (в городском смысле). Понимаете теперь, почему нельзя в таком состоянии пробовать выявлять дизайн-код? Это как человеку в коме примерять костюм от Brioni: в принципе, можно, но лучше будет, когда человек придет в себя и будет ходить. Кстати, про Детройт последнее. Город активно выбирается из трудного положения: в центре растут сады, где каждый может выращивать овощи и фрукты, на месте пустых домов создаются музеи и хостелы, разработана программа по удержанию молодежи и развитию внутреннего предпринимательства.

Дизайн-код не может развиваться самостоятельно. Так же, как сам по себе не может появиться фирменный стиль у коммерческой структуры. «Мастерплан», который реализует в Омске местный «Град» сейчас – важнейший этап идентификации городских ценностей и особенностей. И можно сказать, что на определенном этапе этот проект выйдет на формирование дизайн-кода.

Встречают по одежке – это правило работает как для людей, так и для городов. И если городу важно выстраивать более быстрые и качественные отношения с людьми, нужно думать о своем внешнем виде. Сформированные общие правила пользования средой и развития облика города, конечно, могут создать неудобства для тех, кто уже адаптировал свой бизнес под условия хаоса. В первую очередь, это дополнительные материальные затраты, для кого-то, возможно, переосмысление формата деятельности. Но что безусловно, так это то, что систематизация и повышение требований очень быстро приводят к общим улучшениям. Достаточно вспомнить пример Парка Горького в Москве, опыт которого сегодня копируют не только по всем городам России, но и в странах СНГ.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру