Театральный сезон в Омске открылся провокационным спектаклем от Пятого театра

«ShЛЮxИ – He oGoHЬ»: громкая премьера или режиссура без цензуры

Провокационный спектакль Пятого театра «Шлюхи - не огонь» побил все рекорды: на аншлаговых спектаклях зрители аплодировали стоя. Чем же интересен омичам формат постановки «без купюр»?

«ShЛЮxИ – He oGoHЬ»: громкая премьера или режиссура без цензуры
Фото Дарина Нескоромная

Спектакль по пьесе драматурга Валерия Шергина на омской сцене прошел в постановке номинанта «Золотой маски» Айрата Абушахманова. Заведомо эпатажное название и метка «18+» привлекли в театр огромное количество зрителей, в первую очередь - молодежь.

«Мы такого еще не видели», - улыбаются сотрудники театра. На самом деле, кроме самого названия и редкой ненормативной лексики в спектакле нет ничего провокационного. Постановка поднимает смелые темы, обсуждает «скользкие» вопросы, о которых современному поколению говорить хочется, но, увы, не с кем.

- Хороший драматург вкладывает в свои произведения тему добра и зла, вечные понятия, такие «правила жизни», - говорит актриса Мария Долганева. - И ценно то, что эти вопросы раскрываются через современный текст, современные ситуации.

Женский ответ «Тестостерону»

«Шлюхи - не огонь» - пьеса абсолютно женская, и, как признается сам автор, написана им в порядке эксперимента - сможет ли? Подобный эксперимент на подмостках Пятого театра уже был - спектакль «Тестостерон», где все роли были мужскими. Сейчас ситуация обратная. Актрисы признаются, что работалось им в девичьем составе очень комфортно, и считают, что их «ответ Чемберлену» получился достойным. Актрисы делятся: «Мы тщательно подбирали одежду, аксессуары, до мелочей отрабатывали детали, а потом зрители нам говорили: «Слушай, а у нас на работе точно такая же есть, стопроцентное попадание!». Узнаваемость типажа не только внешняя: у каждой из женщин на сцене своя, подчас до боли знакомая зрителю история, и все они сплетаются в одну единую линию женской судьбы. Аккуратно, как хирург, Шергин препарирует разные грани женских отношений - с родителями, с подругами, с начальством, с мужчинами, которые в спектакле маячат где-то далеко на периферии, и представлены только голосами в телефонных трубках.

Валерий Шергин, автор пьесы, показывает, и насколько женщины могут быть зависимы от внешних и внутренних обстоятельств, и ненавязчиво намекает - а ведь можно по-другому. Совсем иначе. Можно быть действительно свободными и ничего не бояться.

- Мне досталась Ангелина, и, что называется, роль накрыла, - признается актриса Мария Старосельцева. - Мы за пять дней сделали спектакль, эскизный показ, спали часа по три, учили текст, и я прямо заболела ролью: таких людей я не играла никогда. Сам персонаж классный, и ключевое слово, которое его определяет - свобода. Я бы в жизни с удовольствием познакомилась с таким человеком.

Фото Дарина Нескоромная

Выбор за зрителем

В рамках проекта «Режиссура без цензуры XXI век» сначала делались эскизные показы пьес, а затем, в порядке диалога с публикой, художественный руководитель, режиссер и актеры обсуждали - быть или не быть спектаклю. С помощью зрительского голосования выбиралась пьеса, которую омский зритель хотел бы увидеть на сцене театра. Именно так была выбрана постановка «Шлюхи - не огонь». Главная героиня пьесы Алена (Виктория Величко) живет за счет мужчины Жени, при этом называя себя независимой. Но ее картина мира рушится, когда она встречает по- настоящему независимую девушку Ангелину (Мария Старосельцева) и понимает, что Геля - тот человек, кем Алена хочет стать. После совместной денежной аферы Алена не может отказаться от прошлой жизни и Геля исчезает, а Алена становится Ангелиной для своей коллеги Юли (Инга Кулик). И история начинается заново…

Весь спектакль проходит в достаточно новом формате стендапа: главная героиня Алена напрямую общается со зрителем. Вначале девушка доверительно рассказывает залу о том, что астрономы разглядели звезду, которая во много раз больше Солнца, и что она скоро взорвется, и ничего не останется. А если не останется ничего - то можно все. И это является отправной точкой того, что происходит на сцене.

- Я очень долго думала над этой метафорой, - признается актриса Виктория Величко. - Думаю, что каждый человек в жизни найдет для себя эти два солнца.

По словам исполнительниц, режиссер Айрат Абушахманов стремился донести до зрителя мысль о том, что множество людей живут одним днем, не думая о последствиях принятых ими решений - и это повод задуматься. Оценить себя со стороны.

- Пьеса популярна и, безусловно, резонирует, - говорит Мария Долганева. - Важно, если из этого узнавания себя в персонажах молодежь уяснит правильную мысль: о потребительском отношении к жизни, к миру, к людям.

5ththeatreomsk.ru

По лезвию ножа

Из декораций на сцене - только несколько бытовых предметов и видеопроекция, то сжимающая мир героинь до тонкой белой полосы, то расширяющая его до размеров Вселенной. И рано или поздно произойдет большой взрыв - когда две звезды столкнутся, и в мире не останется ничего живого. В Алене этот взрыв происходит во время развития персонажа: двигаясь от глупости до фальши, девушка приходит к пустоте, из которой родится рано или поздно новая Вселенная - душа.

- Мы привыкли брать, а ведь нужно уметь и отдавать, - отмечает Мария Старосельцева. - Мне кажется, спектакль о том, что мы можем дать этому миру, другому человеку: любовь, внимание, доброту, дружбу, поддержку, даже слово…

Судя по овациям зрителей, «Шлюхи - не огонь» все-таки - огонь- постановка. На протяжении всего спектакля смех в зале внезапно сменяется драматическими паузами, а во время финальных аплодисментов многие не могут сдержать слез.

- Вот это будто бы комедия, смешно-смешно, а потом - хрясь! - и внезапно что-то ударяет, - говорит Мария Старосельцева. - Это как в жизни - кажется, порой смешно, а ведь ходим-то мы по лезвию ножа, можем умереть в любую секунду. И здесь нужно подумать - а что от тебя останется?..

И зрители готовы об этом задуматься. Аншлаги, которые неизменно сопровождают постановку, свидетельствуют - вопросы, на которые зритель не получил ответа, будут поводом для поиска, размышлений и новых открытий - прежде всего, в самом себе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №40 от 27 сентября 2017

Заголовок в газете: Режиссура без цензуры

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру