Омских школьников заставят учить астрономию

Как молодежь доказывает, что «Земля – не шар, а диск»

2 октября 2017 в 06:41, просмотров: 603

Спустя практически десять лет в стены средних общеобразовательных учебных заведений возвращается давно забытая астрономия. С нового учебного года это обязательный предмет: министерство образования вводит 35 часов астрономии в школьную программу.

Омских школьников заставят учить астрономию
pixabay.com

Звездный час для астрономии наступает не во всех школах: в новом учебном году ее пилотно введут лишь в части российских общеобразовательных заведений. Вернутся уроки астрономии за счет сокращения времени на изучение второго иностранного языка.

– У нас есть 250 часов на второй иностранный язык. Второй язык, если это не языковая школа, во многом профанация. Дай Бог, чтобы у нас один иностранный хорошо преподавали. Так что я смело два часа заберу — один в 10-м классе, другой час — в 11-м, – заявила Ольга Васильева, министр образования и науки РФ. 

Астрономию, исключенную из числа базовых предметов в 1991 году и полностью упраздненную к 2003 году, неоднократно предлагали вернуть в обязательную школьную программу.

– Можно много размышлять о том, зачем еще один общеобразовательный предмет, однако ни для кого не секрет, что за космосом – будущее, – говорит Елена Куприянова, руководитель департамента дошкольного, общего и дополнительного образования министерства образования Омской области. – Безусловно, очень жаль, что изучение астрономии в свое время ушло из школы, потому что представление об устройстве мироздания – макромир, мир, в котором живем мы, и микромир – это все взаимосвязано. И когда «верхушка», структура макромира, была вырвана из школьной программы, то, конечно, это было не совсем правильно. 

Отпрыгнули на десятки веков назад

Начиная с момента появления первых телескопов в XVI веке, школьники разных эпох узнавали не только о самых ярких небесных телах, но и о возникновении жизни на Земле. Астрономия в старших классах была одним из самых популярных предметов – не так давно в школах было целых четыре учебника на выбор: два из них давали начальные знания, два других – более углубленные. Однако уже в 2003 году ни один учебник по астрономии не получил официального разрешения на использование. Ответ на вопрос, почему астрономию как обязательный предмет из школьной программы было решено исключить, оставив только пару параграфов в курсе физики, дает руководитель омского планетария Владимир Крупко:

– Астрономия ушла из школы, потому что не аттестовали учебник, просто забыли аттестовать. Каким образом учебник, по которому изучали десятки лет астрономию, в один год стал неаттестованным? 

Последствиями исключения астрономии как самостоятельного предмета из школьной программы стал удручающий факт: на данный момент около 32% россиян считает, что Солнце вращается вокруг Земли, а о том, что Плутон был исключен из списка планет, в основном известно только слушателям внешкольных курсов. В интернете появились и отдельные «знатоки», уверенные в том, что наша планета на самом деле – плоская. Так, подросток из Челябинской области прославился с помощью видеоблога, в котором критиковал существующие данные о строении Солнечной системы. В своих видеороликах ребенок утверждал, что правительство, ученые, космонавты и журналисты скрывают от людей правду о том, что Земля на самом деле не шар, а диск. Доказывал свою теорию школьник просто: выходил на улицу и прыгал – по мнению блогера, если бы Земля была круглой и действительно двигалась со скоростью 400 м/с, во время прыжка он бы переносился на несколько сотен метров в сторону из-за вращения планеты. Помимо этого, доказательством плоскости Земли послужила линия горизонта: мальчик искренне недоумевал, как можно поверить в то, что Земля круглая, в то время как пространство вокруг представляет собой плоскость, тянущуюся во все стороны.

– Это было бы смешно, если бы не было так грустно, – качает головой Мария Гнатышина, студентка второго курса химико-биологического факультета ОмГПУ. – Ведь дело происходит в стране, открывшей эру освоения человеком космоса!

Сквозь тернии – к звездам

Именно в качестве профилактики растущего невежества среди школьников учение о космосе сегодня триумфально возвращается в российские учебные заведения. Теперь юное поколение будет владеть информацией не только о звездах эстрады и кино, но и о небесных светилах. Омские старшеклассники из пилотных школ первыми перейдут на новые образовательные стандарты.

– Абсолютно правильным считаю введение астрономии в школе, – комментирует ситуацию Лариса Горшенко, директор БОУ г. Омска «Гимназия № 84». – Это во многом философская дисциплина, она связывает воедино дисциплины, расширяющие кругозор. Изучение астрономии в школе является мощным ресурсом, обеспечивающим формирование научной картины мира у обучающихся. Потому появление астрономии в старших классах – своевременно, важно и нужно. 

Урок астрономии в некоторых школах появился уже с 1 сентября текущего года, часть школ может ввести его позже – с 1 января 2018 г. Как отмечается, новый предмет пока не будет включаться в число предметов, по которым проводится ЕГЭ, но уже через два года отдельные вопросы из школьного курса астрономии могут появиться в тестовых заданиях по физике и математике. Решение о том, изучать астрономию в 10-м классе либо в 11-м, в школах примут самостоятельно.

– Определяющим здесь является фактическая готовность школы к качественному преподаванию этого предмета, — поясняют в пресс-службе регионального министерства образования, добавляя, что объем в 35 часов должен будет выдерживаться в любом случае. – Каждая школа, начиная с этого учебного года, должна планировать так, чтобы курс астрономии был освоен каждым обучающимся, – подчеркивает Елена Куприянова. В курсе лекций по астрономии ученикам не только расскажут о далеких галактиках, туманностях и необычных планетах, где может зародиться жизнь, но и научат ориентироваться в пространстве. Заниматься старшеклассники будут по современным учебникам, которые кардинально отличаются от советских: они включают в себя все последние научные открытия. С 2019 года будут проведены всероссийские проверочные работы по астрономии – с тем, чтобы оценить динамику развития введения нового предмета в школе.

pixabay.com

Интерес к предмету будет зависеть от учителя

Преподавание астрономии на новом этапе требует и новых подходов, и более творческих методов преподавания, когда пресыщенного информацией старшеклассника нужно действительно удивить. Со слов специалистов, тяга к изучению звезд нарастает у детей в 10-13 лет, а затем, если интерес не подкреплен, он попросту пропадает. Особенно это характерно для мегаполисов, где практически не видно неба.

– В старших классах астрономия необходима, потому, что это венец, область мировоззрения, система знаний об окружающем мире, которая совмещает в себе все науки и мотивирует школьников –  дети видят прикладное применение физики, географии, ориентации во времени и в пространстве. Но дело в том, что интерес к науке о звездах формируется, как правило, в младших классах. Этот возраст самый затягивающий, дети обожают черные дыры, планеты, галактики… А потом возникает огромный промежуток времени, и интерес к астрономии как к науке угасает, – сокрушается Владимир Крупко, руководитель омского планетария. – Старшеклассников смущает, что по астрономии нет ЕГЭ, а им нужно его сдавать. И поэтому в ущерб астрономии школьники будут готовиться к другим экзаменам. Именно поэтому возродить интерес к новому предмету – это уже задача хорошего учителя.

Как пояснили в региональном министерстве, учителей будут набирать из числа уже работающих в школе: преподаватели будут проходить курсы повышения квалификации.

– Институтом развития образования предложена тьюторская модель подготовки педагогов, – отмечает Светлана Понкратова, начальник отдела общего образования департамента дошкольного, общего, дополнительного образования и кадрового развития министерства образования Омской области. – Уже в сентябре преподаватели приступят к разработке программ дополнительной профессиональной подготовки по деятельности учителя по реализации учебного предмета «Астрономия», по разработке методических рекомендаций, по разработке учебной программы, рабочей программе учителя. Преподаватели астрономии будут набираться преимущественно из числа учителей физики и математики.

Гравитационные волны, карлики и темная материя

Большое значение при изучении астрономии будет уделяться межпредметным связям, ведь звездная наука тесно соединена с физикой, математикой, географией, историей, экологией, химией, ОБЖ, экономикой, языкознанием и литературой.  

– Очень серьезная связь у астрономии с другими естественными науками. Олимпиадные задания по астрономии как раз можно назвать астрофизическими – это физические задачи с астрономическим содержанием, – продолжает Елена Куприянова. – Несмотря на то, что самого предмета не было, олимпиада по астрономии сохранилась, и все эти годы она никуда не уходила. В ней участвовали и ребята нашего региона, но это было очень тяжело, потому что это была исключительно индивидуальная подготовка.

На сегодняшний день проблем с изучением новой дисциплины быть не должно – преподавать новый предмет в стенах школ смогут и омские астрономы. В городском планетарии подготовили цикл обзорных лекций, в которых планируют рассказать школьникам о Вселенной. При этом сотрудники готовы не только принять школьные экскурсии, но и сами ездить в учебные заведения. 

– Для обучающихся старших классов у нас подготовлены лекции, которые как раз освещают весь материал учебника, – уточняет Владимир Крупко. – Их можно использовать и как программы, которые изначально вызывают интерес у школьников – сначала они, а потом – астрономия в школе, либо как закрепляющий материал. 

Реализация учебной программы звездной науки будет включать формирование у обучающихся практических навыков – в частности, ориентацию на местности. Содержание курса астрономии несколько изменится: будет уменьшена доля материала по небесной механике и астрометрии, увеличено число тем, посвященных астрофизике и космологии. Дети узнают, что такое гравитационные волны, коричневые карлики, темная материя и темная энергия. Особое место в программе займет использование компьютерных приложений для определения положения звезд, Луны, Солнца для любого населенного пункта. Школьники узнают о строении Солнечной системы, об эволюции звезд и Вселенной, а также научатся владеть основными астрономическими понятиями. Также ученики получат представление о законах Вселенной, узнают о методах исследования небесных тел и смогут объяснить связь между космическими объектами и геофизическими явлениями. В дальнейшем, после окончания школы, продолжить изучение астрономии увлеченные выпускники смогут в одном из десяти российских вузов с астрономическими отделениями.






Партнеры