Крылатая неотложка: один день из жизни врачей омской санавиации

Сколько стоит вылететь к больному на вертолете?

От городских жителей нередко можно слышать нелестные отзывы о работе скорой: мол, пока дождешься – уже и помощь может не понадобиться... А теперь представьте такую ситуацию: отдаленный район области, где толком нет ни медицинских учреждений, ни квалифицированных докторов, ни инфраструктуры, зато есть люди, которым срочно нужна специализированная медпомощь. Беременные женщины, новорожденные дети, больные, перенесшие инфаркт или инсульт, получившие серьезную травму... Как спасти жизни им?

Сколько стоит вылететь к больному на вертолете?

Ответ один: полететь на вертолете. Наш корреспондент совместно с врачом-травматологом Клинического медико-хирургического центра Андреем Лифановым отправилась в «воздушное плавание», чтобы узнать все о буднях санитарной авиации.

Пункт назначения – Крутинка

На сей раз помощи из города ждут в Крутинском районе. Между Крутинкой и Омском чуть меньше двухсот километров. Ехать туда на машине – минимум два часа. Лететь же – 50 минут. Это время (плюс дорога в аэропорт, проверка документов, досмотр) – пожалуй, самая длительная пауза для нашего доктора между операциями.

Перед вылетом он успевает прооперировать одного пациента в Омске. После мы встречаемся в приемном отделении КМХЦ, и на карете скорой помощи отправляемся в аэропорт. По пути Андрей Викторович рассказывает свой план действий. В районной больнице ему предстоит сделать две операции, еще одну пациентку необходимо доставить в город. 

– Первая пациентка – с переломом бедра, довольно-таки грузная женщина. У второго пациента перелом костей голени. Третья – женщина с переломом позвоночника – будет эвакуирована в вертебрологическое отделение. То есть за один вылет мы решаем сразу несколько задач. У пациентки неосложненный компрессионный перелом, здесь просто необходима фиксация, жесткие носилки и адекватное обезболивание, этого достаточно, чтобы пациента перевести из ЦРБ в городскую больницу.

И действительно, что касается оперативности и комфорта перемещения – ничего лучше вертолета пока не придумали. Из пункта А в пункт Б можно попасть в разы быстрее, а перемещение по воздуху позволяет избежать побочных эффектов, которые возможны при транспортировке (особенно неправильной) пациента на автомобиле. Случается и так, что перевозить больного и вовсе нежелательно (например, если человек находится в шоковом состоянии), либо не целесообразно.

– Взять, например, Тевриз, – рассуждает Андрей Лифанов, – два часа лететь туда, два часа обратно. Проще доктора туда привезти и оказать необходимую помощь. Мы и с консультативной целью вылетаем. Собирают команду – кто нужен – нейрохирург, хирург, реаниматолог, травматолог, все прилетают, оказывают помощь консультативную. Больной остается на месте, а бригада улетает. 

Реанимация в небе

И хотя основное его назначение – перевозка врачей и пациентов, вертолет санитарной авиации МИ-8, на котором летели мы, – это не просто воздушный транспорт. Это, скорее, такая «реанимация в небе». Изнутри воздушное судно практически до отказа заполнено различными приспособлениями для экстренной помощи на борту. В медицинском модуле закреплены носилки, две штуки. Как полки в поезде. При желании в один вертолет можно вместить три таких модуля, что позволит транспортировать шесть пациентов одновременно.

К носилкам, конечно же, прилагаются все основные реанимационные атрибуты: дефибрилляторы, баллоны с кислородом, мониторы – чтобы следить за состоянием пациента.

– А в этих чемоданах что? – не унимаюсь я, кивая в сторону довольно масштабных серебристых саквояжей. 

– Там все для оказания помощи беременным женщинам, – терпеливо объясняют мне, – или для пациентов с внезапно открывшимся кровотечением. 

В общем, готовы на борту ко всему. Ну, или почти ко всему.

«Ой, а можно в вертолете посидеть?»

Служба санитарной авиации возникла после Первой мировой войны. В Советском союзе специальные самолеты стали проектировать в тридцатые годы прошлого столетия. Первой советской «воздушной скорой помощью» стал самолет К-3. По заказу Общества Красного Креста и Красного полумесяца «санитарку» – так шутливо окрестили воздушное судно – спроектировал конструктор Алексей Грацианский, постоянно консультируясь с придирчивыми медиками. От санитарного самолета требовалась постоянная готовность взлететь и приземлиться на любой, даже неподготовленной, площадке, что в свою очередь накладывало ограничения на прочность шасси и посадочную скорость. В результате, К-3 внешне и по размеру походил на своего «предшественника» – самолет К-2, однако новая модель была легче килограммов эдак на восемьдесят и могла быстро развить скорость до 150 км/ч.

Во второй половине двадцатого века широкое распространение получили вертолеты, и это время считается пиком развития санитарной авиации. Увеличились грузоподъемность и герметичность воздушных судов, что позволило перевозить больше людей и сделало полеты еще комфортней.

Еще пару лет назад такие «воздушные визиты» врачи пациентам наносили не так часто, как сейчас – только специалисты КМХЦ вылетают два-три раза в неделю. Тогда же они воспринимались, как чудо: вертолет с медицинской бригадой встречали, как говорится, всем селом.

– Приехали, – вспоминает наш доктор один из своих вылетов в Черлак, – толпа такая, пол-Черлака собралось! Все с камерами. Девчушка молоденькая, фельдшер, сутки через сутки работает там, приехала и говорит: «Можно мне в вертолете посидеть? Какой он большой!».

Упал с крыши, очнулся – штифт

В Крутинской ЦРБ гостя из Омска встречают с благодарностью и радушно, как старого друга. В остальном атмосфера рабочая. В коридорах непривычно тихо.

– Странно, да? – спрашивает Андрей Лифанов. – В моем понимании в больнице должно быть несколько иначе. Движение должно быть!

Впрочем, серьезных нареканий больница не вызывает. Такая операционная, отмечает доктор, есть далеко не в каждой городской больнице. В шутку спрашиваю, не сложно ли работать в «чужой» операционной.

– А мы ничего космически сложного делать не будем, – пожимает плечами травматолог.

Под «несложной операцией» имелся в виду остеосинтез или хирургическая репозиция. Сломанные ноги пациентов хирурги и ортопеды собирают буквально по частям, как пазл.

– Я полез на крышу и упал, – рассказывает житель Крутинки Евгений Украинцев за несколько минут до начала операции. 

– В итоге – закрытый перелом голени в двух местах. Конечно, удобно, что можно приехать и прооперироваться здесь, а не ехать в город или неизвестно куда. Так значительно проще, чем проехать несколько сотен километров. Это было бы проблематично.

Две операции занимают около трех часов. Принцип один – несколько фрагментов кости соединяют и фиксируют в правильном положении. С помощью специальных внешних конструкций – спицы, штифты, гвозди, шурупы – добиваются неподвижности. В результате кость срастается именно так, как нужно.

И это просто только на словах. На деле – это кропотливый титанический труд. При этом медики вовсе не выглядят уставшими (снимаю шляпу перед работоспособностью!). Готовясь к операции, они непринужденно обсуждают какую-то прошедшую научную конференцию, в перерывах успевают дать интервью и объяснить, что будет дальше.

– Если будут вопросы во время операции, пожалуйста, задавайте, все расскажем.

После – заботливо суетятся вокруг свалившихся на диван в ординаторской представителей СМИ (то бишь, нас), предлагают накормить ужином или хотя бы напоить чаем. Расспрашивают, когда выйдет репортаж и из чего состоит день журналиста.

Обратно в Омск с нами летит женщина с переломом позвоночника. Ее быстро размещают в медицинском модуле, врач заботливо поправляет пациентке одеяло и надевает наушники.

– Прилетим, приедем в КМХЦ, передам пациентку коллегам, и мой рабочий день окончен.

А заодно и наш.

Ложка дегтя

Итак, что мы знаем о санавиации? Пока существуют поселения с плохой транспортной доступностью, многокилометровые дороги с ямами и выбоинами, а в отдаленных районах люди будут болеть – то есть всегда – «небесные скорые» будут нужны, как сам воздух, по которому они летают.

Но не все столь однозначно. Инфраструктура для санитарной авиации, увы, неразвита: посадочные площадки, места для базирования, заправки – всего этого в России очень мало.

При этом вылететь не всегда позволяют метеоусловия. Например, в Москве и Московской области санитарная авиация в темное время суток не летает вовсе. Здесь, кстати, преимущество нашего региона перед столицей – обратно мы летели уже практически над ночной областью, после тяжелого, но насыщенного дня, наслаждаясь великолепным видом. Даже боящийся летать оператор оценил.

А вот содержать вертолет – удовольствие дорогое, не говоря уже о полете. Официальная цена одного «вертолетного часа» того же МИ-8 – семьдесят тысяч рублей. Нетрудно подсчитать, что один вылет в Крутинку и обратно обходится в сто сорок тысяч рублей, в Тевриз – практически все триста.

Впрочем, все это не главное, говорят врачи. Пока для кого-то санавиация остается единственным шансом на более быструю и качественную медицинскую помощь, то подсчет денег должен уходить на второй план, а аргументов «против» быть не может. Ведь человеческая жизнь – бесценна.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №44 от 25 октября 2017

Заголовок в газете: К пациентам на крыльях… МИ-8

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру