На какие хитрости идут омичи, чтобы «откосить» от армии

Кого из омичей не возьмут в армию и почему

В Омской области полным ходом идет осенняя призывная кампания. За первый месяц на службу отправили около 400 новобранцев, всего же за нынешний призыв топтать армейские сапоги пойдут чуть больше двух тысяч жителей региона. И пока одни собирают вещи и готовятся проститься на ближайший год с родными, другим удается «откосить». «МК в Омске» расскажет, сколько в Омской области «уклонистов» от армии и к каким способам они прибегают, чтобы добиться цели.

Кого из омичей не возьмут в армию и почему

Служба в армии как круиз

По словам военного комиссара Омской области Владимира Воронкова, сейчас служба в армии – это буквально неземное удовольствие. И служить всего год надо, и условия довольно хорошие: у солдат есть тихий час, территорию им убирать запрещено, работой на кухне их теперь не обременяют. Сим-карты с услугой «Позвони маме» выдают – тоже плюс. А ко всему прочему это ведь еще и возможность попутешествовать. Так сказать, повидать родные просторы.

– Недавнее исследование, проведенное ВЦИОМ и научно-исследовательским центром Вооруженных Сил РФ, показало, что большинство (60%) позитивно отзываются о состоянии российской армии. При этом наиболее высокий процент оценок дает молодежь от 18 до 24 лет, – говорит Владимир Воронков. – У меня сколько знакомых говорят: «Отправь моего куда-нибудь. На флот, например! Пусть хоть в море сходит, посмотрит что-нибудь». Или: «Брось его на юга». Или: «Отправь в Москву». Те, кто уходят – с удовольствием возвращаются.

В то, что желающие пойти в армию есть, и их немало, действительно охотно верится. Тем не менее есть и те, кто считает, что служба – это потеря одного года жизни. Например, во время весенней кампании в военкомат не прибыли свыше 800 человек – больше пяти процентов призывников. И это только «официальные уклонисты». А сколько в регионе тех, кто нашел способы «откосить» якобы на законных основаниях? Сегодня найти тех, кто поможет в этом вопросе – дело нехитрое. Рекламные объявления с текстами вроде «Откоси от армии и получи военный билет законно» встречаются довольно часто. Есть несколько компаний, которые предлагают такого рода услуги. Среди самых известных – «Призыва.нет», «Антипризыв.ру», «Стоппризыв» и другие. На каких же условиях готовы помогать призывникам подобные фирмы?  

Сочинить диагноз за 170 тысяч рублей

– Здравствуйте. Моего молодого человека в армию забирают. Вы можете помочь? – звоню я в одну из таких контор, представляясь девушкой призывника.

– Конечно, – отвечает не самый приятный мужской голос. – Есть законные способы откосить. Надо историю болезни смотреть.

– А если у него нормально все со здоровьем?

– Вопрос решаемый. Все зависит только от денег. На стоимость влияет, в каком военкомате он, плюс история болезни. Если есть за что зацепиться – это хорошо. Если идеально человек здоров – это плохо для призывника. 

– У него каких-то явных заболеваний нет.

– Ну… (на том конце провода явно мнутся с ответом) В вашем случае это будет стоить 170 тысяч рублей. Дороговато, конечно, но если врачам зацепиться не за что, то придумывается болезнь, документально проводится, и на основании этого делается категория годности. 

В компании пообещали: с законом проблем никаких не будет. Более того, даже на госслужбу «откосивший» сможет потом устроиться с легкостью.

– А каким образом? – не удерживаюсь от вопроса.

– Заболевание можно будет снять. Через год просто пройти повторно медосвидетельствование, где будет указано, что он полностью здоров и может служить. Сможет работать и в милиции, и везде, где захочет.

Вот только можно ли доверять этим обещаниям? По мнению главного комиссара Омской области, чтобы бегать таким образом от армии до 27 лет, призывнику придется выложить куда большую сумму, чем озвучивается изначально.

– Количество людей, обратившихся в эти компании, минимально, – уверен Владимир Воронков. – Фирмы предлагают «получить билет законным способом» – не получится! Они только подсказывают, как уйти от призыва. А призывники могут билет получить только при достижении 27 лет. Представьте, компания берет, например, 100 тысяч рублей. Плюс говорят: иди на обследование, а они тоже платные. В год два призыва, а бегать надо 10 лет. Умножьте, сколько вам надо денег, чтобы «откосить»?

Если все же призывник дотянет до 27 лет, и по бумагам у него будут законные основания для получения военного билета, то, по словам Воронкова, человек его все-таки получит. Если же законных оснований не будет, то ему будет грозить справка.

Справки вместо военного билета «откосившие» граждане начали получать с 1 января 2014 года. Сейчас жителям Омской области их выдано уже больше 550 штук. Только за прошлый весенний призыв «клеймо уклониста» получили 125 человек. По словам специалистов, ничем хорошим для человека это не обернется. Имея на руках справку вместо «военника», нельзя устроиться на государственную службу, сложнее найти хорошую работу, получить загранпаспорт. Словом, приятного от этой бумаги будет мало.

Впрочем, омичи находят и более удобный способ «законно получить военный билет». Например, находят «нужных» людей в самом военкомате. Коррупционные скандалы, связанные со взяточничеством в военных комиссариатах, всплывают постоянно в разных городах страны. Омская область в этом вопросе тоже не исключение.

Так, бывший начальник военного комиссариата Омской области по городу Тара, Тарскому и Колосовскому районам Ренат Абайдулин вместе с еще одним сотрудником незаконно выдавали «уклонистам» военные билеты вместо справок. Чтобы «отмазать» 29-летнего омича, они собрали незаконное заседание призывной комиссии. За свои услуги работники военкомата получили взятку в размере 20 тысяч рублей.

Кроме того, мошенники организовали выдачу дубликата военного билета и для 23-летнего омича, написав в документе, что он «ограниченно годен». Разумеется, после этих инцидентов работников военкомата уволили. В конце августа 2017 года суд признал их виновными и назначил Абайдулину наказание в виде трех лет лишения свободы условно, его сообщнику — два года «условки».

Хитрости призывника: «Ой, что-то голова болит»

Иногда призывники выбирают более долгий и мучительный способ «отмазаться» от армии – выбивают отсрочку. Самые распространенные случаи, когда сроки отправки на службу сдвигаются – это получение призывником образования, семейные обстоятельства либо состояние здоровья.

– По последним изменениям в законодательстве отсрочка в обязательном порядке предоставляется на весь срок обучения. Те, кто учатся, нам не нужны, – уверяет Воронков. – Мы и раньше давали возможность закончить учебу. А теперь это законодательно определено. Все военные комиссары об этом знают, все военкоматы об этом знают. У нас нет желания мешать кому-то.

С учебой все понятно. С отсрочкой по семейным обстоятельствам тоже: получить ее призывник может, если ему необходимо ухаживать за родственниками, если он является отцом двоих детей, имеет ребенка-инвалида и в некоторых других случаях. А вот что касается состояния здоровья – тут у призывников зачастую наблюдается заболевание, в народе называемое «воспалением хитрости». Но, что самое интересное, прибегая к разным уловкам, многие действительно успешно избегают службы. Немного муторно, зато бесплатно.

– Призывники приходят в военкомат по повестке и говорят: «У меня голова болит». Мы по закону его не имеем права взять. Отправляем на обследование. Непонятно, лечится он или не лечится, придет потом или не придет, но претензий к нему нет. Ведь все законно: получил повестку, пришел, – говорит военный комиссар Омской области.

Как правило, лечение «воспаления хитрости» – дело непростое. Да и заболевание внезапное: в любой момент может рецидив наступить. По словам Владимира Воронкова, после того как призывника отправляют на обследование, он не торопится снова бежать в военкомат. Тянет до последнего, приходит, когда план по отправке призывников уже выполнен, и довольно машет военкомату ручкой до следующей кампании.

– К примеру, весенний призыв идет до 15 июля, а мы уже к 20 июня план выполнили. А он 1 июля пришел и говорит: «Все! Я готов! Возьмите меня». Но мы уже всех, кого надо, отправили. Нам ничего не остается, кроме как оставить его на следующий призыв. И при этом он сохраняет статус законопослушного гражданина. А приходит в следующий раз, и опять все то же самое, – сетует Воронков.

– И что, никакой управы на них не находится? – спрашиваю у своего собеседника.

– А мы теперь поступаем так: если отправляем лечиться, то сразу даем талон, выделяем ему, например, четыре недели на получение медпомощи и сразу выписываем на конкретную дату следующую повестку. Если не приходит – возбуждаем дело.

Пьяницы армии не нужны

В случае неявки в военкомат безнаказанными призывники не остаются. Если они получили повестку и не пришли на заседание комиссии – поставят на учет в УМВД и назначат административное наказание. За последний год жителям Омской области выписали около 1,5 тысячи штрафов за неявку. Правда, сумма небольшая – всего 500 рублей. Но, по словам военного комиссара Омской области, вполне вероятно, что наказание для «уклонистов» может стать жестче.

– Закон должен быть такой, чтобы не мы были обязаны искать его, он сам должен был приходить. А если не пришел – его проблемы, пусть он и отчитывается, – категорично заявляет Воронков. – Не служил – отобрать права. На работу не устраивать его. Еще какие-то меры принять. Мы предлагали, чтобы «уклонистов» не брали на госслужбу – это сделали. Когда в военкомате работали военные, они ходили и искали. А сейчас все гражданские. Что, женщины будут это делать? Делайте закон таким, чтобы он был обязан прийти. Должно быть сформировано правильное общественное мнение. Раньше считалось, если ты в армии не служил – ты либо больной, либо сволочь. А в 90-е годы наоборот пошло: кто откосил — тот герой, молодец. Сейчас снова перелом — люди начинают уважать службу.

По словам комиссара, сейчас у армии есть возможность выбирать. Количество призываемых за последние годы существенно сократилось. В советское время каждый призыв на службу отправлялось не менее 5 тысяч человек. А в этом году весной забрали 1,6 тысячи, на осень план – чуть больше 2 тысяч новобранцев. При этом всего на заседание призывной комиссии вызывается 15,7 тысячи человек, а уже из них отберут 2 тысячи подходящих.

– Есть такие, которые действительно бегут от нас. Так мы и рады от них избавиться. Приходит молодой парень, а от него перегаром разит за километр. Спрашиваем: «Ты почему пятого числа пришел, если должен был четвертого?». А он отвечает: «А что, разве сегодня уже пятое?! Да просто у друга день рождения был, три дня отмечали…» Да мы уже его не возьмем ни при каких обстоятельствах! Он пришел, отметился и ушел.

Зато те, кто не может попасть в армию, стремятся к этому всеми правдами и неправдами. Например, люди с судимостью: их сейчас на службу не берут.

– Иногда я помогаю людям с судимостью попасть в армию, если они этого очень хотят, – говорит Воронков. – Бывает, что кто-то оступился в молодости. Но судимость разная бывает: одно дело, когда ты у бабушки последнюю сумку с деньгами отобрал, другое, когда девушку защитил. Смотрю и вижу, что он нормальный парень. Беру на себя ответственность и отправляю. Зато он потом может на госслужбу пойти. Сегодня армии не нужны ни больные, ни пьющие, ни уклоняющиеся от службы. Нужны здоровые, образованные и замотивированные. По крайней мере, так говорят в военкомате. Как заявил Воронков, примерно тысяча человек в год получает отсрочку из-за большого наплыва. На всех желающих квот не хватает. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №45 от 1 ноября 2017

Заголовок в газете: «Вердикт: не годен!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру