Омичи прогулялись по Эрмитажу с помощью очков виртуальной реальности

В Омске во второй раз прошли «Дни Эрмитажа»

В этом году они прошли при участии генерального директора главного петербургского музея Михаила Пиотровского. В ходе визита гость оценил ход строительства центра «Эрмитаж-Сибирь», пообщался с журналистами и поучаствовал в открытии выставки в музее им. М. А. Врубеля. Омичи, между тем, тоже зря времени не теряли: воочию увидели предметы из коллекции оружия Государственного Эрмитажа, а также побывали в знаменитом музее с Константином Хабенским, надев очки виртуальной реальности.

В Омске во второй раз прошли «Дни Эрмитажа»
omskportal.ru

Приехав в Омск, Михаил Пиотровский первым делом встретился с врио губернатора Омской области Александром Бурковым. Темой для обсуждения стала реконструкция здания музея имени М. А. Врубеля по адресу ул. Музейная, 4. Именно там расположится центр «Эрмитаж-Сибирь», который называют будущим филиалом Государственного Эрмитажа. Планировалось, что двери посетителям он откроет еще в 2016 году, к 300-летию Омска.

Однако сроки были сорваны из-за недобросовестных подрядчиков. Теперь торжественное открытие должно состояться в 2019 году.

Гость из Санкт-Петербурга отправился на улицу Музейную и оценил ход работы строящегося главного сибирского центра Эрмитажа. Михаил Борисович остался доволен прогрессом. 

– Я очень удовлетворен. Я увидел это место, где будет музей: как это здорово! Изумительное место! По структуре все понятно. Строительные работы идут как надо – их видно. Строителям всегда сложно строить музейные объекты.

Также Пиотровскому представили находки, обнаруженные во время реставрации «Саламандры» – остатки могильника древнего воина. Директор посчитал находку символичной и предложил после научной экспертизы выставить находку на обозрение в качестве постоянной экспозиции в будущий центр «Эрмитаж-Сибирь».

Слетать в Париж дешевле, чем в Омск

Журналисты успели пообщаться с Михаилом Борисовичем в пресс-студии правительства Омской области. Там же присутствовал министр культуры Омской области Юрий Трофимов.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа. omskportal.ru

Разговор шел о проекте «Большой Эрмитаж». Помимо Санкт-Петербурга, в него входят и другие города, в которых существуют центры музея. В России среди них – Выборг, Казань, Калуга, Екатеринбург и другие. Центры работают и за рубежом: например, в Амстердаме и Лондоне. Теперь и Омск пополнил этот список.

Причем неслучайно. Как отметил Пиотровский, процесс выбора города очень нелегкий.

– Нужно чтобы было и место хорошее, нужно чтобы тебя там «хотели», чтобы была ниша – это довольно большая работа.

Тем не менее, несмотря на все сложности, Омск стал «самым подходящим в Сибири».

– Омску многие сейчас завидуют и многие спрашивают: «Почему в Омск? Почему не в Новосибирск или Иркутск?». Но мы сочли, что у Омска есть разные качества, которые нам подходят.

Но в то же время директор музея возмутился ценой авиабилетов из Петербурга в Омск.

– Сорок лет назад каждый житель Советского Союза знал, что однажды он приедет в Эрмитаж. Сегодня это стоит безумных денег. Слетать в Париж [из Санкт-Петербурга] дешевле, чем в Омск. Нельзя, чтобы так продолжалось.

За постоянными экспозициями все же придется прилетать в Северную столицу. В Омск их привезти невозможно, впрочем, как и в любой другой город. Но выставки из Эрмитажа будут обновляться в омском центре каждые полгода.

– Это будут временные выставки и вокруг них – целый набор событий – это лекции, это мастер-классы, это фильмы, – объяснил Пиотровский.

Министр культуры Трофимов рассказал, что в центре будут не только выставки. Откроется и детский молодежный центр «Эрмитаж-Сибирь», и центр реставрации, где будет все необходимое оборудование для работы с экспонатами. Так что будущий омский Эрмитаж-центр все  же нельзя назвать филиалом.

– Это не филиал Эрмитажа. Это центр, который носит бренд Эрмитажа, но который существует вместе с музеем изобразительных искусств имени Врубеля, – сказал Пиотровский. – Так что это уже будет неразделимо.

Что касается площади будущего центра, то в Омске он будет самым большим в России.

– Я еще метры не мерил, – отшутился Пиотровский, – Но, похоже, что это самый большой центр. С ним может посоревноваться только Екатеринбург.

Также Михаил Борисович рассказал, что «Дни Эрмитажа» в целом задумка самого музея. Многие города за рубежом хотят видеть у себя выставки из Петербурга, но организовать мероприятие непросто. Вместо этого в рамках «Дней Эрмитажа» в городах сначала устраиваются мастер-классы, лекции и семинары. В Омске же выставка получилась спонтанно. Предполагалось привезти из Санкт-Петербурга всего один экспонат, но в итоге решено было порадовать омичей шестью.

– Собирались везти оружие огнестрельное. А оказалось, что у нас очень жесткие требования в стране к огнестрельному оружию, даже к музейному. Оказалось, это очень сложно, – поделился директор музея. 

Пиотровский очень трепетно относится к проведению мероприятий. По его мнению, бюрократизация усиливается и в стране, и в культуре, и важно проводить «Дни Эрмитажа» и выставки не для галочки.

– Нужно все  делать постепенно и главное – передать атмосферу. Важно, чтобы остался дух Эрмитажа, – заключил Пиотровский.

«Ремесло как искусство»

Через пару часов в музее им. Врубеля началась церемония открытия выставки «Ремесло как искусство». На ней зрители смогли увидеть те самые шесть экспонатов, которые ранее были в коллекции Николая I, а позже нашли свое место в Эрмитаже. 

Среди них – германские рыцарские шлемы XVI века, массивные щиты – рондаши, созданные мастерами Италии из той же эпохи. Если верить исторической справке, такие щиты могли защитить даже от огнестрельного оружия. Остальные два экспоната – кирасы, средневековые «бронежилеты», тоже руки итальянских ремесленников. Они полностью скопированы с фасона аристократического костюма вплоть до имитации пуговиц. Очень тяжело представить современные защитные жилеты с аристократическим фасоном, но в средние века это практиковалось.

Итальянская парадная кираса XVI века. vrubel.ru

– Выставки одной вещи – это для гурманов. Здесь мы решили, что интереснее будет представить арсенал, – говорит Пиотровский. 

На вопрос о любимом экспонате директор ответил категорически.

– Эти вопросы запрещено задавать. Так же как и вопрос «Почему я ношу шарф».

Выставка продлится до 20 января, после чего ее заменят другие экспонаты, привезенные из Санкт-Петербурга. Пиотровский отметил, что сейчас мы живем в «хорошее время»: раньше существовал жесткий мораторий на перевозку музейных вещей из Эрмитажа на выставки по России.

Виртуальные экскурсии по Эрмитажу

В большом зале музея им. М. А. Врубеля был представлен фильм, позволяющий оказаться в Петербурге на 18 минут, надев очки виртуальной реальности. Рядом со зрителем появлялся актер Константин Хабенский в качестве проводника и рассказывал об истории Эрмитажа, переносясь вместе со зрителем в разное время. Сцены фильма снимались с помощью 360-градусной камеры.

Открыла фильм сцена, где императрице Екатерине II пришла идея создания Эрмитажа. Создавалось ощущение полного присутствия в комнате: позади стоял Хабенский и комментировал происходящее, а перед зрителем находилась императрица. Во время всего фильма зритель мог поворачиваться, следя за всеми актерами в кадре.

Далее следовали сцены о пожаре Эрмитажа и о том, как с ним справились, благодаря слаженной работе придворных Зимнего дворца и уверенным решениям государя Николая I, сцены прогулок гостей и царской семьи.

Закончилось путешествие во времени походом по крыше Зимнего дворца и «полетом» над Дворцовой площадью, что вызвало особенно яркие впечатления.

Также прямо из Омска можно было попасть в «Зал Юпитера», тоже с помощью VR-очков, дополнительно воспользовавшись джойстиком. В отличие от фильма, где все было снято на камеру «с натуры», здесь знаменитый зал Эрмитажа был воссоздан в цифровом варианте. Ранее куратор VR-проектов Эрмитажа Илья Тамбовцев рассказал, почему из всех помещений Эрмитажа именно «Зал Юпитера» был выбран для виртуального посещения.

– Начали именно с этого зала, потому что там много скульптуры, а в других – картины, они плоские, это не так интересно, – пояснил Илья.

Зал получил название благодаря огромной статуе Юпитера в центре, которая в свое время находилась на даче у одного из римских императоров. Остальная часть зала занята профилями выдающихся скульпторов: Микеланджело, Кановы, Мартоса и другими скульптурными портретами. Все они были воссозданы благодаря компьютерной графике.

С помощью специальных устройств можно было сделать то, чего обычно в музее (да и в реальной жизни) сделать невозможно – например, залезть на потолок или, зависнув в воздухе, посмотреть в лицо статуе Юпитера. К сожалению, очки в музее были только в одном экземпляре, и посетитель бродил, можно сказать, по виртуальному залу в одиночку.

«Дни Эрмитажа» в Омске проходили с 30 октября и по 2 ноября. В первый день начался 3-хдневный мастер-класс «Реставрация мебели в Эрмитаже», 31 октября – семинар-практикум «Фандрайзинг в музеях. Восток» («Фандрайзинг» – сбор пожертвований). Закрылись «Дни Эрмитажа» вручением журналистам премии «Искусный глагол». Ее вручали журналистам, работающим в городах, где создаются центры Эрмитажа.

Приезд Пиотровского, выставка экспонатов Эрмитажа и многие мероприятия в рамках проекта оказались для Омска серьезным культурным событием, которое вызвало большой интерес. Сам глава музея, судя по всему, относится к Омску с симпатией. Приятно, что нашему городу выпала возможность стать площадкой для единственного в Сибири центра Эрмитажа. Кто знает, возможно, в будущем Омск смогут называть «культурной столицей Сибири». А прошедшие «Дни Эрмитажа» точно можно считать одними из самых ярких дней в культурной жизни города в уходящем году.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 8 ноября 2017

Заголовок в газете: От Омска до Эрмитажа – одни VR-очки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру