Оперативное вмешательство через проколы: как врачи БСМП №2 спасают жизни омичей

В Омске проводят урологические операции нового поколения

Урологическое отделение больницы скорой медицинской помощи №2 по праву можно назвать одним из передовых в медучреждении. Сегодня в 90% случаев здесь проводятся малоинвазивные, эндоскопические операции, когда хирургическое вмешательство осуществляется через небольшие проколы или через мочеиспускательный канал. В результате пациент восстанавливается буквально за несколько дней. Корреспондент «МК в Омске» лично поприсутствовала на одной из таких операций.

В Омске проводят урологические операции нового поколения

– Так, вот вам хирургический костюм, тапочки. Маску и шапочку наденете перед входом в операционную. Надеюсь, в обморок не упадете? Да не переживайте, операция малоинвазивная, крови почти не будет, – заведующий отделением урологии Павел Макаров оказывается внимательным не только к пациентам, но и к гостям больницы. Вместе мы проходим из отделения в операционную: именно он будет проводить сегодняшнюю операцию. Однако, в отличие от меня для Павла Аркадьевича этот момент не является волнительным. Вот уже 30 лет он работает в урологии. Сколько операций провел за эти годы, сколько жизней спас – не сосчитать.

– Все с опытом приходит. Некоторые операции уже доведены до автоматизма. Относиться к этому нужно, как к приготовлению пищи: всегда четко следовать инструкции. Хотя бывают и нестандартные ситуации. Тогда приходится максимально быстро и четко принимать неординарные решения.   

Сегодняшняя операция как раз нестандартная. До этого пациенту была проведена резекция предстательной железы с удалением камней. Однако через некоторое время возникло воспаление, просвет на выходе из мочевого пузыря закрылся рубцами. Теперь задача врачей – удалить рубцы и возобновить проходимость канала. Делаться это будет через два эндоскопических доступа. Два инструмента с разных сторон будут идти навстречу друг другу, чтобы соединиться в одной точке.

Бригада в полном составе уже в операционной. Пациент пока еще находится в сознании и заметно переживает.

– Конечно, больной волнуется. Это же его жизнь, его здоровье, – говорит заведующий. – Перед операцией я общаюсь с каждым пациентом. Всегда говорю абсолютную правду о диагнозе, о возможных методах лечения, о рисках. За всю мою работу практически не возникало случаев, чтобы мы не пришли к какому-то общему решению.   

Через пару минут начнется операция. Проводится она, разумеется, под наркозом, так что больной уже крепко спит. Пока еще атмосфера здесь довольно непринужденная: хирурги готовятся, шутя, переговариваются между собой. Сегодня здесь присутствуют шесть человек, не считая меня: два хирурга, анестезиолог, операционная сестра, анестезист и санитарка.

Все готово к началу, и шутливая атмосфера в операционной исчезает в одну секунду. Доктора с помощью эндоскопического оборудования начинают операцию. На экране появляется изображение внутренних органов. Оба хирурга – Павел Макаров и его ассистент Дмитрий Бормотов – сосредоточенно смотрят на появившуюся картинку. Для того, чтобы успешно провести операцию, им необходимо работать в тандеме.  

– Дмитрий Юрьевич, я не вижу, где идет продолжение уретры. Она где-то здесь находится, ищу дальше, – Павел Аркадьевич предельно серьезен, и атмосфера в операционной становится напряженной. 

...Спустя 50 минут я поймала на себе взгляд заведующего: он улыбался. По этой улыбке стало понятно: операция закончилась, все прошло успешно.  

– С такими нестандартными ситуациями мы сталкиваемся не так часто, – уже после операции рассказал заведующий. – Мы не могли найти правильный ход, так как был длинный и глубокий рубец. Пришлось искать другие пути, комбинировать разные методы. Но в результате нам удалось восстановить проходимость мочеиспускательного канала.    

А мы с Павлом Аркадьевичем продолжаем знакомство с отделением. И пока мы проходим по коридорам, заведующий рассказывает о том, чего им удалось добиться.

– Начиная с 2001 года мы поставили цель освоить все современные технологии, которые имеются в урологии. Приобретали оборудование, проходили обучение в разных городах и странах. В результате этого наше отделение выполняет наибольшее количество эндоскопических вмешательств на мочевом пузыре, предстательной железе. После таких операций пациент уже через два часа свободно ходит по отделению. Все наши технологии направлены на то, чтобы больной как можно быстрее возвращался к нормальной жизни. 

Сегодня мы освоили эндоскопическую электрохирургию, когда лечение проводится с помощью электрического тока. Можем удалять предстательную железу практически любых объемов. Российское общество урологов при размере простаты больше ста кубических сантиметров рекомендует делать открытую операцию. Но мы овладели новыми технологиями, что даже в таких случаях можем удалять ее с использованием эндоскопических технологий. С 2012 года начали осваивать технологию так называемых перкутанных проколов почки. С помощью ультразвуковой энергии путем одного или двух проколов удаляем огромные камни из почек. В следующем году запланировали приобрести лазерную технологию эндоскопического лечения. Это еще более щадящая методика, чем электрохирургия.

БСМП №2 является больницей неотложной помощи: большинство пациентов поступает по «скорой». Причем зачастую – в крайне тяжелых, критических состояниях.

– Позавчера во время ночного дежурства поступил пациент с раком мочевого пузыря. У него было сильное кровотечение, остановить которое консервативными методиками не удавалось, – продолжает заведующий. – Мы были вынуждены провести эндоскопическую операцию, удалили опухоль, остановили кровотечение. Иногда, в критических ситуациях, из приемного отделения в операционную больной поступает за 40 минут.  

Проходя мимо приемного отделения, мы видим фельдшера скорой. Павел Аркадьевич меняется в лице.

– Кого привезли?

– Пациента с мочекаменной.

– Где он? Заведите в кабинет.

– У вас мочекаменная впервые? – обращается он к пациенту. – Так, уже была. А тогда камень вышел? Понятно. 

Заведующий выдыхает: состояние пациента не критичное. Сейчас ему проведут все необходимые обследования, при необходимости госпитализируют. Его жизни в данный момент ничего не угрожает.

В коридорах отделения довольно тихо и спокойно: больные отдыхают в своих палатах. Сейчас большого наплыва пациентов нет. Хотя, как признается Павел Аркадьевич, иногда их четвертый этаж забит до отказа. В среднем в сутки по неотложной помощи обращаются 25-30 пациентов. Однако иногда их число увеличивается до 50.

– Я нахожусь здесь почти месяц, – рассказывает один из пациентов. – К сожалению, лежу не первый раз. Мне провели уже несколько операций: врачи говорят, что случай сложный. Но я хотел бы сказать спасибо коллективу больницы. Здесь работают замечательные врачи, настоящие профессионалы своего дела. Отдельная благодарность медсестрам – они большие молодцы. Очень внимательные и доброжелательные.

– По пациенту сразу видно, какой подход к нему нужен, – улыбается медсестра Татьяна Грязнова. –  Если агрессивно настроен, стараешься с ним помягче.Я не люблю конфликтные ситуации и всегда стараюсь их избегать. У нас вообще очень доброжелательная атмосфера. В отделении есть журнал: знаете, сколько благодарностей пишут! Я люблю свою работу.  

 

На правах рекламы. Лицензия №ЛО-55-01-001589.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 20 декабря 2017

Заголовок в газете: Хирургия нового поколения

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру