Омский гиревик Антон Анасенко: «Меня сгубила юношеская жадность»

Знаменитый омич рассказал о том, как пережил опыт поражения на чемпионате мира-2017

Его любовь к спорту проявилась, когда он был еще школьником. Начинал с лыжных гонок. Потом занимался футболом, легкой атлетикой, волейболом и борьбой дзюдо. И только после этого Антон Анасенко пришел в секцию гиревого спорта. Пришел для того, чтобы со временем стать легендой. 11-кратный чемпион мира, 10-кратный чемпион Европы, 14-кратный чемпион России, 6-кратный рекордсмен мира и 4-кратный рекордсмен страны. Заслуженный мастер спорта Антон Анасенко ответил на вопросы нашего корреспондента.

Знаменитый омич рассказал о том, как пережил опыт поражения на чемпионате мира-2017
300.omskportal.ru

– Антон, даже просто перечислить твои награды и звания – уже не самая простая задача. И это если не говорить о, скажем, соревнованиях областного масштаба. Уже всем все давно доказано. Так откуда же до сих пор берется мотивация?!

– Один мой друг как-то сказал: «Спорт – это диагноз». И я с этим согласен. Когда это – вся твоя жизнь практически с раннего детства, то просто так уже не развернешься и не уйдешь. Вот вам и мотивация. Я просто не представляю себя вне этой особенной, ни с чем не сравнимой атмосферы, которая царит на соревнованиях. Наверное, это сродни тому чувству, которое испытывает летчик по отношению к небу. 

– В твоем списке побед 14 триумфов на чемпионатах России. Какая-то некруглая цифра…

– Намек понял. (Смеется.) Очень хотелось бы округлить число побед на чемпионатах России до пятнадцати. Этот год покажет, насколько такие планы реальны. Сейчас Всероссийская федерация гиревого спорта меняет нормативы, и приходится в соответствии с этим менять план подготовки. 

– В своей весовой категории ты регулярно обновляешь собственные рекорды. Получается, как у Пастернака: «С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой». У тебя так же?

– Не совсем. Есть ведь еще и необъективное судейство, с ним тоже приходится бороться. Вот несколько лет назад выступали мы на крупном международном турнире в Латвии. Я выхожу на помост толкать гири, и чувствую, что одна из них гораздо тяжелее другой. Взвесили, действительно – разница в три с половиной килограмма. Это огромный разбег! При их подъеме сразу же идет «разбалансировка» всей мышечной системы. А организаторы уперлись: да, признаем, гири разные, но других нет. Или работайте с этими, или до свидания, снимайтесь с турнира. И ведь надо же – столь разные гири латыши установили только на том помосте, где выступала сборная России. На остальных все было нормально. Совпадение? Что оставалось делать, не уезжать же под радостное «улюлюканье» хозяев турнира домой?! Я выступил, да так, что установил рекорд по числу подъемов. А, глядя на меня, и остальные ребята из нашей команды «завелись». В итоге мы победили на том турнире! 

vk.com

– Отличный пример для молодежи!

– Надеюсь. Я сейчас самый возрастной атлет в сборной России по гиревому спорту, на меня смотрят молодые ребята. И я хочу на собственном примере показать им, что никогда нельзя останавливаться на достигнутом, успокаиваться. Ведь в спорте невозможно стоять на месте – либо ты идешь вперед, либо очень быстро откатишься назад. Трудностей много, но их необходимо преодолевать. Коли ты выходишь на помост в составе своей команды, тот тут уже нельзя работать вполсилы. Вот и стараюсь всегда выкладываться по максимуму, будь то чемпионат мира или областная «Королева спорта».

– Особенно приятно, наверное, побеждать с большим отрывом от второго места?

– Вот как раз совсем наоборот! Когда ты выигрываешь пятьдесят баллов у ближайшего преследователя, особого внутреннего восторга нет. Другое дело, когда ты побеждаешь с преимуществом в полбалла! Представьте себе – полбалла, это всего лишь один толчок! То есть до последней секунды выступления неизвестно, кто победил! А победил я. И такая победа втройне приятнее и дороже! 

– Ты всех нас за долгие годы приучил к тому, что всегда стоишь на высшей ступени пьедестала почета. И вот чемпионат мира-2017 в Казахстане, ты проигрываешь украинцу, и в итоге чуть ли не впервые в карьере довольствуешься «бронзой». Новый для тебя опыт – опыт поражения – психологически дался тяжело?

– Очень нелегко. Причем на психику стало сильно давить еще во время выступления, прямо на помосте. Выступление ведь длится десять минут, а я уже на пятой минуте почувствовал, что проигрываю. Впечатление было такое, что у меня вокруг туловища обмотан канат, и кто-то изо всех сил тянет его. У меня впервые в жизни появилось чувство, что организм просто не готов работать. 

– Ты потом анализировал, почему так произошло?

– Конечно. На тот момент у меня за плечами был тяжелейший сезон. Было множество выступлений, соревнований, в которых я неизменно побеждал, выступая при этом в новой для себя категории – «длинный цикл». При переходе на новую категорию качество всегда несколько страдает. К тому же, толчок гирь по длинному циклу считается наиболее тяжелым упражнением в плане физических нагрузок, да и в плане технической составляющей выполнения упражнения. В итоге я основное внимание при подготовке сосредоточил именно на длинном цикле, несколько недорабатывая в двоеборье. Это-то, я считаю, и стало ошибкой.

– Получается, ты несколько переоценил свои силы?

– Так и есть. Можно сказать даже жестче – задрал нос. Надо было где-то быть поскромнее в плане нагрузок на тренировках, не перегружаться. Организм-то уже не молодой, в 2019 году мне исполнится сорок лет. Нагрузки сейчас переносятся совсем не так легко, как это было, скажем, лет десять назад. 

– Традиционная для спортсменов в твоем виде «сушка», наверное, тоже не добавила сил?

– Да уж! Я тогда действительно гонял вес, «сушился». При таком режиме организм всегда ослабевает, начинает хуже работать иммунная система. Вот и приболел накануне соревнований. А нагрузки при этом не снизил, оставил такими же, какими они были и пятнадцать лет назад. У меня поднялась температура, а я по сути, никогда до этого не болевший, недооценил ситуацию, переносил болезнь «на ногах». Вот эта юношеская жадность меня и сгубила. Понимание пришло, когда было уже поздно, прямо во время выступления. В «толчке» я отработал нормально, был первым. А вот когда дело дошло до «рывка», вот тут-то меня, как говорится, «накрыло» по полной программе. 

– Необычно было стоять на самой нижней ступени пьедестала?

– Было ощущение какой-то абсолютной пустоты, и лишь одна мысль: «Как же хорошо, что все это наконец-то закончилось. И этот турнир, и вообще весь этот год». А уже следующий крупный турнир – чемпионат России-2017, я выиграл. Показал всем, и в первую очередь самому себе, что порох в пороховницах еще есть. Пока еще могу выступать на равных с молодыми спортсменами.

300.omskportal.ru

– Молодые наступают на пятки?

– Еще как! И мне, почти уже ветерану, все сложнее и сложнее давать им бой. Но с другой стороны, относительно большой для действующего спортсмена возраст – это ведь не только «минус», но отчасти и «плюс». Я говорю о том огромном тренировочном и соревновательном опыте, который накопил за годы в гиревом спорте. Все мои победы за последнее время – это именно победы «на опыте». Зачастую он важнее даже, чем физические кондиции.

– Свои первые шаги в спорте ты делал в родной Павлоградке, лишь впоследствии перебравшись в Омск. Как быстро почувствовал себя своим в городе-милионнике после небольшого поселка?

– Далеко не сразу. Скажу честно: прожив семнадцать лет в деревне, я боялся большого города, с присущей ему суетой. Но когда поступил на учебу в аграрный университет, выбора не было – пришлось перебираться в Омск, в общежитие. Помню, как только выйдешь из автобуса на автовокзале, сразу попадаешь в непривычное для сельского жителя многолюдье, и это сильно напрягало. Со временем, конечно, я влился в городской ритм, стал его частью. Но все равно до сих пор люблю свою деревню! Езжу туда при каждой возможности.

– А если пофантазировать и представить себе, что тебя поставили перед жестким выбором: либо только город, либо всегда лишь деревня. Что бы выбрал?

– Ни секунды не стал бы колебаться – однозначно деревню! Это сто процентов!

– У тебя было много предложений перебраться из Омска в другие регионы, более привлекательные с финансовой точки зрения. Почему не уехал?

– Прикипел я к Омску. Здесь все мои ребята, здесь команда, которую я тренирую. Здесь, в Павлоградском районе, живет моя мама, в гости к которой езжу каждую неделю. Мама-то, когда меня звали в Москву, Питер, на очень хорошие условия, меня не держала, говорила: «Как решишь, сыночек. Хочешь – езжай». Но я знал, что омским ребятам нужна моя помощь как тренера. В итоге я решил остаться, о чем совершенно не жалею.

vk.com

– У тебя такая жизнь – сегодня ты в Томске, а завтра в США, сегодня в Южной Корее, а завтра в Литве. Говорят, что особенно ценят домашний уют те, кто много мотается по миру. Это про тебя?

– Абсолютно. Но дом для меня – это не четыре стены, а люди, которые меня любят и ждут. Особенно остро это понимание приходит с возрастом. Вот на последних соревнованиях был за границей, и в последний день турнира поймал себя на мысли: как же я соскучился по дочке, по жене, по маме! Хочу домой! У меня ведь два дома: городская квартира, где я живу с семьей, и дом в деревне, где живет мама. А еще там живет моя собака породы хаски – полноценный член семьи. Мы с ней вдвоем по выходным очень любим бегать кроссы. Она ведь ездовая собака, ей по природе надо бегать. А мне необходимо работать на выносливость, поддерживать хорошую форму. Так что оба получаем огромное удовольствие и пользу! Поработал на огороде, сходил в баньку, прогулялся в лес! Не понимаю людей, которые говорят, что дом – это место, где они ночуют. Для меня мой дом – это центр Вселенной, место, где живут мои любимые.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру