Ежегодно в Омской области регистрируется около трех тысяч дорожно-транспортных происшествий. По итогам 2017 года в государственную статистическую отчетность попало 2957 ДТП, в которых погиб 221 человек. И это число с каждым годом только растет. Так, за январь 2018 года количество дорожно-транспортных происшествий в регионе увеличилось почти на 200%.
– Основным показателем общей ситуации в сфере обеспечения безопасности дорожного движения является рост количества погибших в ДТП. В 2017 году в Омской области число погибших на 100 тысяч населения достигло 11,2%, что значительно ниже базового показателя социального риска, но говорить о разительных переменах пока рано, – комментирует цифры Игорь Триколе. – Базовым на федеральном уровне принято считать 2012 год. В это время общее число погибших в ДТП на 100 тысяч населения составляло 18,7%.
В последующие несколько лет в Омской области наблюдался значительный отток населения, что также повлияло на уровень социального риска. По сравнению с 2016 годом при увеличении количества погибших за двенадцать месяцев всего на одиннадцать человек негативный показатель возрос на 0,6%. При этом в соответствии с федеральной программой к 2024 году показатель социального риска в регионе необходимо сократить до четырех процентов. За счет чего регион планирует выйти на такие цифры через шесть лет?
Нарушение и наказание
Наиболее остро в Омской области сейчас стоит вопрос увеличения количества дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов. По итогам 2017 года порядка 49% от общего количества ДТП – наезды на пешеходов.
Основная причина высокого уровня аварийности в регионе, по мнению спикеров, нарушение ПДД одним из участников дорожного движения. Проезжая на запрещающий сигнал или пересекая проезжую часть в неположенном месте, каждый должен понимать, что независимо от того, водитель ты или пешеход, ответственность за ДТП – обоюдная.
– В определенной степени у нас сейчас условия для безопасного передвижения не созданы, их надо создавать. Но и участники дорожного движения должны понимать важность ПДД. Каждый пешеход, прежде чем переходить дорогу, обязан сначала убедиться, что ему уступают дорогу, а не слепо двигаться вперед. Такая же ответственность лежит и на водителях. Нельзя начинать движение, не убедившись, что пешеход остановился, – отметил представитель ГИБДД.
В свою очередь выявление нарушений в регионе производится как сотрудниками Госавтоинспекции, так и с помощью средств фото – и видеофиксации. По итогам 2017 года благодаря стационарным системам контроля на территории региона было выявлено более 307 тысяч правонарушений. Чаще всего это превышение скорости, пересечение стоп – линии или проезд на запрещающий сигнал светофора.
Как рассказал начальник отдела организации и безопасности дорожного движения департамента транспорта Александр Данилко, передать информацию о совершении правонарушения может каждый.
– Если, к примеру, водитель маршрутного такси нарушает правила, вы можете сообщить о нем в Департамент транспорта. Лучше всего подкрепить информацию фото – или видеоматериалами. Мы доносим эту информацию до владельцев маршрутов и требуем от них принятия мер в отношении нарушителя.
Потребность в безопасности
– В вопросах обеспечения безопасности на дорогах есть один ключевой момент: необходимо разделить транспортный и пешеходный поток во времени и пространстве. Сделать это можно с помощью регулируемых, подземных либо надземных пешеходных переходов, а также за счет сокращения пересечений транспортных потоков, – рассказал врио начальника управления ГИБДД УМВД РФ по Омской области Игорь Триколе.
Острую необходимость строительства новых пешеходных переходов подтвердил и Александр Данилко.
– В настоящее время в Омске насчитывается пять крупных очагов аварийности. Это перечение улиц Карла Маркса – Масленникова, Химиков – Мира, Карла Маркса – Циолковского, Красный Путь — городок Водников, Красный Путь — Рабиновича. Перечисленные дорожные развязки можно разгрузить, создав подземные пешеходные переходы. Но в программах города, к сожалению, до 2020 года на проектирование и строительство таких переходов средств не предусмотрено, – посетовал Данилко.
Не хватает финансирования и на нанесение дорожной разметки. В настоящее время выделяемые из городского бюджета средства позволяют за год нанести разметку только на 30% всей улично-дорожной сети Омска, тогда как потребность города выше в девять раз.
В 2018 году Департаментом транспорта для защиты жизни и здоровья граждан запланирована установка дорожных знаков, нанесение разметки и строительство пятнадцати новых светофорных объектов. При этом десять из них будет построено за счет средств государственной поддержки и только пять — в рамках городского бюджета. Также в планах муниципалитета обустройство шести нерегулируемых пешеходных переходов автономными светофорами Т7 на солнечных батареях. В прошлом году такие светофоры установили на 42 нерегулируемых пешеходных переходах вблизи общеобразовательных учебных заведений.
Разделение транспортного и пешеходного потока во времени с помощью выделенных фаз в 2017 году доказало свою эффективность на 17 светофорных объектах города. При полной остановке транспорта люди переходят дорогу максимально безопасно, в том числе и по диагонали. В будущем выделенная фаза может появиться еще на 113 светофорах.
В связи со сложившейся ситуацией в начале февраля начальник УМВД России по Омской области полковник полиции Леонид Коломиец направил в адрес врио губернатора Омской области и мэра города Омска предложения с приоритетными целями и задачами, которые необходимо решить в сфере безопасности дорожного движения. Один из основных аспектов – влияние на поведение участников дорожного движения. В этом направлении региону необходимы дополнительные программы, в том числе профилактические, направленные на защиту здоровья и жизни граждан.