Вирусы, шифраторы и шпионы
Согласно сведениям, полученным с помощью ESET Social Media Scanner, в социальных сетях еженедельно распространяются десятки тысяч опасных ссылок – в том числе, на загрузку вредоносных программ. Нередко отправители сами не знают, что рассылают опасный спам, – если их компьютер уже заражен.
Что происходит с устройствами домашней сети после попадания в нее вируса, вы наверняка знаете. Вредоносные программы могут зашифровать данные на вашем компьютере, украсть логины и пароли от интернет-банка, получить доступ к веб-камере или клавиатуре. Жертвы могут лишиться денег на банковских счетах или распрощаться со всеми данными (например, важными документами или семейным фотоархивом, если с ними «поработает» вирус-шифратор).
Что с этим делать?
Не переходите по ненадежным ссылкам, не скачивайте файлы и программы от неизвестных отправителей. Установите на все устройства домашней сети (компьютеры и ноутбуки, а также планшеты и смартфоны на Android) комплексную антивирусную программу.
Взлом профиля
Согласно результатам опроса, который провела компания ESET (производитель антивируса NOD32), 59% пользователей соцсетей хотя бы раз сталкивались со взломом аккаунтов. Число пострадавших постоянно растет.
Жертвы взлома – не только хозяин профиля, страничкой которого распоряжаются злоумышленники. Ситуация неприятна друзьям и подписчикам, которые сталкиваются с волной подозрительных ссылок, предложениями зарегистрироваться на сомнительных сайтах, скачать «суперполезную» программу или поучаствовать в финансовой пирамиде.
Что с этим делать?
Придумайте сложный пароль. Несмотря на очевидность решения, оно непопулярно: доступ к многим профилям в соцсетях можно получить простым подбором возможных комбинаций. Не используйте одинаковые пароли в разных соцсетях.
Регулярно меняйте пароль от соцсетей. Настройте двухуровневую идентификацию, если это возможно (не только с помощью пароля, но и с помощью одноразовых кодов из смс-сообщений).
Аккуратнее с регистрациями на сайтах. Прежде чем оставить сведения о себе, убедитесь, что перед вами не фишинговый сайт (то есть не сайт-подделка): присмотритесь к названию домена, нюансам оформления сайта.
Функция «Антифишинг» в составе комплексного антивируса поможет выявить сайты-подделки, на которые пытаются заманить вас мошенники.
Мошеннические схемы
Интернет дарит мошенникам анонимность, а социальные сети играют на доверии. Вы видите знакомый логотип своего банка, казалось бы, вам пишет реальный сотрудник. «Оператор» сообщает, что нужно подтвердить какую-то информацию (все ради безопасности ваших денег!) или что произошел сбой в системе и данные нужно срочно ввести… Вы отправляете запрошенные данные «оператору» – и через несколько минут ваш счет будет опустошен.
Популярны в соцсетях фальшивые опросы, фановые тесты и розыгрыши. Вариантов мошенничества слишком много, чтобы запоминать каждый; новые способы отъема денег рождаются ежедневно.
Что с этим делать?
Будьте бдительны и проверяйте информацию. Если отправитель пытается убедить вас, что является сотрудником банка или другого авторитетного учреждения (налоговой инспекции, других государственных структур), возьмите паузу, позвоните в службу поддержки, попросите прокомментировать полученные сообщения.
Проверяйте своих «френдов» – если получили сообщение сомнительного характера от знакомого человека, убедитесь с помощью неочевидных вопросов, что имеете дело с ним. Знакомую многим пользователям соцсетей просьбу типа «срочно вышли 500 руб., я потом объясню» лучше перепроверить лично по телефону, в другой соцсети или мессенджере.
Никогда не публикуйте и не сообщайте в соцсетях своих платежные сведения, паспортные реквизиты, логины-пароли от онлайн-кошельков.
Троллинг
Многие люди не настолько чувствительны, чтобы реагировать на оскорбления в сети – особенно от незнакомцев. Но от агрессивных выпадов и необоснованной критики все же портится настроение. Нежелательные комплименты (или сообщения неприличного характера), которые часто получают красивые девушки, тоже можно считать разновидностью троллинга.
Что с этим делать?
Жалуйтесь на спам администрации социальной сети или блокируйте пользователя (отправляйте в бан, вносите в черный список и т.д.).
Не вступайте в переписку – сэкономите время и нервы!