Север откроет омичам тайны на выставке

15 августа – 30 сентября в Омском музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля в рамках масштабного межмузейного проекта «Освоение Севера. Тысяча лет успеха» компании «НОРНИКЕЛЬ» работает выставка.

Север откроет омичам тайны на выставке

Из всех городов-участников проекта граничащий с Казахстаном Омск оказался самым южным. Однако его роль в освоении северных территорий, включая арктическое побережье, не вызывает сомнений. Город расположен на пересечении путей: с запада на восток через него проходит железнодорожная Транссибирская магистраль, а с юга на север – судоходная река Иртыш. Основанный в 1716 году Иваном Бухгольцем в ходе экспедиции, целью которой был розыск рудных и золотых месторождений, открытие и изучение торговых путей в Индию и Китай, Омск в последующем становится отправной точкой для многих научных и торгово-промышленных экспедиций. Активная деятельность по изучению Сибири и Центральной Азии началась после создания в городе в 1877 году Западно-Сибирского отдела Русского Императорского географического общества. В XX столетии направление экспедиций в силу различных обстоятельств меняется. Выход к Карскому морю и Северному Ледовитому океану, освоение Северного морского пути, конвои в период Великой Отечественной войны, строительство Трансполярной магистрали, разведка и добыча нефти и газа, строительство новых городов связаны с историей и культурой Омска прошлого века.

Именно этим событиям и посвящена выставка «Иртыш течет на Север», объединившая художественные, документальные, этнографические, археологические, вещественные коллекции музеев и архивов Омска, Салехарда, Санкт-Петербурга. Среди участников выставки: Омский музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, Исторический архив Омской области, Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И. С. Шемановского (Салехард), Российский государственный архив Военно-Морского Флота (Санкт-Петербург), Научный центр изучения Арктики (Салехард), Омский институт водного транспорта (филиал) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта».

Экспозицию составляют три больших раздела. Первый из них ­– «Освоение Северного морского пути».

В результате столыпинских реформ в начале ХХ века началось активное экономическое развитие Сибири, подъем ее сельского хозяйства. Еще до начала Гражданской войны и интервенции планировалось вывезти из Сибири по рекам к Карскому морю, а оттуда в Архангельский порт до 800 тысяч пудов зерна. Взамен из европейской части страны и из­-за границы предполагалось доставить в устья сибирских рек, а затем переправить в обжитые районы сельскохозяйственные машины, станки и промышленные товары. Кроме того, в предреволюционное десятилетие на российском Севере предпринимались меры по обеспечению безопасности кораблевождения – велись гидрографические работы в Карском море и на сибирских реках, в результате которых было установлено ограниченное число навигационных знаков и радиотелеграфных станций.

Интерес к развитию судоходства в российских полярных морях, в частности, морского пути через Карское море к устьям Оби и Енисея (Карский морской путь), проявляли как большевики, так и белые правительства на Европейском Севере и в Сибири. Этот период стал связующим звеном между развитием Северного морского пути в Российской Империи и в Советской России. Интерес противоборствующих сторон к Карскому морскому пути основывался на богатейшем опыте организации полярного судоходства, начиная с 1874 года, равно как и на накопленных научных знаниях о российских арктических морях.

25 апреля 1919 года Омское Всероссийское Правительство образовало Комитет Северного морского пути. В истории его освоения заслуги А. В. Колчака­ бесспорны.

Задолго до описываемых событий, летом 1900 года Александр Колчак на шхуне «Заря» отправился на поиски легендарной Земли Санникова в составе Русской полярной экспедиции, которой руководил известный исследователь Арктики барон Эдуард Толль. Лейтенант Колчак отлично проявил себя как ученый-гидрограф, но также занимался гидрохимическими исследованиями и наблюдениями по земному магнетизму, топографическими работами, проводил маршрутную съемку и барометрическое нивелирование, составлял подробное описание берегов и островов Ледовитого океана, изучал состояние и развитие морских льдов.

Колчак сопровождал Толля в поездках в малоисследованную восточную часть полуострова Таймыр, на полуостров Челюскина. За 41 день Толль и Колчак преодолели 500 верст пути на собачьих упряжках, занимаясь маршрутной съемкой и геологическими изысканиями. В ходе этого рейда оба исследователя проявили мужество и даже героизм. За экспедицию А. В. Колчак был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени.

Весной 1919 года, уже будучи Верховным правителем России и находясь в Омске, А. В. Колчак проявил себя дальновидным руководителем и талантливым организатором. Благодаря его знаниям, настойчивости и энергии, состоялась первая Карская хлебная экспедиция, реально доказавшая возможность использования трасс арктических морей в качестве надежных транспортных артерий. В экспедиции принимали участия девять транспортных судов, а именно: пароходы «Кильдин», «Вайгач», «Колгуев», «Соломбала», «Пахтусов», «Полярный», «Иван Сусанин», «Байминго», а также баржа «Анна». Из Сибири морской экспедицией, признанной успешной, было доставлено для Временного правительства Северной области 40 тыс. пудов пшеницы, 1500 пудов масла.

Для обеспечения судов Северного морского пути углем в 1919 году А. В. Колчак снарядил экспедицию в Норильский район. Ее возглавил Николай Николаевич Урванцев – молодой геолог, выпускник Томского политехнического института, открывший на Таймыре месторождения медно-никелевых руд. В результате появился город Норильск и промышленный гигант «Норильский Никель».

В годы гражданской войны многие из участников крупных полярных экспедиций царской эпохи оказались по разные стороны фронта; часть из них переходили из одного лагеря в другой. Однако после установления на Севере и в Сиби­ри советской власти многие продолжили работать на благо страны, понимая, что Северный морской путь важен, в первую очередь, для России. Наступила эра советских Карских экспедиций, связавших города Сибири (Омск, Новосибирск, Красноярск) с другими государствами (Великобритания).

Это время отмечено деятельностью Управления по обеспечению безопасности кораблевождения – Убеко-Сибирь, за 12 лет своего существования с 1920 по 1932 год, совместно с Комитетом Северного морского пути при Сибревкоме, проделавшем огромную работу по составлению точнейших судоходных карт и лоций юго-западной части Карского моря и низовьев Оби и Енисея. Были устранены многие белые пятна на карте Российской Арктики и созданы условия для превращения западного участка Северного морского пути в сезонную транспортную артерию, судоходство по которой перестало носить экспедиционный характер.

Научные и экономические итоги Карских экспедиций оказались весьма значительными. Были составлены точнейшие судоходные карты и лоции юго-западной части Карского моря, низовьев Оби и Енисея. Карский морской путь превратился в крупное международное лесоэкспортное предприятие, давшее сибирской древесине выход на мировой рынок. Карские экспедиции оказали влияние на оживление экономической жизни Сибири и дальнейшее всесто­роннее развитие Северного морского пути, а также стали предметом внимания художников, фотографов, журналистов.

В этом разделе экспозиции наряду с картиной В. И. Уфимцева «Карская экспедиция» (1931) зрители впервые увидят одноименный графический лист А. Н. Клементьева (1925) из собрания ООМИИ им. М. А. Врубеля. Здесь также демонстрируется фотоальбом «Великий Северный путь» (1929–1932), предоставленный Историческим архивом Омской области,   модель буксировочного теплохода «Анастас Микоян» (Россия), принимавшего участие в Карских экспедициях, и его судовое оборудование – туманный горн и звездный глобус – из собрания Омского института водного транспорта. Впечатления русских моряков о встрече с аборигенами Севера помогут передать предметы этнографии ­ – женская и мужская одежда, обувь, предметы быта (охотничий набор, пояс, табакерка, украшения), детские игрушки, – предоставленные Ямало-Ненецким музейно-выставочным комплексом имени И.С. Шемановскогно (Салехард).

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру