МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Омск

В Омске есть место, где свершаются чудеса

ОмГУПС открыл для «МК» свои лаборатории

Попасть туда, где проводятся научные опыты и экспериментальные исследования, захватывающе и волнительно. Не каждый день удается побывать там, где свою кропотливую работу терпеливо выполняют настоящие ученые. «МК» повезло: Омский государственный университет путей сообщения специально для наших читателей приоткрыл завесу в святая святых отраслевой науки.

Фото из архива ОмГУПС

Лучшие умы этого вуза провели занимательную экскурсию и рассказали, как из студентов вырастают настоящие исследователи и первоклассные профессионалы.

Технология машиностроения

Сначала мы оказались в учебно-научно-производственной лаборатории «Металловедение и структурный анализ металлов и сплавов», которая по своему оснащению уникальна и на сегодняшний день не имеет аналогов в Омске. Здесь проводят научные исследования и испытывают металлы для изготовления деталей машиностроения и железнодорожного транспорта. Изучают механические свойства и качество материалов. Возможности лаборатории широко используются в учебном процессе, при проведении студенческих практик. Результаты исследований студенты могут изложить в статье или научно-исследовательской работе.

Главный в этой лаборатории доцент кафедры «Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава» Дмитрий Муравьев: – В работе мы используем автоматизированный комплекс для измерения твердости металлов и сплавов, который является одним из важнейших контролируемых параметров. Также проводим спектральный анализ с целью определения химического состава металлов и сплавов. Поскольку ГОСТы предъявляют определенные требованиями к концентрациям химических элементов в сплавах, мы можем легко оценить новый или существующий материал.

Электроснабжение железных дорог

Следующее место, в которое мы попали – лабораторный комплекс «Конструкция контактных сетей, линий электропередачи и токосъема» имени профессора В.П. Михеева. Здесь представлены учебные стенды для научных исследований высокого уровня, в том числе работы, связанные с запуском скоростного поезда «Сапсан» и выработкой импортозамещающих решений в части системы токосъема для отечественного электроподвижного состава. Практические работы студенты выполняют в лаборатории, оснащенной натурными образцами и моделями устройств электроснабжения и электроэнергетики, реальным производственным оборудованием. Здесь даже есть аэродинамическая установка, которая имитирует движение воздуха вокруг поезда на скорости 250 километров в час.

Над головой возвышается 22 метровый имитатор, позволяющий реализовать до 3-х пролетов контактной сети в зависимости от масштабирования. С помощью подвижной единицы, которая перемещается вдоль этого стенда можно наблюдать за взаимодействием контактной сети и токоприемника, как будто это происходит в реальности. После подобных лабораторных работ студенты приобретают необходимые навыки для будущей профессии. Легко осознать связь между тем, что они делают и тем, что происходит.

Также здесь представлены образцы систем электроснабжения железных дорог: секционные изоляторы и разъединители, компенсаторы температурных и упругих удлинений, которые, перед тем как попасть в эксплуатацию на железную дорогу, проходят тестирование, исследуются их механические характеристики, вносятся поправки в техническую документацию. Благодаря этим исследованиям производители улучшают свою продукцию. Одна из разработок этой лаборатории позволяет значительно снизить расходы на мониторинг инфраструктуры системы токосъема в 5-6 раз.

– Мы также разрабатываем новую железнодорожную технику. С 2010 по 2012 год университет участвовал в комплексном проекте Минобрнауки РФ по подготовке производства современных токоприемников. Проект был успешно осуществлен, – рассказывает доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта», кандидат технических наук Александр Смердин.

Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте

Целый ряд специализированных лабораторий представлен на кафедре «Автоматика и телемеханика». Здесь изучают системы, позволяющие обеспечивать безопасность движения поездов и управлять объектами на расстоянии в несколько тысяч километров. Какую роль в управлении движением поездов играют устройства автоматики, нам рассказал доцент кафедры Антон Ходкевич.

-Во времена появления железных дорог в России управление было ручное, и требовало не только знаний, но и физической силы, – рассказывает Антон Ходкевич. Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики развивались по мере роста популярности железнодорожного транспорта. Сначала они упрощали работу людей и предупреждали машинистов об опасности в пути следования. Когда выросла скорость движения, и длина тормозного пути стала больше, машинист без автоматики стал не способен безопасно вести поезд. 

Устройства автоматики следят за состоянием техники, например, целостность рельсов контролируется круглосуточно. Даже если машинист уснет во время движения – автоматика остановит поезд.

На кафедре «Автоматика и телемеханика» студентов учат обслуживанию, проектированию и созданию новых систем автоматики. Выпускники кафедры успешно трудятся как в РФ – от Восточной Сибири до Калининграда, так и за рубежом: в ЕС и США. Трудоустройством выпускников занимается комиссия по содействию трудоустройству, количество предложений от работодателей традиционно превышает количество выпускников.

Спрос на выпускников кафедры обусловлен качеством подготовки специалистов. В процессе учебы студенты имеют возможность не только получать необходимые знания и умения в лабораториях кафедры, но и на действующих объектах железнодорожного транспорта РФ и ЕС.

Подвижной состав железных дорог

На кафедре «Локомотивы» нас встретил доцент Александр Анисимов. Знакомство началось с лаборатории «Теория и конструкции локомотивов». Здесь занимаются студенты со второго по пятый курс. В этой лаборатории установлен действующий тренажер магистрального тепловоза  2ТЭ25А «Витязь», самый современный на российских железных дорогах. На экране создается виртуальная картинка, и студент будто управляет поездом. Тренажера новее на сегодняшний день нет.

– К третьему курсу студенты начинают адаптироваться к своей будущей профессии. На таком тренажере можно попробовать свои силы. В дни открытых дверей школьникам мы всегда демонстрируем возможности этого тренажера, – поделился Александр Сергеевич. 

Также на кафедре есть лаборатория «Локомотивные энергетические установки». Здесь представлено оборудование тепловозов, эксплуатация которых сегодня продолжается на сети железных дорог. Действующая дизель-генераторная установка по конфигурации максимально приближена к реальной силовой установке тепловоза. В перспективе лаборатория будет оснащена оборудованием, средствами измерения параметров и устройствами передачи данных по беспроводной связи на экран монитора. Можно будет изменять режим нагружения дизель-генераторной установки, смотреть, как изменяются параметры работы двигателя, а также контролировать расход топлива. В общем все, что потребуется студенту в будущем.

Промышленная теплоэнергетика

Александр Стариков заведует кафедрой «Теплоэнергетика». Для студентов оборудован компьютерный класс, оснащенный прикладными компьютерными программами для теплотехнических и гидравлических расчетов, установлено действующее оборудование систем вентиляций. Программное управление обеспечивает работу и нужные параметры приточной и вытяжной вентиляции.

– Студента необходимо знакомить с действующим оборудованием. И по максимуму освещать передовые технологии, – уверен Александр Стариков. – Здесь все, с чем они столкнутся на производстве.

Недавно кафедра приобрела европейское оборудование, позволяющее автоматизировать системы теплоснабжения предприятий. Есть возможность полностью смоделировать работу промышленного объекта. Студент может провести настройку и регулирование всех показателей в рамках промышленного цеха: по расходу, по температуре и перепаду давления. Стенды воспроизводят весь путь тепла от котельной до потребителя.

Кафедра старается принимать заказы от производства. В лаборатории «Топливо и теория горения» для этого есть оборудование, определяющее свойства топлива. В ряд стоят печи, в которых можно поддерживать температуру до 1000 градусов, чтобы определить зольность. Рядом – весы с точностью до одной десятитысячной грамма.

И последнее место, куда мы заглянули – лаборатория «Метрология», которая позволяет проводить поверку средств измерения температуры, давления и уровня жидкости. Здесь смоделировано автоматизированное рабочее место по определению характеристик датчиков, все работает с помощью компьютера, остается только распечатать и поставить подпись и клеймо.

Наука – это великая красота

Как писала великая Мария Складовская-Кюри: «Ученый у себя в лаборатории не просто техник: это ребенок лицом к лицу с явлениями природы, действующими на него, как волшебная сказка. Мы должны суметь рассказать другим об этих чувствах. Мы не должны мириться с мнением, что весь научный прогресс сводится к механизмам, машинам, зубчатым передачам, хотя и они сами по себе тоже прекрасны». Фото из архива ОмГУПС

Хочется верить, что студенты Омского государственного университета путей сообщения будут радовать омичей и весь мир плодами своего сосредоточенного труда. И пусть таких людей будет больше.

Если вас интересует информация о поступлении в ОмГУПС – воспользуйтесь этим кодом. 

 

Адрес: проспект К.Маркса, 35

Телефон приемной комиссии: (3812) 31-06-22

На правах рекламы

Читайте все новости Омска в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах