– Максим Михайлович, сегодня часто приходится слышать о прогрессе в разных областях медицины. Удалось ли добиться его в работе «скорой помощи»?
– Достижение, которое действительно можно считать прорывом, – это внедрение автоматизированной системы управления бригадами. Раньше вызов принимался по обычному телефону, записывался на бумагу, передавался сначала внутри диспетчерской, потом снова по телефону на подстанцию – это занимало много времени, от 8 до 10 минут. В это время к пациенту бригада не выезжала, так как вызов нужно было оформить. Теперь же благодаря «Автоматизированной системе управления бригадами АИС» это происходит очень просто: во время звонка данные о пациенте вводятся в компьютерную базу, одним нажатием клавиши передаются диспетчеру, у которого на экране монитора видны все машины «скорой» нашего региона. Он выбирает ближайшую свободную и также одним нажатием клавиши отправляет данные. Либо на подстанцию, если машина стоит там, либо на персональный планшет бригады, если автомобиль в дороге. Теперь на обработку вызова уходит не 10 минут, а всего 2. Кстати, планшеты мы первыми в стране внедрили – это было 2 года назад. Получили очень высокую оценку министра здравоохранения Вероники Скворцовой. Сейчас программа постоянно модернизируется с учетом замечаний работников «скорой». Планшет – это не красивый гаджет, а ценный помощник. Он должен быть максимально удобным.
– Сколько всего времени нужно, чтобы добраться до места назначения?
– По регламенту, если вызов экстренный – 20 минут. Если неотложный – 2 часа. Экстренные – это когда жизни человека угрожает опасность. Сюда входят инфаркты, инсульты, травмы, роды и т.д. Неотложные – это, например, температура, высокое давление. Когда, по сути, пациент должен обращаться в поликлинику, но до нас ему проще дозвониться. Раньше на приеме вызовов «скорой» сидели 5 диспетчеров, и мы видели, что не все звонки проходят с первого раза. Увеличили до 8 человек, и за последние 4 года у нас не было ни одного «недозвона». Конечно, обслуживаются все вызовы, мы не отказываем никому. Что же касается фактического времени прибытия, то наши показатели лучше норматива: за вчерашний день, к примеру, было 16 минут. Без планшетов мы бы не смогли этого достичь.
– А если пробки?
– Если бригада попала в пробку, деваться некуда: нам приходится идти в общем потоке движения. Но кое-какие меры все-таки принять можно. Приведу пример. У Дворца пионеров человеку стало плохо в автобусе. Красный Путь забит «от» и «до». Направили 2 бригады: одну из Советского округа, другую из Центрального – кто быстрее доберется. Быстрее доехала машина из центра, хотя находилась дальше. Уже на следующей остановке человеку помогли. Другого варианта, если дорога перекрыта, к сожалению, нет. И его вряд ли кто изобретет. Также работают и в Москве, и в Санкт-Петербурге.
– Сколько вызовов обычно поступает в «скорую помощь»?
– Чуть больше 1000 вызовов в сутки. Это спокойная обстановка для Омска. Конечно, бывают скачки в связи с сезонностью. Во время эпидемии ОРВИ было 1700 звонков. Представляете, почти в 2 раза больше. Но бригад в городе достаточно – около 95: есть реанимационные, кардиологические, неврологические, педиатрические, фельдшерские. В Тюмени, например, на 700 тысяч человек – 40 бригад. Порой они обслуживают по 23 вызова за 24 часа! При такой нагрузке к концу смены человек уже просто не в состоянии что-либо делать. У нас, к счастью, такого нет. Работа тяжелая, но мы стараемся создать комфортные условия. Проводим ремонт помещений. На подстанциях есть кушетки: иногда работнику удается поспать пару часов. Это тоже очень важно.
– Насколько хорошо обновлен парк «скорой помощи»?
– К нам постоянно поступают новые автомобили. В прошлом году их было 11. Существенно обновили парк в 2013 году: 41 машина поступила. В этом году ожидаем 6 «ГАЗелей Next» – очень хорошей комплектации. Сегодня машины «скорой» оснащены современным, новым, и главное – простым в обращении оборудованием.
– Чем укомплектованы наши «скорые»?
– Аппаратами ЭКГ, дефибрилляторами, системами подачи кислорода, системами искусственной вентиляции легких, отсасывателями, отличными небулайзерами для больных бронхиальной астмой. Акушерскими, токсикологическими наборами, носилками различными – в каждой машине около 30 наименований оборудования.
– Но еще важно, чтобы это оборудование находилось в руках профессионалов.
– Конечно. Ежегодно сотрудники проходят серьезные зачеты на знание оборудования, умение поставить правильный диагноз. Конечно, диагноз в «скорой помощи» всегда предположительный, ведь мы не проводим лабораторных исследований. Тем не менее, лечить пациента нужно начинать сразу, иначе он может умереть, пока мы доедем до стационара. Специалист «скорой» должен быть компетентен во всех вопросах. У него могут быть самые разные вызовы: первый – роды, второй – инфаркт, третий – ДТП. Для каждой ситуации есть четкий алгоритм работы. Хотя иногда возникают и творческие ситуации. Наши врачи и фельдшеры – очень грамотные люди. Кадровая ситуация неплохая. В других регионах укомплектованность врачами иногда составляет 30%. У нас врачами – 60%. Фельдшерами – больше 100%. Для фельдшера работа в скорой является самой престижной, ведь здесь они лечат людей. Студенты медицинского колледжа стремятся попасть к нам, и мы принимаем лучших. Работа в «скорой» – самая тяжелая, связана с огромными нагрузками и стрессом, но тем не менее, многие посвящают этой службе всю жизнь: работают по 40 лет. Как правило, люди выбирают «скорую помощь» всерьез и надолго. Если не навсегда.
На правах рекламы. Лицензия № ЛО-55-02-000766.