– Илья, подводя итоги уходящего года, можно сказать, что твоим главным успехом стала победа на первенстве Европы по боксу в Болгарии. Какой из боев на этом турнире получился самым трудным?
– Все пять боев, которые я провел в Албене, были трудными. И то, что большую часть я завершил со счетом 5:0, не должно вводить в заблуждение. Просто это не первый мой международный опыт. В 2015-м я уже становился победителем первенства Европы, а в 2016-м был лучшим на международных играх «Дети Азии». Что же касается турнира в Албене, то самым, пожалуй, неудобным соперником был ирландец во втором бою. Первый раунд я проиграл, потом тренеры мне подсказали, как работать. Я сделал все точно, как они сказали, и выиграл. Трудным для меня получился и финальный поединок. За золотую награду боксировать пришлось с Александром Трофимчуком из Литвы. В итоге я победил 4:1.
– Насколько бои на международных турнирах по накалу и уровню ответственности отличаются, скажем, от боев на тех же первенствах России?
– Может быть, скажу неожиданно, но на внутрироссийских турнирах уровень соперников порой даже повыше, чем на турнирах международных. Боксировать с третьими-четвертыми номерами в России труднее, чем с первыми номерами какой-нибудь не самой боксерской страны. Да и ответственность на первенстве России очень высока. Надо обязательно становиться лучшим, чтобы попасть в состав национальной сборной, и уже впоследствии ездить на турниры в другие страны.
– В ночь перед финалами крупных турниров волнение не мешает заснуть?
– Бывает, конечно. Но тут уж скорее проблемы со сном из-за волнения у моей мамы. Вот она действительно не может уснуть, очень переживает. Вообще, родители – самая главная моя поддержка. Именно от них мне важно перед боем услышать: «Мы в тебя верим».
– Как вообще совладать с неизбежным мандражом, не перегореть до боя?
– Психология у каждого своя, так что и универсальных рецептов, которые подходили бы всем без исключения, тут быть не может. Каждый настраивается по-разному. Кто-то любит перед своим боем посмотреть бои других ребят, поддержать товарищей по сборной. После этого ему, уже пропитавшемуся азартом и энергетикой боя, и самому легче выходить в ринг, он просто горит желанием боксировать! А бывает и с точностью до наоборот: насмотрится на чужие ошибки, и сам потом боится в ринг выходить.
– Многие боксеры перед выходом в ринг слушают музыку. А ты слушаешь? Если да, то какую: энергичную или, наоборот, успокаивающую?
– Тут тоже все по настроению: когда-то слушаю, а в другой раз нет. Порой, действительно, музыка, особенно если она про бокс, здорово мотивирует. А вот лирические мелодии в такие минуты точно не подойдут.
– За сколько часов до боя ты отключаешь телефон, чтобы ничто не отвлекало и ты мог полностью сконцентрироваться?
– А я его вообще никогда не выключаю. Потому что если я его выключу, то тогда буду думать исключительно о предстоящем поединке и больше ни о чем. А зацикливаться на таких мыслях – себе во вред. Лично мне лучше переписываться в такие минуты с друзьями или смотреть смешные ролики. Это отлично отвлекает от ненужного волнения и идет только на пользу делу.
– Чтобы добиться вершин в боксе, нужно, наверное, и в жизни быть жестким человеком? Сможет ли по природе мягкий человек стать хорошим бойцом?
– Что значит «быть жестким человеком»? Если это означает не быть слабохарактерным, то тогда да, согласен. Надо уметь терпеть, добиваться своего, не включать при трудностях задний ход. В жизни ведь всякое бывает. Вот, например, засудили меня на первенстве России, так обидно было, хотелось все бросить! А мой тренер Сергей Петрович Скляров, как всегда, говорит мне: «Ничего, Илюха! Давай сейчас будем тренироваться, возьмем свое назад. Поедем на Европу, там докажешь, что ты лучший». Так мы и сделали. (Улыбается.)
– Есть ли у тебя коронный удар?
– Это уж вы у моих соперников спросите. (Смеется.) Наверное, мои коронные – это прямые удары. Тут еще очень важно не только сильно и быстро бить, но и хорошо чувствовать дистанцию, придерживаться ее всегда. Это необходимо, чтобы не дать сопернику выйти на удобную для его атаки позицию.
– Эти комбинации – «двойки», «тройки» – на тренировках нарабатываются до автоматизма, чтобы в бою они «выстреливали» на уровне инстинкта. А где же тут тогда место интеллекту, творчеству в ринге?
– Сложно описать то, что происходит с тобой во время боя. Тут не обойтись без вдохновения, какого-то куража! В бою всегда импровизируешь, стараешься «передумать» соперника. Противник, он ведь не автомат – он постоянно меняет стойки, комбинации, темп. Стало быть, и мне надо быстро принимать решения, перестраиваться. Если хоть на долю секунды перестаешь в ринге думать – пропустил, и все очень быстро закончилось. Таков уж бокс!
– Сейчас в России очень популярны бои смешанного стиля. Кроме того, большой популярностью пользуются кикбоксинг, различные стили карате. Почему ты выбрал для себя именно бокс?
– Почему-то мне кажется, что именно классический бокс больше всего похож на жизнь: ты стараешься не пропускать удары, но порой они все же «прилетают». Значит, надо уметь их выдержать, а потом и самому ответить. Такой вид спорта, по-моему, хорошо воспитывает мужчину, закаляет характер.
– Какую-то роль в твоем выборе сыграли два олимпийских триумфа нашего земляка Алексея Тищенко?
– Конечно! Этот человек – пример для меня. Он тот, на кого я равняюсь! Вот у кого характер, вот у кого воля к победе! Ну и, конечно, феноменальная техника, которой учиться и учиться. Я часто пересматриваю на видео его бои. Мой любимый – когда он на Кубке мира боксировал с кубинцем Гамбоа Толедано. Вот это бой они закатили, вот это рубка была!
– А что еще, кроме бокса, тебе интересно в жизни?
– Люблю игровые виды спорта: футбол, баскетбол. Да и в целом мне спорт очень интересен, плавать люблю, бегать. От бокса иногда тоже надо отвлекаться.
– Тебе 16 лет, в этом возрасте у молодого человека всегда масса соблазнов. Легко ли тебе «режимить»? Во многом ли приходится себе отказывать?
– Я вообще не считаю, что в чем-то себя ограничиваю. А что касается соблазнов, то мне это просто не интересно. У меня знакомые пацаны гуляют ночи напролет. Я как-то раз-другой сходил с ними и понял: не мое это. Вот встанут возле машины, включат на всю громкость музыку и стоят часами. Ну и что в этом прикольного? Лучше уж ночью хорошенько выспаться, а завтра днем ударно поработать на тренировке, подвигаться, выложиться на полную. И вот тогда у меня действительно хорошее настроение и отличное самочувствие.
– На девушек производят впечатление твои титулы?
– Ну конечно, производят! После побед получаю от них массу посланий в социальных сетях: «Илюшенька, поздравляем!» (Смеется.)
– Когда и из-за чего последний раз дрался вне ринга, в обычной жизни?
– Было это, когда я учился то ли в пятом, то ли в шестом классе. С одноклассником подрался. Ударил его, он упал, расплакался, кровь пошла. Я тогда сильно испугался, в какой-то момент подумал, что глаз ему выбил. Все, кто при этом присутствовали, давай меня пугать, я расплакался. А потом маму в школу вызывали, тренер меня ругал. В общем, не самые приятные воспоминания.
– А вообще, как легко тебя вывести из себя?
– Считаю, что я человек спокойный, но, конечно, не железный. Вывести из себя можно любого. Но обычно я стараюсь не конфликтовать с людьми, а помогать им.
– Как относишься к женскому боксу? Синяки и разбитые носы украшают женщину?
– Не хочу никого обидеть, но и лукавить не буду: я не люблю женский бокс. Женщина прекрасна именно своей нежностью, а вовсе не бойцовскими качествами. Девушка не должна уметь сама себя защищать могучими кулаками. Для этого с ней рядом должен быть мужчина.
– Назови трех величайших, на твой взгляд, боксеров в истории.
– Великих много, но есть три спортсмена, которые, по моему мнению, устроили настоящую революцию в мире бокса, перевернули его. Это Мухаммед Али, Майк Тайсон и Рой Джонс.
– Над чем в первую очередь тебе сейчас надо работать, чтобы прогрессировать как боксеру?
– Над всем. У меня не совершенны ни тактика, ни техника, ни физика. Везде есть слабые места, ошибки, есть что подтягивать. К тому же я взрослею, и мне надо переходить в новую, более тяжелую весовую категорию. А это еще большие требования к физическим кондициям. Ну что же, я никогда не боялся работать. Значит, будем стараться, вкалывать до седьмого пота и стремиться к новым победам. С мотивацией проблем нет: моя заветная мечта – золотая медаль Олимпиады!