– Это позволит максимально точно определить размер соцнормы для территории, – констатировали в пресс-службе РЭК. – Право регионам самостоятельно определять объем социальной нормы и сроки ее установления было делегировано постановлением правительства РФ от 25 февраля 2014 года № 136 (этим документом были внесены изменения в постановление правительства РФ № 614, которое изначально определяло параметры установления социальной нормы). Целью такого решения является корректировка экономической модели социальной нормы и механизма ее введения с учетом имеющегося практического опыта таким образом, чтобы, сохранив ожидаемый эффект от ее реализации, сделать гибкой для применения с учетом различных региональных условий.
Напомним, что социальная норма – оплата определенного объема потребленной электроэнергии по сниженной стоимости, а электроэнергии сверх этого объема – по значительно более высокой стоимости, то есть электроэнергия для потребителей в пределах социальной нормы будет более дешевой, а сверх социальной нормы – более дорогой.
Эксперимент по введению социальной нормы на электроэнергию в 6 пилотных регионах показал, что показателей социальной нормы на уровне
50-75 кВт.ч недостаточно для того, чтобы граждане пользовались электроэнергией в привычном режиме. С другой стороны, слишком большая соцнорма в Орловской области (190 кВт.ч) не способствовала реализации основной задачи – стимулирования энергоэффективного потребления ресурса. Кроме того, первоначально законодатели не учли индексацию соцнормы для некоторых малообеспеченных категорий семей.
Все плюсы и минусы нововведения, выявленные в ходе эксперимента, учтены. Введены дополнительные льготы. Так, для домов и квартир, где живут многодетные семьи, инвалиды, дети-инвалиды и семьи, имеющие в своем составе детей, оставшихся без попечения родителей, установлена повышенная соцнорма с коэффициентом 1,5.
В целом социальная норма должна быть установлена на таком уровне, чтобы способствовать социальной поддержке отдельных категорий граждан, стимулировать рачительное потребление ресурсов, а также оказывать влияние на постепенное сокращение объемов перекрестного субсидирования.