Идеальный пациент – идеальный врач. Кто они?

Наш корреспондент провел в Омске опрос на актуальную “больную” тему

09.03.2011 в 10:14, просмотров: 6879

У омских врачей и пациентов накопилось немало претензий друг к другу. Полечившиеся в больничках омичи регулярно судятся по поводу врачебных ошибок, а медики на интернет-форумах откровенно признаются, что их “уже трясет от пациентов”… В такой непростой обстановке “МК” с помощью опроса попытался создать портреты идеального врача и идеального пациента.

Идеальный пациент – идеальный врач. Кто они?

Мнение пациентов

“Профессионал высочайшего класса”

– Идеальный врач прежде всего профессионал высочайшего класса, – считает руководитель Авторской школы художественной гимнастики Лариса Лебедева. – Кроме знаний, он должен обладать богатейшим опытом, интуицией, оценивать состояние пациента комплексно и предлагать современные, а не устаревшие методики. Еще это очень чуткий, ответственный человек.
Идеальный пациент должен не только четко выполнять требования врача, но и ценить, уважать его. Ведь быть врачом сегодня (да еще за такие зарплаты) – очень тяжелый труд, уникальная миссия. Настоящих специалистов надо беречь!

“Лучшие целители – на небесах”

– Когда я сильно заболела, месяц лежала в больнице с температурой 38,7 и медленно загибалась, – рассказывает омичка Елена Савченко. – Врачом назначили выпускницу вуза, по распоряжению которой меня больше трех недель кололи простеньким препаратом. Брат принес сильнодействующий (которым меня потом вылечили), но врачица спрятала его в шкаф и сказала: “Все будем делать по правилам, сначала самое простое…” Хорошо что с помощью родных я удрала в другое медучреждение, в этом бы точно не выжила. С тех пор точно знаю: идиоткам, которые слепо действуют инструкции, в медицине не место. Пусть трудятся где угодно – в промышленности, торговых организациях, но нельзя допускать их к работе, от которой напрямую зависит жизнь человека! Кто-то скептически улыбнется, но со временем я поверила в помощь небесных покровителей. Когда болеют дети, вприпрыжку несусь в ближайший храм и заказываю молебен Целителю Пантелеймону или Николаю Чудотворцу. Тут же падает температура, удается избежать осложнений.

Что до идеального пациента – наверное, это тот, кто не запускает свои болячки. А если уж прихватило, готов не только глотать таблетки, но и отказаться от вредных привычек.

Мнение юриста

“Идеальный врач должен думать”

– Идеальный врач – тот, который способен думать, оценивая состояние здоровья пациента с помощью лабораторных данных и клинических признаков, – считает руководитель Центра медицинского права Алексей Панов. – Это еще и интерес к пациенту, творческий подход, постоянное повышение квалификации (участие в научно-практических конференциях, подписка на специальные медицинские издания) – все это поможет поставить верный диагноз, назначить эффективное лечение. Обязательно врач должен отслеживать результаты лечения и при необходимости вносить коррективы – заменять лекарства, совершенствовать схему. Важно, чтобы он получал как моральное, так и материальное удовлетворение от своей работы. Не должно быть орущего начальства, постоянных забот о подработках. И если уж речь зашла о материальном, врач обязан информировать пациента обо всех возможностях лечения. К примеру, если в больнице нет кислородной камеры, он не имеет права сказать обморозившемуся парню: “Готовься, отрежем руки”. А должен назвать медучреждение, где имеется позволяющая сохранить конечности аппаратура. К большому сожалению, в своей работе юристы Центра сталкиваются с неидеальными врачами. В основном это “перегоревшие” специалисты – неспособные воспринимать жалобы и нужды пациентов, давать им интерпретацию. Как следствие – врачебные ошибки.

Теперь об идеальном пациенте. Он поддерживает свое здоровье, регулярно проходит диспансеризацию, вовремя обращается к врачам и выполняет их рекомендации. Конечно, все это несбыточные мечты – истина где-то посередине. Жизнь есть жизнь. Но я не вижу препятствий к тому, чтобы врачи и пациенты стремились к идеалу.

Мнение врачей

“Любить свою работу”

Главный врач Омского роддома № 1 Сергей Николаев убежден, что идеальный врач тот, кто очень любит свою работу:

– Тогда все придет – необходимые знания, опыт. Ведь если нет желания помочь человеку, спасти его жизнь, ничего не получится. Многое зависит и от коллектива, который должен ставить интересы пациента на первое место и помогать окончившим медвузы новичкам. Понятно, что у врачей есть семьи, поэтому оплата труда нужна достойная.

А идеальный пациент – тот, который настроен на позитивный результат и доверяет своему врачу. Ведь оптимисты выздоравливают быстрее пессимистов.


“Мои пациенты – как родные дети”

– Будучи настоящим профессионалом, врач еще должен относиться к пациентам как к родным. Так учили нас академики старой гвардии. Поэтому все мои пациенты для меня как родные дети, – говорит хирург областной детской клинической больницы Анатолий Храмов. – Конечно, идеал – это и постоянное повышение квалификации. Я в медицине почти сорок лет, а все учусь. Достаток доктора не должен зависеть от количества принятых пациентов. Сейчас есть нормативы: прием одного человека – 12-15 минут. Разве можно разобраться за это время? Медицина – это искусство, ее так нельзя ограничивать.

Обязательно между врачом и пациентом нужны взаимопонимание, уважение. У всех хватает проблем, все устают, но нельзя же открывать дверь пинком с криком: “Вы все равно меня примете!” Такое я наблюдал, будучи в составе комиссии по рассмотрению жалоб. Очень жаль, что не многие пациенты сегодня строго соблюдают рекомендации врача – непросто даже убедить их заниматься ЛФК. А едва почувствуют себя лучше, тут же начинают самовольно увеличивать нагрузки. В идеале пациенту следует понимать, что нельзя стать здоровым за один день – это постоянная работа над собой.

Личное

Услышав все отзывы, я поняла, что идеал долгие годы был у меня перед глазами. Моя бабушка Эмилия Яковлевна Гергерт работала акушеркой – образование имела фельдшерское, но в деревне ее считали врачом. О том, насколько бабушка оказалась талантлива в своей профессии, вспоминали недавно ее коллеги. В 1940-50-е годы в Азово не было своего хирурга, приходилось вызывать из ближайшей Сосновки. Так вот, бабуля всегда заранее знала, когда во время родов понадобится хирургическое вмешательство, и обеспечивала присутствие специалиста. Все детки появлялись на свет живыми-невредимыми, в полном здравии оставались и их мамы. Прямая в общении с коллегами, бабушка с сочувствием и пониманием относилась к своим пациенткам. Одна из них со слезами сказала: “Знаете, она называла меня Галенькой, меня в жизни всего два человека так называли…”

Когда бабушка была уже на пенсии, ее коллеге понадобилась помощь. Врач, как ни старалась, не могла остановить у роженицы кровотечение и позвонила бабуле домой. Эмилия Яковлевна ответила: “Я так плохо себя чувствую”, но быстро пришла в больницу и отделила послед, пациентка осталась жива.

Таким, наверное, и должен быть идеальный врач – талантливым, с хорошим профессиональным чутьем и по-настоящему добрым.

Как же найти идеального доктора?

По мнению детского хирурга Анатолия Храмова, узнать фамилию идеального доктора очень просто: нужно посидеть рядом с пациентами и послушать, что они о врачах говорят. Это и будет самой правдивой рекламой.

Уважаемые читатели! Вы тоже можете высказать ваше мнение: moskom-omsk@inbox.ru. По адресу редакции ждем отклики.