10 практических советов
1. Начните с оборудования своего рабочего места. Уберите все лишнее, проветрите комнату и приготовьте все необходимое: учебники, дополнительную литературу, пособия, тетради, карандаши, ручки, чистую бумагу.
2. Прежде чем открыть учебник, составьте план подготовки. Допустим, в вашем распоряжении есть 5 дней на подготовку 60 вопросов. Последний, пятый день оставьте для повторения. То есть в день придется готовить по 15 вопросов. Если вы решите, что в состоянии заниматься по 10 часов в день, у вас получится по 40 минут на один вопрос. Теперь распределите все темы по дням так, чтобы на каждый из них приходились как трудные, так и легкие вопросы, четко определите, что именно вы будете изучать сегодня и в какой последовательности. Если заниматься не хочется, в голову лезут посторонние мысли, следует взяться за самые интересные и приятные темы.
3. Не забывайте об отдыхе. 40-минутные занятия лучше всего чередовать с 10-минутными перерывами. Лучший способ отдохнуть от умственной работы – сменить деятельность. Можно, например, сделать зарядку, повисеть на турнике, полить цветы, иногда просто полежать с закрытыми глазами. Худший способ – включить телевизор или болтать по телефону. Через три-четыре часа работы позвольте себе более продолжительный отдых, тогда сил хватит на весь день.
4. Готовиться к экзамену – не значит зубрить учебник наизусть или просто читать все подряд. Приступая к вопросу, неплохо вначале вспомнить все, что вы знаете по нему, записав это на бумаге. И лишь после этого внимательно и медленно прочитайте соответствующий раздел учебника, выделяя главные мысли, и особо отметьте то, что не удалось вспомнить самостоятельно. Просмотрев дополнительные источники, на отдельном листе составьте подробный план, схему или конспект ответа. С их помощью легче будет повторять изученное.
5. В конце каждого дня подготовки проверьте, как вы усвоили материал: вновь по памяти кратко запишите планы всех проработанных вопросов и сверьте их с составленными во время непосредственной подготовки.
6. Если вопросов очень много, а времени мало, можете объединить усилия с кем-то из товарищей. В этом случае поделите все вопросы на двоих. Правда, и ответственность на каждого ляжет двойная – за себя и за товарища. В конце каждого дня запланируйте время для обмена усвоенной информацией. Делается это так. Один из вас, пользуясь своим планом или схемой ответа, рассказывает подготовленный вопрос, а товарищ внимательно слушает, делает для себя необходимые пометки, уточнения. После этого он пересказывает усвоенный материал. Автор подготовленного вопроса слушает, а затем дополняет ответ деталями. Если есть потребность, партнер может пересказать ответ еще раз. Убедившись, что вопрос усвоен обоими, переходите к следующему. Теперь другой начинает отвечать. Таким образом, попеременно рассказывая друг другу проработанные вопросы, вы сразу убьете двух зайцев: усвоите необходимый материал и потренируетесь в устном ответе.
7. Если вы готовитесь в одиночку, полезно отрепетировать хотя бы самые трудные ответы перед зеркалом или с помощью магнитофона.
8. Готовясь к экзамену, никогда не думайте о провале. Наоборот мысленно рисуйте картину триумфа. Если же мысли о провале захватывают настолько, что вы не в состоянии от них избавиться, в крайнем случае позвольте себе додумать их до конца. Представьте самое страшное из того, что может произойти на экзамене. Иногда это позволяет чувствовать себя спокойно, поскольку исчезает неопределенность, а любой, даже не намного лучший результат воспринимается как удача.
9. Накануне экзамена лучше всего заняться повторением. Не повторяйте вопросы по порядку, представьте, будто вы на экзамене. Тяните билет и пытайтесь вспомнить план ответа или перескажите его кому-то из близких или самому себе вслух перед зеркалом.
10. Последний вечер перед экзаменом потратьте на отдых. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы прийти на экзамен отдохнувшим, с ощущением здоровья и сил.
Приемы запоминания
Когда необходимо запомнить большое количество информации, обычные приемы запоминания не всегда помогают. Можно облегчить себе задачу, если задуматься, какой материал вы запоминаете легче: тот, что видите, тот, который слышите, или тот, с которым удается совершить какие-либо действия. Несмотря на то что мы все имеем глаза, уши и способность ощущать информацию и действовать с ней, у каждого из нас есть более надежный или любимый способ запоминания и последующего воспроизведения информации.
Предлагаю сделать маленький эксперимент. Вспомните, что вы изучали на последнем занятии по любимому предмету. Что вспомнилось?
Если вы отчетливо представили запись на доске или в учебнике, легко можете мысленно представить, в какой части листа или доски располагалась та или иная информация, значит, ведущим способом запоминания для вас является зрительный.
Если вы вспомнили голос преподавателя, интонации, с которыми он произносил ту или иную информацию, скорее всего, для вас ведущим является слуховой канал усвоения информации.
Если вспомнились ощущения (легкость, тяжесть, замешательство, удивление) или действия – для вас ведущим будет кинестетический способ усвоения информации.
Как это можно использовать?
Если ваш любимый способ запоминания – зрительный, вам необходимо использовать приемы, которые помогут визуально выделить главную информацию – схемы, таблицы, диаграммы, рисунки, выделение цветом или подчеркивание.
Если ваш наиболее эффективный канал – слуховой, позаботьтесь, чтобы во время запоминания была полная тишина, а материал лучше читать вслух.
Если ведущий канал кинестетический – как можно больше действуйте с запоминаемым материалом. Пишите краткие конспекты, рисуйте схемы.
А еще лучше использовать все способы запоминания: и зрительный, и слуховой, и кинестетический.
ЕГЭ: работа над ошибками
Студенты омских вузов делятся личным опытом, как они в свое время прошли испытание.
Михаил Новиков, студент исторического факультета ОГПУ:
– На мой взгляд, по истории в части “С” были крайне спорные вопросы. Хотя план ЕГЭ подразумевает два направления ответа (часто прямо противоположные), можно вывести как минимум четыре аргументированных направления ответа. Много вопросов, связанных с культурой. Учитывая, что эти темы в школе изучаются на последних уроках в форме сдачи рефератов, ответить на вопрос правильно – сложно. Также замечу, что в части “А” была определенная политизированность вопросов. Например, вопрос:
“Индустриализация привела к...?” Ответы: урбанизация, маргинализация, коллективизация, промышленный рост. Верный ответ необходимо выбрать один, которым оказывается маргинализация…
Готовился я в течение года, два раза в неделю, по полтора часа. Моей ошибкой было то, что я читал перед экзаменом монографии. Сейчас, конечно, этого делать бы не стал. Лучше готовиться по специальной литературе, решая тесты.
Татьяна Быкова, студентка 3-го курса филологического факультета ОмГУ, специальность “Библиотечно-информационная деятельность”:
– Я сдавала ЕГЭ дважды. Первый раз – усиленно занималась в течение всего 11-го класса. На экзаменах переживала так, что коленки тряслись, боялась все перепутать, завалить. Сдала, в принципе, неплохо. Правда, по математике получила “три”. Перепутала клеточки в бланке ответов уровня “А” – просто поторопилась... А через год сдавала ЕГЭ во втором потоке. Страшно уже не было. Хотя не могу сказать, что много готовилась, на каждый экзамен – дня два. Так, основные правила повторила. И как ни странно, сдала намного лучше, чем в первый раз. Правда, математику сдавать больше не решилась.
Честно говоря, поступила туда, куда меньше всего ожидала. Опять же из-за своей невнимательности автоматически проставила галочки напротив всех специальностей факультета, не читая. Но, как говорится, все, что ни делается, – к лучшему!
Татьяна Безлпкина, бывшая студентка ОГПУ, факультет информатики:
– Я сдавала ЕГЭ уже достаточно давно. Ошибок допустила немного. В ЕГЭ по математике были допущены ошибки в части “А”, в основном из-за невнимательности. Где-то вместо минуса поставила плюс, где-то просто перепутала. Подготовка шла около полугода.
Я поступила туда, куда планировала, на специальность учителя информатики с дополнительной специализацией “Менеджмент в образовании”. К сожалению, учителям платят мало… Сегодняшним абитуриентам я бы посоветовала серьезно отнестись к выбору специальности: престижность профессии сейчас не означает ее востребованности в будущем.