О сложной ситуации с гидроузлом на маленькой речушке Максимовке в Большереченском районе, которая впадает в речку Бызовку, в мае нынешнего года в нашу редакцию написали читатели. Они же прислали фотографии, сопроводив их такими словами: «Высылаем вам фото, сделанные в прошедшие выходные на речке Максимовке. Точнее, это то, что от нее осталось… Вдоль береговой линии – погибшая рыба… Сколько ее – даже примерно сказать сложно. Очень много. Дело в том, что на содержание дамбы, благодаря которой в реке была вода, не нашлось средств (говорят, нужно полтора миллиона рублей в год). Ее разрушили, вода ушла, рыба погибла. Местные говорят, что Максимовка их кормила долгие годы. Приезжали сюда из Большеречья и других поселков на рыбалку. Разберитесь в ситуации, напишите… Эту реку, это чудесное место еще можно спасти, если восстановить дамбу. В конце концов, экологии региона нанесен ущерб, и за это, наверное, кто-то должен ответить».
Сказано справедливо. Но если начать разбираться, что называется, с самых истоков, то нужно признаться: разбираться придется не только с тем, что запущено гидрохозяйство отдельно взятого муниципалитета, но и с тем, что оказались невостребованными и пришли в негодность мелиоративные системы в целом. С кого спросить за то, что некогда плодородные земли деградируют, а деревни стареют и умирают?.. Для информации: в области насчитывается более трех сотен различных гидротехнических сооружений. И далеко не все они используются по прямому назначению, ведь поливных угодий осталось не так уж много. Большинство крестьянских хозяйств не может потянуть эту статью расходов.
ЗАО «Дзержинское», последний собственник ГТС, заинтересованный в благотворном влиянии речки Максимовки на окрестные поля, увы, закончило свой путь бесславно. Оно разорилось в 2001 году. Гидроузел в качестве имущества банкрота передали администрации Большереченского района. Надо полагать, местных чиновников в конечном итоге такая прибавка вряд ли обрадовала.
Плановая проверка состояния гидроузла, которую провели в марте 2007 года специалисты управления Росприроднадзора по Омской области и ГО ЧС, показала, что дела на объекте идут не блестяще. Контролирующие органы отмечали отсутствие контрольно-измерительной аппаратуры и декларации безопасности ГТС. «В ходе натурного осмотра, – написано в акте, – установлено, что одна из трех сифонных труб на водовыпуске ранее была надломлена и на момент проверки срезана на расстоянии 3 м от тела плотины. Вследствие неисправности данного водовыпуска произошло частичное разрушение откоса плотины у основания тела. Место разрушения расположено под струей неисправной трубы на водовыпуске». Иными словами, у гидроузла оказалась обломлена одна из выводящих труб. Падая, вода подмывала подошву сооружения. Фактически гидроузел сам себя разрушал.
Комиссия выдала заключение. Администрации района рекомендовали определиться с эксплуатирующей организацией ГТС, провести ее ремонт, а также оформить технический паспорт и декларацию безопасности. Деньги на все, конечно, требовались немалые. Однако речь тогда не шла о тех суммах, которые озвучиваются нынче. По оценкам некоторых специалистов, предстоящий капремонт ГТС может обойтись бюджету более чем в 10 млн рублей.
Стоит ли платить такие деньги за сооружение, которое не востребовано сегодня для нужд народного хозяйства? Представляя всю палитру мнений по этому вопросу, нельзя не сказать, что далеко не все согласны с тем, что рукотворные гидросооружения в нашем регионе следует поддерживать в рабочем состоянии любыми путями. Совсем наоборот: ссылаясь, например, на опыт Соединенных Штатов, некоторые экологи говорят, что разрушение плотин на реках там восстановило баланс в природе. Свою точку зрения по поводу гидроузла на речках Максимовке и Бызовке высказал руководитель комиссии по охране природы ОРО РВО «РГО» Ринад Валитов, побывавший недавно в Большереченском районе с группой кружковцев-географов из Калачинска. Он считает, что восстанавливать гидросооружение с таким большим объемом водохранилища, какой был запланирован изначально, вряд ли стоит. Разумнее деньги не тратить вообще, оставив все, как есть.
Однако с этим мнением не согласны представители Западно-Сибирского управления Ростехнадзора (Новосибирск), чье ведомство последние годы осуществляет контроль и надзор за соблюдением собственниками и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности на ГТС, подобных той, что находится в Большеречье. В ответ на запрос редакции Ростехнадзор так объяснил происходящее: «Собственник ГТС в лице администрации района, ссылаясь на отсутствие финансовых средств, не проводит требуемый капитальный ремонт сооружений гидроузла. Для уменьшения риска аварии и возникновения чрезвычайной ситуации собственник ГТС производит сброс воды из водохранилища через донный водовыпуск для его опорожнения. Данные мероприятия позволяют искусственно обеспечить безопасность ГТС, но приводят к падению уровня воды в ложе водохранилища ниже уровня мертвого объема, его промерзанию в зимний период, в результате чего и происходит, вероятно, замор рыбы». Государственный инспектор Михаил Быков, наблюдавший работу гидроузла в минувший паводок, не сомневается в том, что ГТС нельзя оставлять в теперешнем ее состоянии. Даже если речь не идет о капитальном ремонте, а, наоборот, о ликвидации гидроузла, то в этом случае придется либо восстанавливать прежнее русло реки, либо создавать водохранилище, решая проблему заиливания. А это тоже стоит немалых денег.
Омская межрайонная природоохранная прокуратура, в свою очередь, тоже считает совершенно неоправданной бездеятельность Большереченской администрации в отношении гидроузла. По мнению старшего помощника прокурора Алены Колченко, собственник, в первую очередь, обязан обеспечить безопасность ГТС. Ведь не случайно именно этот объект одним из немногих был взят на контроль управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору как таящий потенциальную угрозу природе и окружающей среде. И эта угроза сохраняется, поскольку с 2009 года ГТС находится в аварийном состоянии.
А что же думает по поводу гидроузла сама администрация муниципалитета? В ноябре 2009 года она приняла решение о демонтаже ГТС. Однако, по информации Ростехнадзора, деньги на ремонт гидроузла в 2012-2013 году все-таки выделят, в рамках федеральной программы финансирования. В дальнейшем большереченцы намерены использовать восстановленную ГТС в рекреационных целях. А потому, откуда возьмутся средства для ежегодного поддержания ее в технически исправном и, главное, безопасном состоянии, пока не известно.