Виктор Тзапташвилли: «Мое кредо? Любовь!»

Артист, хореограф, педагог – о жизни и творчестве

Виктора Тзапташвилли — заслуженного артиста РФ, прекрасного танцовщика, хореографа, педагога, главного балетмейстера театра для детей и молодежи — знают в Омске многие. На любой встрече со зрителями выстраивается очередь за автографом.

Артист, хореограф, педагог – о жизни и творчестве

Спектакли в разных театрах города и России, постановка главных модельных шоу и конкурсов красоты Омска – «Маленькая красавица», «Формула моды», «Русский силуэт», хорео-граф российской сборной по художественной гимнастике, постановщик номеров прославленной гимнастки Ирины Чащиной и так далее. Икона стиля – по мнению модных журналов. Светский человек. Умница и талант. Глава династии. Уверен в себе, смел в суждениях, точен в оценках.

– Виктор Датикович, какое событие культурной жизни в последнее время на вас произвело впечатление?

– Наверное, «Анна Каренина» Сергея Соловьева. Меня устроил абсолютно этот вариант. Получил большое удовольствие. Мне очень понравился Сергей Гармаш. Знал всегда, что он прекрасный актер, но тут он просто меня потряс. Английский фильм с Кирой Найтли еще не смотрел. Говорят, неплох. Люблю телеканал «Культура», смотрю все записи спектаклей. Особенно люблю оперу. От оперы просто улетаю! Из последних увиденных – блестящая «Кармен» театра «Ковент Гарден» с Элиной Гаранча. Это так здорово – в любой момент включить телевизор или видео и смотреть такие волшебные спектакли! И ходить никуда не надо. Вот балет меня как-то разочаровал. Посмотрел на «Культуре» запись «Лебединого озера». Рудольф Нуреев в роли Зигфрида и Марго Фонтейн. Ну зачем они вообще это показали, это просто провокация какая-то… слабый, невыразительный балет. Не порадовал. Зато оперы – пирушные! Жалею, что не смог послушать скрипачей на омском конкурсе Янкелевича. Знаю, что это прекрасный уровень. Надо сказать, филармония – единственное место, практически, где что-то происходит в культурной жизни Омска, какое-то движение, жизнь, обновление. Вот где созидание! Очень радует меня коллектив

«Премьер». Вероника Бартенева и ансамбль «Тарские ворота». Высокий уровень мастерства. Рад был бы поработать с филармонией. Большой потенциал у артистов. Им по плечу многое. Даже мой любимый жанр – мюзикл. Чудесный детский коллектив видел, они играли с «Тарскими воротами». Замечательные у нас ребятишки. Талантливые. А наши дети, те, кто в ТЮЗе заняты в спектаклях, танцуют, например, в «Мухе-цокотухе». Это же обыкновенные дети! А как играют!

– Из трех ваших амплуа – артиста, хореографа, педагога, какое считаете самым важным?

– Педагога, безусловно. Потому что это великое дело – увидеть. Разглядеть талант в ребенке. Никто не видит, а ты увидел эту искру божью. И прорастил зерно. И талант расцвел. Горжусь собой, правда. Увидеть в молодом артисте, даже начинающем и ничего, казалось бы, не обещающем – тоже искусство. Приведу пример. В ТЮЗ пришел молодой парень, актер. И все рвался куда-то в столицу. А я вижу – рано ему в столицу. Не время. Но потенциал есть. Решил схитрить: «Уезжаешь? А тебя режиссер хотел на главную роль взять…» У него прямо лицо вытянулось. Иду к режиссеру. Помогите, говорю. Поддержите меня, поверьте моему опыту – будет из парня толк. Режиссер согласился, спасибо, доверился мне. Попробовали. И удачно! Блеснул парень! И раскрывается с каждым спектаклем все больше и больше, ярче и ярче. Вот ради таких моментов – давай красиво скажем, да? – стоит жить и работать на театре.

– А вы предпочитаете работать с профессиональными танцорами или актерами?

– Пожалуй, не с танцорами. Балетные ведь как – зачастую одна форма. Жест. Движение. А драматический артист – совсем другое дело. Люблю, чтоб все присутствовало – и форма, и содержание. Чтоб было актерское мастерство, душа. А не только жест.

– Все театральные критики единодушно отмечают ваше умение создать именно пластический образ спектакля, придумать хореографическое решение драматической роли. Благодаря этому спектакли с вашим участием как балетмейстера приобретают дополнительную выразительность и просто врезаются в память. Вот, например, «Вор».

– 20 лет спектакль на сцене. Рубанов хороший режиссер. С Борисом Гуревичем – нынешним главным ТЮЗа, мне кажется, мы сработались. Я очень ценю, когда режиссер точно знает, что он хочет. Готов рассказать подробно о своей идее. Четко поставить задачу. Тогда работать одно удовольствие. Благодарен, что меня в 1992 году пригласили в ТЮЗ и дали возможность ставить спектакли как балетмейстеру.

– Хорошо, когда команда работает дружно, Виктор Датикович. А как вы оцениваете конфликт в Большом театре?

– Однозначно судить не могу, у меня недостаточно информации. Не знаю, кто прав, кто виноват. Заметно, что этого парня, Дмитриченко, ведь никто не клеймит, все с пониманием к нему относятся. Вообще скажу – рыба гниет с головы.

– Про творческое кредо хочу спросить…

– Любовь! Любить то, что ты делаешь. Это и просто, и не просто. Режиссерам всегда говорю – любите артиста! И еще. Нельзя останавливаться на достигнутом. Надо все время двигаться вперед! Мне, например, до сих пор все интересно!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру