Омский "Левша" Анатолий Коненко создал шедевр на срезе яблочного зернышка

В августе православные христиане традиционно отмечают Яблочный спас. Известный во всем мире омский художник-миниатюрист Анатолий Коненко создал очередной шедевр, изобразив лик Иисуса Христа на срезе яблочного зернышка. 

Омский "Левша" Анатолий Коненко создал шедевр на срезе яблочного зернышка
Анатолий Коненко получает от своей работы истинное удовольствие. Фото автора.

Размеры его работ исчисляются в миллиметрах, многие из них заняли достойное место в коллекциях знаменитых политиков, звезд кино и шоу-бизнеса. Сибирскому мастеру удалось подковать блоху не хуже легендарного Левши, ему под силу украсить ожерельем бабочку, окольцевать кузнечика или изобразить караван верблюдов на срезе человеческого волоса...

Мы встретились с Анатолием Ивановичем на его постоянно действующей экспозиции в Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля. Предваряя свой рассказ о творчестве, он продемонстрировал миниатюрные книги из лепестков роз со стихами Пушкина, посвященными этому королевскому цветку. Кстати, творчеству Александра Сергеевича художник посвятил более 50 миниатюрных книг, являясь членом Всемирного Пушкинского клуба.

Меня привела в недоумение книга с белой обложкой и чистыми страницами размером не больше пары сантиметров. Оказалось, что это книга с секретом. На ней напечатан текст «Человека-невидимки» Герберта Уэллса, который можно прочесть только при ультрафиолетовом освещении…

Великое в малом

– Анатолий Иванович, почему ваша новая работа выполнена именно на срезе зернышка?

– Если бы я создал просто маленькую иконку, согласитесь, это было бы неинтересно. А раз у нас Яблочный спас, значит необходимо использовать соответствующие материалы. Вот и родилась идея нарисовать лик Спасителя на яблочном зернышке.

– Откуда у вас такой интерес к микромиру?

– Когда я еще учился живописи, думал, что стану обычным художником, буду заниматься гравюрой, но к концу учебы понял, что во мне сильна изобретательная жилка. Я всегда любил физику, химию, поэтому с интересом поступил в институт изобретателей-патентоведов. Оказалось, что существуют целые формулы, по которым можно изобретать. Ты ставишь перед собой задачу сделать, к примеру, новую авторучку, а в итоге получаешь 50 разных авторучек! Когда я закончил институт, то стал художником-изобретателем и понял, что надо искать свой путь в искусстве. Меня тогда привлек не монументализм или традиционная техника, а именно микроискусство. Это были 80-е годы, информации – ноль… Начал я с письма, пробовал, смогу ли нарисовать? Поначалу не получалось. Но спустя годы усилий, появлялись и первые результаты. Я преподавал тогда в строительном техникуме и начал мастерить маленькие макеты старинных зданий. Один из первых – Преображенская церковь в Кижах. Сначала сделал ее большого размера, затем решил попробовать смастерить храм из человеческого волоса. Этот материал послужил стенами, а купола выточил из кедрового ореха. В это же время мои работы заметили журналисты. А затем со мной на контакт вышли медики, которые попросили помочь с созданием инструментов для микрохирургии. Хоть тогда о «нанотехнологиях» никто и не знал, но знаменитый хирург-офтальмолог Святослав Федоров уже успешно практиковал свои уникальные операции на сетчатке глаза.

Фото автора.

– В чем, по-вашему, философия микроискусства?

– Если кратко, то все мы живем в мире макро- и микрореалий, привыкли к творчеству художников, которые выполняют свои работы в традиционных формах. Но микромир, который живет и дышит вокруг нас, мы чаще всего не замечаем. А попробуйте посмотреть картину через увеличительное стекло! Многие спрашивают меня, зачем это нужно? У такой картины действительно нет утилитарной функции, ее ведь не повесишь в качестве украшения на стену. Это в чистом виде искусство – искусство для сознания. Когда смотришь на такую картину, это настолько приятно и необыкновенно… Мы делаем маленькие книги именно для того, чтобы рассматривать и читать их через стекло. В этом особый смак.

Искусство развивается параллельно с развитием науки и техники. Нанотехнологии стали реальностью 21 века. Человек смотрит в микроскоп и видит такую же красоту, как и в мире привычных размеров: невероятную архитектуру природных кристаллов, неповторимый узор крыла бабочки, затейливые рисунки, которые оставляет пыльца или капельки воды. Все в микромире гармонично. Цель художника-миниатюриста показать, насколько прекрасен этот микроуровень нашего мира.

Отдыхаю с микроскопом

– Вас можно назвать новатором. Получается, что вы самостоятельно создали технологию микроживописи…

– Можно сказать, что так. Мастеров в мире единицы. Каждый из них работает, руководствуясь, как правило, своим личным опытом, а профессиональных художников даже среди этих людей нет. Получается, я – один…

– Как чисто технически можно рисовать в таком микропространстве?

– Это доступно лишь под микроскопом. Кисть должна быть другой, движения художника – иными. Чуть дрогнула рука и уже не тот эффект. Поэтому необходимо заниматься медитацией. Это отдельная тема для разговора. Скажу одно, без использования духовных практик у меня ничего бы не получилось. Медитация помогает погасить все чувства, приводит меня в состояние покоя, стабилизирует. Я работаю на нескольких уровнях. В первый день выхожу на простейший, затем опускаюсь ниже и через несколько дней дохожу до максимально возможного микроуровня. Это все равно что спускаться по ступенькам. Работаю порой по 16 часов в сутки.

– Но в таком режиме велика опасность испортить зрение, как выдерживаете?

– Не случайно на производстве специалисты не работают с микроскопом дольше пяти лет. Однако я уверен, если делаешь все правильно, с хорошим освещением и в комфортной атмосфере, то и работа – в удовольствие. Если я чувствую усталость, сразу бросаю и делаю упражнения для глаз. А вообще можно сказать, что сейчас я, наоборот, отдыхаю, работая с микроскопом.

– Расскажите о ваших рекордах.

– Самая маленькая моя книга есть в реестре Книги рекордов России – это гимн нашей страны размером чуть больше полумиллиметра. У меня есть икона Георгия Победоносца размером 1,5x2 мм, или лик Христа, изображенный на срезе макового зернышка размером всего 0,5 мм. Мои картины признаны самыми миниатюрными в мире.

– В чем видите дальнейшее развитие?

– Задача сотворить что-то меньшего размера передо мной уже не стоит. Если только не появится какая-то новая сверхидея, где будет важен микроуровень. Сейчас я предпочитаю делать философские вещи. В ближайшее время мы готовим совместный проект с художником Владимиром Новиковым. Суть в том, что два художника работают над одной картиной. Володя на макроуровне, я – на микро. Часть работы нарисована в привычном размере, а в ней через увеличительное стекло можно рассмотреть другую ипостась.

Ожившие книги

– Как вас принимают за границей?

– С большой выставкой я еще в 90-е бывал в США на конгрессе любителей миниатюрных книг. Там официально объявили, что самая маленькая в мире книга находится в России, в городе Омске, после чего мне выдали сертификат Книги рекордов Гиннеса. Я объездил всю Европу. Но особенно жгучий интерес к моему искусству был в Японии, на выставке ЭКСПО в 2005 году очередь к нашему павильону не кончалась.

– Откуда черпаете вдохновение?

– Во-первых, из книги отзывов и предложений, которую я всегда читаю после выставки. Бывает, что воплощаю в жизнь именно идеи посетителей. Во-вторых, не забываю о каких-то знаменательных событиях и датах. Работаю, как правило, на опережение. К Олимпийским играм в Сочи у меня был готов самый маленький в мире действующий факел, размерами 39 мм, который способен гореть 45 секунд.

– Что еще в творческих планах?

– Я разработал новую конструкцию книг из дерева. На первый взгляд перед вами маленькая чурочка. Берешь ее в руки, а это книга! Страницы из натуральной древесины, они неровные, фактурные, кое-где проскакивают сучки. И вся эта изумительная природная красота обыгрывается текстом. На переплете может торчать веточка или керамическая инкрустация. Книга словно оживает…

Еще одно направление миниатюрных книг, которым я сейчас занимаюсь, это «Омск – птица счастья». Книга уже готова и скоро увидит свет. Деревянная обложка, на которой изображена резная птица в традициях архангельских мастеров, очень украшает ее. Это книга-птица, в которой текст про Омск. Птица будто бы накрывает своими крыльями наш город и станет оригинальным подарком к любому празднику.

– Не было мысли переехать за рубеж?

– Предложений хватало. Хотел бы уехать, давно уехал. Но я слишком много знаю как в философском, так и в историческом плане, поэтому считаю, что здесь и сейчас я нужнее. Объяснить это сложно. Могу только сказать, что пока я живу в Омске и никуда не собираюсь.

– Случались ли с вами чудеса?

– Бывало, и не раз. Например, с этой работой… – художник указывает на ограненный прямоугольный рубин, в сердцевине которого выгравирован образ склонившей лицо Девы Марии. – Я как-то раз экспериментировал в поисках технологий обработки рубина алмазом, искал новые инструменты для гравировки. Девичий образ получился сам собой, по наитию. Позже я тоже совершенно случайно попал в Ачаирский женский монастырь, где мы разговорились с батюшкой. Священник поведал мне, что, когда храм еще строился, в его стенах люди наблюдали видение Огневидной Божией Матери. Когда он спросил меня, чем я занимаюсь, я отыскал в кармане кусочек рубина, который, кстати, называют «огненный камень», с женским изображением и показал ему. Священник тотчас узнал в нем облик той самой Огневидной Божией Матери. После чего я сделал для монастыря икону и привез им в подарок. Это разве не чудо?.. 

Справка "МК": Анатолий Иванович Коненко, художник-микроминиатюрист, профессор РАЕ, заслуженный деятель культуры Омской области, член Союза художников России, главный эксперт Книги рекордов России, признан Мировой академией рекордов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру