Будущее онкологии – за генетическими исследованиями

Какие методики помогут победить рак?

О том, что онкологическое заболевание сегодня не является приговором и с ним можно жить, говорят многие специалисты. Передовые методики, современные препараты, высокая квалификация врачей-онкологов нередко позволяют полностью излечить пациента. Но одним из важнейших условий выздоровления онкобольного является ранняя диагностика. По статистике, при выявлении опухоли на первой стадии, пятилетняя выживаемость составляет 90-95%, а после преодоления этого рубежа риск рецидива сведен к нулю.

Какие методики помогут победить рак?

О том, какие формы рака встречаются чаще всего в нашем регионе, как вовремя обнаружить и можно ли предотвратить возникновение опухолей – наш разговор с главным врачом Клинического онкологического диспансера Дмитрием Вьюшковым.

«Хочу знать, что все в порядке»

– Дмитрий Михайлович, какие виды онкологических заболеваний наиболее распространены на территории Омской области?

– У женщин лидирующие позиции занимает рак молочной железы: это более 20% всех злокачественных новообразований, выявленных у этой категории. Лечение сложное, но онкология неплохо продвинулась в этом вопросе. Чаще всего снижение смертности от рака молочной железы обусловлено новыми препаратами и формами лечения. Но мы все равно должны говорить о выявлении опухолей на ранних стадиях. Для диагностики рака молочной железы используем маммографию. Проводим ее женщинам, начиная с 40-летнего возраста раз в два года. Это не 100%-й метод диагностики, но других вариантов нет. 

У мужчин на первом месте стоит заболеваемость раком легкого: ежегодно выявляется больше тысячи человек с этим злокачественным новообразованием. Для нашего региона это очень большая цифра. Сегодня рак легкого практически всегда лечится хирургическим путем. Если это первая или вторая стадия, то операции достаточно, и пациенты живут довольно долго. На запущенных стадиях продолжительность жизни небольшая, но мы делаем все возможное, чтобы максимально продлить ее. Хирургическое лечение дополняем другими методами: химиотерапией или лучевой терапией. К сожалению, диагностика рака легкого во всем мире оставляет желать лучшего: пациенты с ранними стадиями попадают к нам редко. Но альтернативы флюорографии на сегодняшний день нет. А без нее мы бы вообще не имели первых и вторых стадий.

Еще одно существенное заболевание у мужчин – это рак предстательной железы. Из года в год оно занимает 2-3 место в структуре заболеваемости. Здесь также есть скрининговые программы – проводим плановые исследования мужчин старше 50 лет. Верхней возрастной планки сейчас нет, однако мы задумываемся о том, чтобы установить ее. Если небольшая опухоль предстательной железы обнаружена у человека 80-ти лет, то лечить ее не нужно. Скорость ее развития настолько низкая, что человек за оставшийся период своей жизни не получит даже никаких симптомов.

– Сколько же времени нужно болезни, чтобы развиться? 

– В среднем период удвоения массы опухоли составляет сто дней. Есть опухоли, особенно это касается рака молочной железы, у которых масса увеличивается в два раза только за двести дней. А для того, чтобы вырастить опухоль размером 1 куб. см, нужно около 30-ти удвоений. То есть это достаточно долгий процесс. Доказано, что если рак выявлен у пациентки в 70 лет, то первичные клеточные изменения возникли 15-20 лет назад. Только проблема в том, что выявить их тогда было невозможно. Проявления симптомов на ранних стадиях нет. Я недавно оперировал пациента с первой стадией рака желудка, у него появились боли, но сейчас мы понимаем, что это не связано с опухолью, симптомы вызвала другая болезнь. Это крайне редкая находка. Поэтому мы и нацелены на то, чтобы проводить диагностику тогда, когда у человека ничего не болит. Сегодня выявлять рак на ранних стадиях позволяют обычные смотровые кабинеты. Население не должно относиться к этому формально. В смотровом кабинете можно выявить рак кожи, полости рта, предстательной железы, шейки матки – перечень достаточно широк. 

– А можно ли предупредить возникновение рака?

– Вообще профилактика злокачественных новообразований – практически невыполнимая на сегодняшний день задача. Нужно искать причины, а они пока не доказаны. Считается, что на те или другие формы рака влияют курение, фастфуд, излишнее употребление соленой пищи. Считается, что к снижению рака желудка привело то, что люди стали делать меньше консервированных заготовок в домашних условиях. Также ученые подсчитали, что употребление определенного количества чашек кофе в день влияет на рак молочной железы. Но мы не можем давать такие рекомендации населению. Первичная профилактика возможна, пожалуй, только рака шейки матки, где точно доказана причина – папилломавирус человека.  

– Часто ли омичи сами обращаются к вам, чтобы пройти обследования?  

– К сожалению, не часто. Но сегодня таких людей становится все больше. Они приходят и говорят: хочу знать, что у меня все в порядке. Нередко таким омичам выполняются исследования, которые не входят в базовую программу. Например, компьютерная томография. Я думаю, что эта тенденция сохранится, и число людей, заботящихся о своем здоровье, будет расти. 

Кибер-нож на смену хирургии

– Дмитрий Михайлович в новогоднем выпуске хотелось бы подвести итоги года. Какие достижения можно отметить в работе онкологического диспансера?

– Одни год – слишком малый период для онкологии, чтобы говорить о глобальных переменах. Мы мыслим другими временными категориями. Однако, некоторые изменения все же произошли. Во-первых, нам удалось усовершенствовать информационную систему. Это серьезная сертифицированная программа, позволяющая наблюдать за всеми онкологическими больными на территории Омской области вне зависимости от расстояния. На сегодняшний день  мы обеспечили контакты практически со всеми медицинскими учреждениями города и области. В этом отношении нам сильно помогает региональное министерство здравоохранения, обеспечивая ведомственной сетью передачи информации, защищенными каналами. Ведь речь идет о личных данных пациентов, уровень защиты должен быть максимальным. 

– Сегодня довольно часто можно слышать о появлении новых методик для борьбы с раком. Произошли ли какие-то изменения в этом направлении? 

– В этом году мы стали использовать вновь разработанные препараты. В основном это таргетная, или нацеленная терапия. Проводим генетические исследования и находим точную мишень для применения лекарства. Конечно, сама по себе таргетная терапия не нова: у нас эту помощь получают порядка 150 пациентов. Однако с каждым годом появляются новые, более совершенные препараты. Они достаточно дорогие, но министерство находит финансирование на эти цели. Пока такое лечение получают единицы пациентов. Но мы уже получили определенные результаты, у большинства препаратов есть перспективы.  

В этом году мы вплотную занимались вопросами лучевой терапии: это касается стереотаксической терапии и хирургии. Данная методика позволяет за 1-2 сеанса подвести к опухоли максимальную дозу облучения практически без побочных эффектов для окружающих тканей. Фактически это то, что принято называть кибер-ножом. В данном случае лучевая терапия по результативности приближается к хирургическому методу.

– Но хирургическая помощь по-прежнему востребована?

– Сегодня хирургия остается основным методом. В среднем в год мы проводим больше восьми тысяч крупных операций. Применяем эндоскопическую хирургию для лечения рака легкого, рака толстой кишки, почки. При этом сегодня наши хирурги-урологи способны выполнять удаление не только целой почки, что технически намного легче, но и части. Почка – очень кровоснабжаемый орган, при пересечении возникает обильное кровотечение, поэтому данная операция требует большой осторожности и опыта. Но даже будучи хирургом, я точно знаю, что мы будем уходить от хирургических методов. На мой взгляд, будущее онкологии – за генетическими исследованиями. Если правильно влиять на геном человека, на базовые механизмы клеточной трансформации, можно будет достигать колоссальных результатов. 

– Можем ли мы говорить об улучшении доступности онкологической помощи населению?

– В этом году мы осуществили много мероприятий для повышения доступности помощи. В первую очередь, это касается работы поликлиники. Сейчас вносятся изменения в работу рентгенологической службы. Потребность в банальном аналоговом рентгенологическом изображении стала минимальна. А необходимость выполнения компьютерной и магнитно-резонансной томографии, напротив, растет. Если раньше в неделю выполнялось 50-60 исследований, то сегодня их больше 100. В ближайшее время планируем выйти на 200. 

– Врачи онкологического диспансера постоянно повышают свою квалификацию, участвуя в различных конференциях. Удалось приобрести ценный опыт в этом году?

– Наши доктора имеют очень высокий уровень. Они проходят серьезную подготовку еще на этапе клинической ординатуры. Сегодня в коллективе трудятся более 200 докторов, большая часть имеет высшую квалификационную категорию. Мы относительно редко встречающаяся организация, в штате которой работают детские онкологи – это филигранная профессия, требующая очень долгого обучения. Профиль нашего учреждения обязывает постоянно повышать квалификацию. Доктора участвуют в большом количестве конференций. В ноябре в Москве проходил XX Российский онкологический конгресс, на котором собралось больше пяти тысяч участников. Участвуем в крупных съездах онкологов России, стран СНГ. Кроме того, у нас работает так называемый российско-французский инновационный центр. К нам приезжают коллеги из Страсбургского университета, делятся своими наработками. В этом году туда на обучение поехал молодой радиолог, перенимать опыт клиники Страсбургского университета. Это позволяет нам внедрять передовые технологии в лечении и диагностике. Я думаю, мы будем и дальше поддерживать эти традиции.

 

Уважаемые коллеги!

От всей души хочу поздравить Вас с наступающим новым годом! Людям, которые посвятили себя медицине, приходится работать по 12 часов в сутки, ежедневно пребывать в напряженном ритме. Искренне надеюсь, что Вы никогда не будете останавливаться на достигнутом и сохраните интерес к выбранной профессии. Пока у Вас есть огонек в глазах, желание помогать людям, мы будем идти дальше и развивать общее дело. Желаю крепкого здоровья, счастья, домашнего тепла и уюта. Пусть в новом году сбудутся все Ваши мечты!

С уважением, Дмитрий Михайлович Вьюшков, кандидат медицинских наук, главный врач БУЗОО «Омский клинический онкологический диспансер»

 

 

БУЗОО «Клинический онкологический диспансер»

Адрес: г. Омск, ул. Завертяева, 9 к. 1

Тел.: (3812) 60–17–60, 60–18–89, 60–18–12

www.buzookod.ru

 

НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ. ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ.

На правах рекламы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 14 декабря 2016

Заголовок в газете: Будущее онкологии – за генетическими исследованиями

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру