Нищие профессионалы с большим опытом работы: кого ищут омские работодатели

Можно ли найти в городе миллионнике работу по специальности?

Практика показывает: работу найти реально, а вот удастся ли при этом заработать на жизнь – неизвестно. Городу нужны нищие профессионалы с отличными навыками. «Сотрудник мечты» – с несколькими высшими образованиями, опытом в нужной сфере не менее 3-5 лет, без детей, семьи и вредных привычек, готовый исполнять пожелания начальства 24 часа в сутки. Примерно за 8-9 тысяч в месяц. Студентов, людей пенсионного возраста и молодых родителей работодатели Омска не очень-то жалуют. 

Можно ли найти в городе миллионнике работу по специальности?

О том, какая работа есть в городе и каких зарплат ждать омичам, «МК» в Омске» побеседовал с Олесей Кайль, заместителем начальника Главного управления государственной службы занятости населения Омской области.

– К нам обращаются и студенты, которые ищут работу в свободное время, и пенсионеры, и люди, которые только что потеряли работу, и люди, которые длительно не работают. Многие не имеют профессионального образования, только 9-11 классов. Если взять в разрезе зарегистрированных безработных на 1 июля, то типичный портрет – это мужчина, от 30 до 50 лет, проживает в сельской местности, имеет приличный опыт работы и средне-профессиональное образование. Эти люди ищут работу с полной занятостью, от 15 тысяч рублей. В этом году больше обращений стало именно от мужчин, – говорит Олеся Кайль.  

Если человек обращается в органы службы занятости в первый месяц после того, как потерял работу, он активно рассматривает вакансии службы, сам ищет варианты. Готов к любым собеседованиям, посещает работодателей. Те, кто уже месяца три побыл в статусе безработного, переоценивают свои возможности, переписывают резюме:

– Первое время многие соискатели берут шаблон резюме и бегут с ним ко всем работодателям. Потом приходится менять этот шаблон, – рассказывает Кайль. – А если человек больше полугода пробыл в статусе безработного, он испытывает спад, оправдывается: возраст не тот, образование не то. Опускаются руки, и отсутствие работы уже устраивает, не хочется менять жизнь. Он и себя уже не так презентует, и не интересует работодателя в том виде, в котором пребывает. Длительно неработающие соискатели работодателей мало интересуют: профессиональные качества теряются. На этом этапе подключаются наши специалисты-профконсультанты.

На втором месте после обращений по вопросам подбора подходящей работы у жителей – получение профессионального образования, переподготовка или повышение квалификации. В службе занятости можно выучиться на специальности, связанные со строительной отраслью (стропальщик, газоэлектросварщик), получить квалификацию продавца-кассира, повара или кондитера.

– Это возможности для тех, кто не может реализоваться по полученной специальности. На сегодня нельзя выделить конкретные сферы, в которых сложно устроиться. Если раньше мы говорили, что у нас много юристов или экономистов, то сейчас такого преобладания нет. 

Выжить на 9,5 тысяч

– По статистике службы занятости, строительство по уровню заработной платы находится на первом месте, заработная плата составляет немногим больше 40 тысяч, затем – административная деятельность, с оплатой труда в размере около 35 тысяч. На третьем месте – добыча полезных ископаемых, 26 700 рублей. В остальных сферах средняя заработная плата находится в интервале от 9,5 до 19 тысяч рублей. Самая низкая зарплата отмечена в организациях культуры, спорта, досуга и развлечений. К примеру, в учреждениях образования – 10 900 рублей. Резких скачков в зарплатах не наблюдается, сферы не меняются. В кризисные для строительства годы зарплата остается на том же уровне, но заявляется меньше вакансий. А вот в бюджетной сфере – образовании и культуре – всегда низкая зарплата – поясняет Кайль. Она подчеркивает, что современному работодателю, несмотря на низкий уровень предлагаемых зарплат, угодить непросто: 

– Сегодня работодатели очень требовательны к соискателям: и к профессиональному опыту, и ко всем компетенциям. Подбор на вакансии идет сложно – уровень зарплаты не соотносится с объемом работы и требованиями работодателя. Требования очень высокие, даже на простых вакансиях. Тут помогает профессиональная переподготовка. 

Серой зарплаты не бывает

Взаимодействие службы занятости с работодателем строится на нормативной базе. Основной документ – закон «О занятости». В соответствии со статьей 25, все работодатели, действующие на территории РФ, обязаны предоставлять сведения о вакантных рабочих местах в органы службы занятости.

– Заявить о вакансии работодатель может в течение трех дней после ее появления. А мы уже осуществляем набор. Недобропорядочным работодателям, не заявляющим вакансии, грозит административная ответственность. Только в этом году вынесено 38 предупреждений и штрафов. Всего же за январь-июль 2017 года от работодателей поступило более 50 тысяч вакансий, – говорит Кайль. – Те же вакансии, которые публикуются на HeadHunter или Работа.ру, поступают и в службу занятости. И если там гражданин должен будет нести определенные финансовые потери, то у нас все бесплатно: и контактные данные, и сведения о работодателях. 

Тем не менее, далеко не все предложения, размещенные на ресурсах типа HeadHunter, можно найти в банке вакансий региональной службы занятости. Вероятно, многие работодатели не пользуются услугами государственной службы, поскольку найти нужные кадры проще самостоятельно, через активный «хантинг» потенциальных сотрудников, чем ждать, пока кто-то придет «по направлению».

Судьба соискателя, направленного отсюда к работодателю, находится под контролем специалистов службы:

– Должны соблюдаться все нормы трудового права – официальное трудоустройство, все гарантии. При трудоустройстве по направлению мы получаем копию трудового договора, копию трудовой книжки. Видим, что отношения оформлены. Черной или серой зарплаты быть не может, – уверена Олеся Кайль.  

Как формируется пособие по безработице

На территории Омской области, с учетом районного коэффициента, минимальный размер пособия составляет 977,5, а максимальный – 5635 рублей, эти цифры устанавливаются на уровне РФ. Вообще размер пособия рассчитывается индивидуально и зависит от периода безработицы человека до момента обращения в органы службы занятости: если за год до обращения у со-искателя есть более 26 недель оплачиваемой работы, то ему назначается размер пособия исходя из заработной платы, но не больше 5635 рублей. А если нет 26 недель работы – то безработный получает 977,5 в месяц.

– Если органы занятости в течение 11 дней не нашли соискателю подходящую работу, принимается решение о признании его безработным и назначении пособия по безработице. Для этого соискателю потребуются паспорт, трудовая книжка (или трудовой договор), документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию (дипломы), справка о средней зарплате по последнему месту работы, – говорит замначальника центра занятости. – При определении подходящей работы мы учитываем уровень заработка по последнему месту работы, опыт работы, уровень и сферу имеющегося образования, а также транспортную доступность. Эти моменты являются определяющими при подборе работы. Возвращаются в центр занятости те, кто работает сезонно. Еще есть граждане, которые обращаются по алиментам: сумма, удерживаемая из пособия, совсем другая, нежели при получении заработной платы. Сложно устроиться мамам, которые воспитывают малолетних детей. Работодатели всегда обращают на это внимание: больничные, поликлиники, уйти в детский сад пораньше и так далее. Это связано и с профессиональными качествами: за время декретного отпуска женщина теряет профнавыки. У нас есть целый ряд мероприятий для таких женщин, связанный с профессиональным обучением, повышением квалификации, переподготовкой. Как правило, они проходят в канун выхода из декретного отпуска. 

По словам Олеси Кайль, отказ работодателя в трудоустройстве может быть связан только с профессиональными качествами. Так, недавняя история с отказом в трудоустройстве многодетной матери из-за якобы большого расстояния между домом и работой – является прямым нарушением.

– Отказ в связи с тем, что соискатель не подходит по полу или возрасту, может быть обжалован. Это дискриминация, нарушение, и с ним можно обратиться в трудовую инспекцию, – добавляет Кайль. 

Молодежь покидает Омск

– Те выпускники вузов, которые обращаются в службу занятости, себя самостоятельно не реализовали на рынке труда. Мы пытаемся найти им работу по профилю. Столько времени получать профессиональное образование – это, извините, важно. У нас есть целое направление – стажировка выпускников. При заключении договора с центром занятости работодателю компенсируется заработная плата, при условии заключения трудовых отношений на определенный срок. За это время у выпускника есть возможность себя зарекомендовать. 90% выпускников закрепляются на этих рабочих местах, либо по этой же специальности переходят к другому работодателю, – рассказывает Кайль. По ее словам, есть и те, кто уезжает из Омска в другие регионы, чтобы реализоваться там. Они сталкиваются с теми же требованиями и теми же заработными платами, добавляется только оплата съемной квартиры. Как показывает статистика, многие «поуехавшие» уже вернулись в родной город. 

«Убить дракона», чтобы встать на учет

По наблюдениям «МК» в Омске» вакансии, размещаемые на сайтах, заметно отличаются от того, что можно найти в омской службе занятости. К примеру, такие сферы как реклама, маркетинг и PR, искусство и масс-медиа представлены довольно ограниченно. Многие хорошо оплачиваемые предложения работы с интернет-банков вакансий до службы занятости просто не доходят. Впрочем, есть и довольно серьезный плюс: здесь соискатель может быть уверен, что будущий работодатель не обманет с трудовым договором и не «кинет на деньги». «МК» в Омске» обратился к омичам, которые имели опыт взаимодействия с региональной службой занятости, попросив прокомментировать впечатления от общения и полученные поддержку и пользу. 

Наталья, 29 лет, социолог:

– Обращалась в службу занятости несколько раз, почти всегда, когда увольнялась. Это обусловлено и тем, что у меня мама там работала. Она рассказала обо всех прелестях пособий. Шла туда за выплатами. Веры в то, что найду там работу, не было. В первый раз обалденно помогли: почти сразу после университета где-то в августе или начале сентября я встала на учет, и началась программа стажировки для молодых специалистов. Меня взяли социологом в «Ориентир», и это была суперпрактика: я провела большое исследование самостоятельно, на 500 или 700 респондентов, делала аналитические отчеты, подсчеты… Показала себя хорошо и продолжила там работать. Второй раз служба занятости очень сильно помогла совсем недавно, в 2016 году. Тогда пришла за любой работой, хоть уборщицей, лишь бы поближе к дому, чтобы не тратить деньги на проезд. Стала делопроизводителем, и в итоге моя зарплата была даже больше, чем потом в институте. На учет вставала с исключительно денежной целью, но в итоге получила помощь и по работе. 

Лиза, 25 лет, дизайнер:

– Впервые пришла в службу занятости сразу после окончания института. Предложений от них не было, а если были, то не по профессии. Для того, чтобы встать на учет, пришлось «убить дракона»: огромные очереди, куча документов с нюансами, которые узнаешь только на встрече со специалистом. Для выпускников без опыта работы там была очень маленькая компенсация, меньше 1000 рублей, точно не скажу. 

Во второй раз пришла в 2016 году, уже с опытом работы и нормальным уровнем зарплаты. Поэтому компенсация мне была максимально возможная, кажется, 5800. Предложений не было. В поиске работы по моей специальности (дизайн среды) служба занятости оказалась практически бесполезной. Вставать на учет надо, преодолевая бюрократические проволочки. Но я туда обращалась в первую очередь за деньгами, и этим они меня выручали.

Полина, 34 года, журналист:

– Я с 14 лет дружила со службой занятости. Сначала пробовала работать на общественных работах для подростков, но мне не очень там понравилось. Три дня отработала и ушла. Мыли окна в Нежинском геронтологическом центре, потом перебирали гнилую морковку и картошку в холодном сыром овощехранилище. И за это полагалась довольно скромная зарплата в 400 рублей, кажется. За все лето.

После школы училась на курсах секретаря и делопроизводителя от службы занятости. Очень хорошие, еще и со стипендией. Потом ушла в СМИ и по полученной профессии не работала ни разу. Работу пробовала искать, но, как правило, это были формальные поиски для получения пособия. Ходишь с анкеткой от центра занятости по кадровым службам, ставят штампики, мол, отказано, и после пяти или десяти попыток тебя признают безработным и платят пособие. Интересных вакансий в их базе действительно немного. Как правило, это бюджетные организации, либо рабочие специальности. Креативному классу там делать нечего.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 2 августа 2017

Заголовок в газете: Город трудоголиков

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру