Какой-то неправильный бетон...
АЖС – Агентство Жилищного Строительства – учреждение под эгидой правительства Омской области. Именно эта организация ответственна за уже знаменитую новостройку на улице Мишина, 8 в районе Московки-2.
Дом специально строился для бюджетных работников, стоящих в очередях на жилье. Для кого-то это был единственный шанс получить собственные квадратные метры. На покупку квартир в этом доме власти выделили беспроцентные займы.
– Такая реклама шла, что все под эгидой правительства, все мы сделаем, мы о вас заботимся, – говорит один из организаторов пикета Сергей Черкасов.
Будущим собственникам обещали удобные планировки, современный дизайн, школу, детский сад и игровые площадки рядом с домом.
Но вся схема уже в самом начале вызывала вопросы у граждан. При подписании договоров дольщики должны были перечислить часть денег застройщику – АЖС, а другую часть на счет инвестора – Фонда «Жилище».
– Мы платили, грубо говоря, 1 миллион 700 тысяч в АЖС, а порядка 700 тысяч в Фонд «Жилище». За что – непонятно. Фонд организован тоже правительством Омской области.
Дом планировалось сдать еще в 2014, но за это время стройку «замораживали» пять раз, а сроки сдачи и вовсе около восьми раз.
– Я жду квартиру уже 11 лет. До этого семь лет я стояла в очереди, – делится Елена Берзина.
Застройщики менялись, как перчатки. Последней компанией, выигравшей аукцион на продолжение работы, стала «СибЦентроСтрой». Но и она долго не продержалась на объекте: экспертиза выявила, что здание в аварийном состоянии. Компания ждала деньги от властей, чтобы восстановить здание, но не дождалась и разорвала контракт. Согласно заключению экспертов, необходимо усилить несущие колонны, плиты перекрытия и наружные стены – то есть почти все здание целиком. Как оказалось, в конструкциях была использована неправильная марка бетона, и здание вообще может рухнуть в любой момент.
– Когда у колонн воздухом выдували мусор, выдули вместе с ним часть бетона, – рассказывает Сергей Черкасов.
По словам пикетирующих, фактически дом не признан аварийным. Комиссия не подписала документы, ибо придется наказывать виновных, чего, конечно, делать не будут.
1 ноября прошло расширенное заседание в минстрое, где вице-губернатор Новоселов сказал, что здание, по-хорошему, вообще бы снести и строить заново.
Быть или не быть АЖС?
Вся схема разрушилась, как карточный домик. АЖС в данный момент находится в стадии ликвидации. В связи с этим все выплаты были прекращены. Экс-губернатор Назаров перед отставкой принял решение о закрытии учреждения, хотя еще в июле обещал дольщикам лично вручить ключи от квартир. АЖС подлежит ликвидации в 2025 году, а Фонд «Жилище», в который дольщики вложили порядка 700 тысяч каждый, вовсе обанкротилось. Если вложенные в АЖС деньги омичи еще планируют вернуть, то средства из «Жилища» получить они уже не надеются.
– Нам сказали, что если АЖС ликвидируют, то «рублей по 500 получите», – делится Сергей Черкасов.
Сейчас у дольщиков главная цель – узнать у врио Александра Буркова, будет ли АЖС в итоге ликвидировано или все же найдутся пути решения проблемы.
– Мы хотим, чтобы нам вернули деньги, те, что мы вложили. Либо предоставили нам равноценное жилье, – требуют дольщики.
В суд на АЖС омичи начали подавать еще в 2014. У каждого дольщика на руках уже как минимум три решения суда в их пользу, но платить им никто не собирается.
– Самое свежее – в июле пришло письмо, что 23 августа состоится суд. Потом через неделю после решения суда пришло, что нам должны выплатить по 52 тысячи, то есть 104 тысячи и 23 тысячи за судебные издержки, – говорят супруги Гринченко. – Естественно, ни копейки мы не получили.
– Когда мой муж был в АЖС, – рассказывает Елена Берзина, дольщица, – ему сказали: «Деньги у нас есть, но если мы начнем выплачивать неустойки, то достраивать дом не на что будет».
Но сейчас дом не достраивают и неустойки тоже не выплачивают, несмотря на судебные постановления. Время здесь играет не на руку – сейчас несущие стены дома на Московке-2 стоят на подпорках, и он может разрушиться в любой момент.
Тем временем 8 ноября ожидается заседание в правительстве области во главе с врио губернатора Бурковым по вопросу судьбы АЖС. На следующий день – встреча дольщиков с заместителем Буркова – Новоселовым.
– Хотелось бы, конечно, встретиться и с губернатором тоже, – говорит Сергей Черкасов.
Пикетируют дольщики уже не впервые. У одного только областного правительства – пять раз, также на Театральной площади, у Главпочтамта и у Пушкинской библиотеки.
– В этот раз мы будем стоять до последнего, – заявляют дольщики, – и всерьез готовы объявить голодовку, если не будет какого-то движения.
Мнение эксперта
Владимир Стрельцов, министр строительства и ЖКХ Омской области:
– Мы несем за это ответственность. Люди на улице не останутся. Их отчаяние понятно, они не первый год ждут свое жилье. Там были грубые нарушения в части строительства. Подвели подрядчики, к сожалению, от этого никто не застрахован: ни власть, ни бизнес. Агентство жилищного строительства (АЖС) вовремя не проконтролировало качество строительства. Руководитель агентства Андрей Котов наказан, он в колонии. Но я понимаю, что дольщикам не легче от того, что кого-то посадили…
Вопрос сейчас на контроле у врио губернатора Александра Леонидовича Буркова. Главное для нас – безопасность людей. Поэтому на сегодняшний день мы приостановили все работы на объекте. Там сейчас экспертная группа, которая оценивает состояние дома.
Есть три варианта решения. Первый – сделать качественный проект и выполнить усиление конструкции дома. Тогда в следующем году его реально достроить. И дом, как положено, пройдет государственную экспертизу. Второй вариант – расселить пострадавших в те дома, которые мы сейчас строим через фонд «Жилище». Три из них будут сданы в ближайшие месяцы, и свободные квартиры там есть. Последний вариант – постараться определить правовой механизм и изыскать средства, чтобы вернуть их людям. Но ситуацию с региональным бюджетом все мы знаем. Окончательное решение по судьбе дома на Мишина, 8 примет глава региона. На 8 ноября назначено совещание под его председательством.
С фондом «Жилище» сложилась сложная ситуация. Корнями она уходит далеко в историю. За годы накопилось 308 миллионов «дебиторки»: эти деньги заплатили подрядчикам, а они не выполнили работы и обанкротились. Потерянных фондом денег хватило бы, чтобы достроить все его дома.
Мы столкнулись не просто с последствиями неграмотного руководства, а с преднамеренным банкротством. И поставили органы прокуратуры в известность по этому поводу. Сейчас мы тесно взаимодействуем, прокуратура оказывает нам помощь.
Разбираемся с тем «наследством», которое досталось, наводим порядок. Прилагаем огромные усилия, чтобы не допустить банкротства фонда. По решению суда до 15 января 2018 года он в стадии наблюдения. Рассчитываем, что нам удастся ее продлить и со временем выйти на финансовое оздоровление. Сейчас многое зависит от позиции кредиторов. Основной кредитор – застройщик по двум домам. Мы с ним плотно работаем, он идет навстречу, есть надежда, что не станет требовать банкротства.