Омские сироты стали подопечными министров

В регионе стартовал проект «Наставники: не рядом, а вместе!»

После выпуска из детских домов дети попадают в незнакомый для них мир – с острой необходимостью в новых жизненных ценностях и ориентирах, но традиционное постинтернатное сопровождение далеко не всегда может помочь им быстро приспособиться к новым условиям. Здесь на помощь и приходит наставничество - программа адаптации, которая позволит решить многие социальные и образовательные проблемы. Уникальность омского проекта заключается в том, что наставниками сирот станут региональные министры. 

В регионе стартовал проект «Наставники: не рядом, а вместе!»
Подопечная Татьяна Долгушина со своим наставником Яной Старухиной, заместителем министра имущественных отношений Омской области

В лучших традициях

Проект «Наставники: не рядом, а вместе!» получил поддержку президента России Владимира Путина еще в 2015 году. По словам координатора Татьяны Жикиной, эксперты Агентства стратегических инициатив адаптировали для России чилийский проект фонда Belen Educa, где в роли наставников детей выступили чилийские бизнесмены и представители власти. Омская область стала четвертым в РФ регионом после Московской, Тульской области и Ханты-Мансийского автономного  округа, где запустили эту программу. Уникальность российского проекта состоит в том, что в роли наставников в нем выступают первые лица региона: министр образования Татьяна Дернова, министр труда и социального развития Владимир Куприянов, министр имущественных отношений Борис Смольников, министр культуры Юрий Трофимов и другие. Всего в проекте участвуют 14 наставников. В роли подопечных воспитанники детских домов и выпускники казенных учреждений от 15 до 20 лет. К каждой паре «наставник-подопечный» дополнительно прикреплен тьютор – специалист, прошедший необходимое обучение по программе проекта. 

– Это колоссальный опыт для меня, – признается Александр Карев, выпускник Исилькульского детского дома им. М.А. Руденка. – Эти знания, умения, навыки я не смог бы получить ни при каких других обстоятельствах. Я благодарен за шанс, который мне представился и постараюсь максимально выложиться в этом проекте. 

Гляжусь в тебя, как в зеркало

Наставники к подопечным выбирались не случайно, а с помощью психологического теста. Он позволяет определить сочетаемость характеров участников проекта и делает взаимодействие между ними максимально эффективным. Идея подбора оказалась удачной – контакт между наставниками и подопечными установился моментально. 

– Мне очень комфортно работать с Татьяной: она яркая, целеустремленная, четко знает, чего хочет от проекта. Говорят, что мы с Таней даже похожи внешне, – смеется Яна Старухина, замминистра имущественных отношений Омской области. – Думаю, что именно наставник может рассказать подопечному обо всех плюсах и минусах дальнейшего образования, проговорить перспективы развития и возможные «подводные камни». Своей задачей я вижу поступление Тани в вуз и успешное его окончание. 

– Я уверена, что наставник поможет определиться, куда мне поступить и как спланировать свою будущую деятельность, – говорит Татьяна Долгушина, воспитанница Тарского детского дома им. Д.М. Карбышева. – Мне очень повезло с Яной Викторовной, потому что мы одинаково смотрим на многие вещи, и значит, у нас все получится!

Давай с тобой поговорим

Первое и основное, что возникает в тандеме «наставник-подопечный» – это диалог, основа для доверия и дальнейшего взаимодействия. Во время первой встречи ребята рассказали, каким они видят свое будущее и какая помощь им может быть нужна в движении к поставленным целям. 

– В роли профессионального наставника для человека, который еще только делает первые шаги на своем жизненном пути, я еще не была. Это особое общение, – говорит Татьяна Дернова, министр образования Омской области. – Мне кажется очень важным, чтобы у каждого взрослого человека появился свой подопечный, которому ты совершенно точно сможешь быть полезен в плане примера для подражания, и который в любой, даже самой сложной жизненной ситуации, может обратиться к тебе за советом. Каждому из нас время от времени требуется такой совет – опытного, доброго, мудрого, быстрого на принятия решения – словом, настоящего Наставника. Какие бы одаренные дети перед нами ни оказались, в силу возраста они не могут быть равными взрослым, ведь такого жизненного опыта у них нет. Я уверена, что Саша – умная девочка, и в сложной ситуации она воспользуется моим опытом, и ошибки мои она сама уже не совершит. 

Александра Вохмянина, выпускница Петропавловского детского дома и ее наставник Татьяна Дернова, министр образования Омской области.

С Татьяной Дерновой полностью согласна ее подопечная, которая, по собственному признанию, просто переполнена эмоциями.  

– Основное чувство пока – очень сильное волнение. И гордость – за то, что выбрали именно меня. Первой мыслью было: «Ну скорее бы он стартовал, этот проект!», просто дождаться не могла этого дня, – улыбается Александра Вохмянина, выпускница Петропавловского детского дома. – У меня невероятный наставник. У нас много общего: нам нравится одна и та же музыка и мы обе любим работать в огороде. А еще я обещала научить Татьяну Васильевну рисовать!

Палка о двух концах

Уникальность наставничества в том, что оно работает в обе стороны. Когда ты отвечаешь за будущее другого человека, невозможно остаться невовлеченным в его жизнь. Одни наставники говорят, что проект дисциплинирует, другие уверены, что он заставляет бережнее относиться к словам и обещаниям. И все взрослые участники проекта сходятся на том, что основная их задача – дать подопечным хороший старт в новую жизнь. 

Для Насти, воспитанницы приемной семьи из Таврического муниципального района Омской области, общение с Владимиром Куприяновым сродни чуду.

– Это было совершенно неожиданно: я не могла поверить, что меня выбрали, – признается Анастасия Евдокимова. – С Владимиром Васильевичем очень интересно. Мы сразу же нашли общий язык, и я с нетерпением жду начала обучения!

– У меня значительный педагогический опыт: я был и преподавателем химии и биологии, и директором школы, и директором детского дома, и начальником управления образования администрации города Омска, и заместителем мэра города по социальным вопросам, и первым заместителем министра образования Омской обрасти, но подобный опыт наставничества для меня уникален, – говорит Владимир Куприянов, министр труда и социального развития Омской области. – Наша с Настей задача в данном проекте – максимально самореализоваться: ей – в своем направлении, а мне – как наставнику, передающему свой опыт. Уверен, что эту задачу мы успешно решим совместно. Мне хотелось бы, чтобы лет через пятнадцать Настя также смогла поделиться своим опытом с подрастающим поколением. 

О передаче опыта из поколения в поколение упомянул и глава региона Александр Бурков, напомнивший о том, что практика наставничества широко применялось в советские годы как в школах и профессиональных учреждениях образования, так и на производстве. Врио губернатора выразил уверенность в том, что поддержанный президентом проект принесет пользу всем: и молодежи, и их наставникам.

– Наставник – человек, который поможет раскрыть внутренний потенциал, а может быть, и найти главную дорогу в жизни, – отметил Бурков.

В течение нескольких месяцев наставники проведут со своими подопечными шесть индивидуальных встреч на своих рабочих местах. За это время членам правительства предстоит помочь сиротам создать жизненный проект – разработать схему его будущей занятости, объяснить важность получения дальнейшего образования и помочь в профессиональном самоопределении и социализации.

Глава региона Александр Бурков

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру