Тысячи омских верующих встретили Рождество Христово четырехчасовой службой

Праздничные богослужения, колядования и подарки

7 января православные всего мира встретили один из главных и самых почитаемых христианских праздников – Рождество Христово. Главная Рождественская утреня состоялась в ночь на 7 января в Христорождественском соборе, что на Левом берегу. Служба началась за полчаса до полуночи и продолжалась почти четыре часа. Богослужение возглавил митрополит Омский и Таврический Владимир. В чем суть праздника и как отмечают Рождество в разных странах – в материале нашего корреспондента. 

Праздничные богослужения, колядования и подарки

«Он пришел, чтобы нас спасти!»

Омичи стали собираться в Христорождественском соборе заранее. Примерно за час до службы здесь уже было несколько сотен прихожан. Люди зажигали свечи и ставили их перед ликами святых, моля о здоровье близких и мире в доме, поздравляли друг друга со светлым праздником. Многие приветствовали встреченных здесь старых знакомых и друзей, а в ожидании начала Богослужения рассказывали детям о церковных обрядах. Священники отмечают – все больше людей приходят в храм семьями.

– Мы пришли, конечно, встречать Рождение Христа, ждали сорок дней, постились, молились. Это долгожданное событие, большая радость на душе. Он пришел, чтобы нас спасти, этот малыш, Спаситель, поэтому большой сегодня праздник, – отметила жительница Омска Елена Камалова. 

– Это даже не обсуждается, мы всегда приезжаем сюда на службу, просто берем и едем. На Пасху и на Рождество. Я считаю, что это главный праздник для моей семьи, – рассказала омичка Людмила Еськова. 

– У нас здесь душа отдыхает. Всегда приходим в этот собор на службу. Уже родителей навестили, а потом сюда. Завтра встретимся со всеми родственниками, будем дарить подарки, – рассказали супруги Светлана и Валерий Юртаевы.

Посреди собора – две наряженные елки, везде украшения из еловых веток. Ель считается деревом Христа, вечно зеленая хвоя символизирует бесконечную жизнь и возрождение. Схожий смысл заложен и в том, что на священнослужителях можно увидеть исключительно белые одеяния. Белый цвет, вобравший в себя все цвета радуги, почитается за символ божественности и света, исходящего от гроба Спасителя при Воскрешении. В белом облачении представители духовенства совершают таинство крещения и венчания. Надевать белое принято также для богослужений в честь важнейших церковных праздников, таких как Вознесение Господне, Преображение, Сретение и Рождество Христово.

Четырехчасовая Рождественская служба начинается с некоторых песнопений из Всенощного бдения – название пришло из древности, когда богослужение начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь вплоть до рассвета. Вечерня изображает ветхозаветные времена: сотворение мира, грехопадение первых людей и изгнание их из рая.

После того, как вкусившие запретный плод Адам и Ева оказались за пределами Эдема и лишились блаженной райской жизни, начались долгие века в ожидании Спасителя, или второго Адама – так иногда называют Иисуса Христа в некоторых религиозных текстах. Считается, что Адам был сотворен Богом (как и все люди) по образу и подобию, которое заключалось в свободе воли и возможности выбирать между добром и злом. Но первый человек в своем выборе ошибся и при этом не нашел в себе сил покаяться. С тех времен и до прихода в мир спасителя все души – как грешные, так и праведные – попадали после смерти только в ад.

Во время службы митрополит Владимир зачитал отрывок из Евангелия, в котором рассказывается, как Иосиф принял откровение от своего ангела (к слову, само слово «ангел» переводится с греческого как «вестник»), о том, что у его жены девы Марии родится первенец, и имя ему будет Иисус.

За песнопениями следует важнейшая часть богослужения, а именно – Литургия («общее дело») и ее центральное таинство – Евхаристия (то же, что причащение). Главная идея церемонии в том, что хлеб и вино на алтаре мистически преобразовывались в плоть и кровь Христа. Этим хлебом и вином и причащаются верующие, без участия в таинстве обрести спасения нельзя.

В финале, перед тем, как обратиться к прихожанам с проповедью, митрополит зачитывает послание патриарха.

«Минувший год в жизни нашего народа был наполнен воспоминаниями о трагических событиях XX века и начавшихся гонениях на веру. Мы вспоминали подвиг новомучеников и исповедников, стойко засвидетельствовавших свою преданность Христу. Но даже в это грозное для страны время Господь явил нам Свою милость: после вынужденного двухсотлетнего перерыва было восстановлено Патриаршество в Русской земле, и Церковь в тяжелую годину испытаний обрела в лице святителя Тихона, избранного Предстоятелем, мудрого и мужественного пастыря, усердными молитвами которого пред престолом Всевышнего Творца наша Церковь и народ смогли пройти чрез горнило испытаний».

Купания не будет?

С наступлением Рождества завершается сорокадневный пост, во время которого верующие стараются исповедоваться и причащаться. С 7 января начались Святки. Они продлятся в течение двух недель, между двумя христианскими праздниками – Рождеством и Богоявлением, с 7 января по 19 января. Христиане в это время могут веселиться и отдыхать от тяжелой работы. На протяжении всех священных дней во всех православных храмах, соборах и монастырях Омска также пройдут богослужения. 

А вот от давнего обычая – ныряния в прорубь по случаю Крещения придется отказаться. Купелей в Большекулачье, столь популярном среди любителей окунуться в ледяную воду, в этом году не будет.

– Вот Господь знак нам подал, что размыло дамбу в этом году, которая соединяет эту иордань, этот пруд с озером. Уровень воды в этом водоеме резко понизился, лед на тот момент уже просел, стал нестабильным, и мы не имеем никакого права подвергать жизнь людей опасности, – пояснил наместник Свято-Никольского мужского монастыря в Большекулачье игумен Зосима.

Орехи, свечи и…пауки: немного о рождественских украшениях

Впрочем, пожалуй, даже если ненадолго отвлечься от религиозного контекста (которым, к слову, пропитаны и многие светские атрибуты), Рождество – любимый праздник большинства людей. Ведь это время издавна считается временем чудес и волшебства, когда можно загадывать желания, проводить время в кругу родных, наслаждаясь особой атмосферой тепла, праздника и уюта, дарить подарки и поздравлять друг друга.

Дарителем подарков издавна считался Святой Николай, ставший прототипом Санта-Клауса. В этой роли часто представляют Бефану (женская версия Санта-Клауса из Италии), рождественских гномов и различных святых.

Кстати, один изобретательный английский чиновник в конце 19-го века смог оригинально поздравить свою семью, при этом не только не потратился особо, но и прилично заработал. Речь о рождественской открытке. Строго говоря, дизайн самой первой открытки приписывают английскому художнику Добсону. В 1794 году он вручил своему другу карточку с рождественским пейзажем и надписью: «Merry Christmas» – «Веселого Рождества!». А вот в 1840 году сэр Генри Коул придумал подарить своим родным и близким открытки с рисунками своего друга Джона Хорсли. В центре открытки автор изобразил добропорядочное семейство за праздничным столом, по бокам – сюжеты, рассказывающие о доброте и милосердии семьи по отношению к беднякам, с которыми Коулы часто делились едой и вещами. Идея пришлась по душе и вызвала восторг не только у родственников Генри Коула, которые с гордостью показывали открытку друзьям и знакомым. Рождественская открытка Коулов стала весьма популярной и разошлась тиражом в тысячу экземпляров. За каждую копию семейство получило по шиллингу. В 1860-ом году открытки стали производить массово.

Привычная для нас манера наряжать елку гирляндами, мишурой и шариками тоже существовала не всегда. Изначально рождественское дерево украшали свечами, а рядом с елкой ставили ведро с фруктами, цветами, а также водой – на случай пожара. В средние века на еловых ветках часто красовались орехи, шишки и конфеты. В шестнадцатом веке саксонские стеклодувы изготовили первые стеклянные украшения, прототипом елочной игрушки стало райское яблоко. Спустя три века производство рождественских шариков поставили на поток. Кстати, в Польше, например, к ужасу всех арахнофобов, украшают елку игрушками в виде пауков. Поляки верят, что именно паук когда-то сплел одеяло для новорожденного младенца Христа, и потому  весьма почитают членистоногих.  

А вот на Руси издавна приняты святочные гадания – считается, что именно в ночь перед Рождеством духи обязательно скажут правду (ну, по крайней мере, намекнут) о том, что же ждет гадающего в следующем году. Многие и сейчас верят, что задуманные в эту волшебную ночь мечты и самые добрые пожелания  обязательно исполнятся. И весь год, как в далеком детстве, ждут наступления самого светлого праздника в календаре.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 10 января 2018

Заголовок в газете: Как в Омске отмечают Рождество Христово

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру