В Омске открывается выставка «Арт-Кинетика»

Выставку принимает музей имени Врубеля.

В Омске открывается выставка «Арт-Кинетика»

В пятницу, 30 ноября, в музее имени Врубеля – генерал-губернаторском дворце в доме №23 по улице Ленина – откроется выставка «Арт-кинетика» челябинского автора Николая Панафидина. Выставка будет работать с декабря по январь, на ней будет представлено 20 кинетических объектов.

На церемонии открытия будет присутствовать сам автор произведений.

Николай Панафидин почти никогда не дает интервью. Не имея художественного образования, он тем не менее считается одним из самых интересных деятелей современного искусства, живущих в Челябинске. Его имя хорошо известно далеко за пределами Южного Урала как создателя удивительных движущихся скульптур – мобилей. Объекты Николая Панафидина показывались на выставках в Екатеринбурге, Москве, Мюнстере (Германия), Нижнем Новгороде, Перми, Сургуте Челябинске.

Николай Панафидин – уникальный инженер-механик. Для него нет невозможных вещей, которые он не смог бы сконструировать: разработка высокотехнологического оборудования для разных промышленных производств, создание мобильного реквизита к спектаклям Вячеслава Полунина и Виктора Плотникова, изготовление шестиструнной гитары из стеклографита, по акустическим характеристикам приближающейся к звучанию инструментов Страдивари.

Но, есть среда, где технический гений Николая Панафидина напрямую выходит в сферу искусства, – это создание кинетических объектов. Здесь механика и рациональность конструкций утрачивают сугубо практический смысл и служат воплощению художественных замыслов. Подвешенные в воздухе и движущиеся, кажется, только от сцепления друг с другом элементы объекта «Шароверт» (2014) лаконичностью геометрических форм близки стилистике композиций художников-конструктивистов. Есть мобили с концептуальным содержанием. К примеру, «Световой инерциоид» (2016), визуализирующий сложное явление передачи импульсов внутри инерционных масс и гравитационных полей. То, что мы видим в этом объекте в физической реальности невозможно, поскольку свет не имеет массы, но в художественной реальности эта аналогия имеет право на существование. В модуле «Бесконечность» простой элемент конструкции, размноженный во много раз, превращается в удивительный по своей необычности механизм. На стойке в одном цилиндре крепится двигатель, который приводит в действие всю конструкцию. Сложность этого механизма в том, чтобы не только синхронизировать зеркала, но и обеспечить плавность хода. Сам изобретатель воздерживается от определения, что такое кинетическое искусство для него, т.к. в разной сфере деятельности кинетизм проявляется по-разному, но для автора очень важно делать, то, что ему интересно.

Кинетическое искусство – направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. Кинетизм основывается на представлении о том, что с помощью света и движения можно создать произведение искусства. Объекты представляют собой движущиеся установки, создающие при перемещении интересные сочетания света и тени, иногда даже звучащие. Эти тщательно сконструированные устройства из металла, стекла или других материалов, соединённые с мигающими световыми устройствами, получили название «мобилей». Кинетизм зародился в 1920–1930 годах, сначала в виде отдельных элементов в произведениях футуристов, дадаистов, конструктивистов, а в 1960-х утвердился как самостоятельное движение.

Сегодня в кинетическом искусстве несколько направлений. То, что делает Николай Панафидин, относят к метамеханике – созданию фантастических машин и конструкций, находящихся в постоянном движении. Специально к выставке в Омске было создано несколько новых объектов – «Созвездие», «ДНК», «Космос» (2018) и другие.

Сведения об авторе

Николай Панафидин родился в 1955 году в Челябинске. В 1976 году окончил Челябинский индустриальный техникум, работал в Уральском научно-исследовательском трубном институте (1976–1993). В 1990-е создавал мобильный реквизит к спектаклям Вячеслава Полунина. С 1990-х по настоящее время сотрудничает с театральным художником-кукольником Виктором Плотниковым. В 2015 году создал объекты-мобили для спектакля «Теоретическая модель абсолютной свободы» Челябинского театра современного танца Ольги Пона. Персональные выставки проходили в галерее «ОкNо» (Челябинск, 2015), выставочном зале «Пюмпенхаус» (Мюнстер, 2016), Челябинском государственном музее изобразительных искусств (2016). Принимал участие в Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж» (2017). Живет и работает в Челябинске.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру