Топливный кризис в частных перевозках Омска: выхода нет?

После подорожания автомобильного газа в 2021 году владельцы омских маршруток получили большое падение прибыли, а кто-то и уже ушёл с рынка. Представитель сообщества перевозчиков дал «МК в Омске» более подробный прогноз о возможном развитии кризиса.

Топливный кризис в частных перевозках Омска: выхода нет?
Один из примеров уже закрывшихся маршрутов - 387-й. Фото Александра Катаева / bk55.ru

После обращения частных перевозчиков к мэру Омска с просьбой о поддержке из-за повышения цен на топливный газ причастные к ситуации чуть подробнее высказались о том, есть ли выход из кризиса. По прогнозу представителя перевозчиков, в зоне риска будут сейчас те бизнесмены, у кого по одному-два маршрута.  

Исполнительный директор НП СРО «Омские перевозчики» Сергей Томилин:

- Насколько подорожание газа уменьшило или даже обвалило прибыль у перевозчиков?

С декабря 2020 года по август 2021-го стоимость газового топлива подорожала на 53%. А доля затрат на топливо в себестоимости перевозок составляет 30%. Поскольку за этот же период цена за проезд практически не менялась, то и падение прибыли, сократилось на 15%. И это только по топливу, а если учесть, что за этот же период увеличились цены на запасные части, покрышки, ремонт и так далее, то у некоторых перевозчиков падение прибыли значительно больше. Поэтому уже многие предприниматели ушли с этого рынка. 

- Ваш прогноз - если ничего не изменится, то сколько перевозчиков может уйти с рынка при негативном варианте?

- Сложившееся экономическая ситуация больше всего сказывается на тех перевозчиках, которые обслуживают одни-два маршрута. А таких на рынке перевозок более половины. Именно они - в зоне риска.

- Если повысят тариф, то какая это сумма может в итоге оказаться?

- Пока мы всерьез не думали именно о повышении тарифа за проезд. Наша цель – привлечь внимание и власти и общественности к непростому финансовому положению частных перевозчиков. Оптимальный тариф надо тщательно просчитывать, с учетом всех затрат, и тут практически у каждого частного перевозчика, своя экономика. Если ситуация не изменится – будем думать, считать….

- Какая конкретно поддержка вам нужна? Какими рычагами дептранс может её обеспечить?

- Варианты поддержки могут быть самые разные. К примеру, в период посевной и уборочной кампаний, для сельхозпроизводителей, отпускают топливо по специальным ценам, чтобы они смогли выжить. Для муниципальных перевозчиков существует механизм компенсации проездного тарифа из городского бюджета. Чем частный перевозчик хуже? Есть льготные кредиты. Очень важно сохранить и на следующий год действующие на сегодня налоговые льготы. Вариантов помощи много и необходимо, чтобы власть обратила внимание на наши проблемы. И мы готовы к диалогу.  

Юрий Романовский, инженер, руководитель общественного движения «Омичи за трамвай!»:

- Я думаю, что подорожание проезда в маршрутках неизбежно, так как реальная инфляция выше номинальной, особенно в сфере автокомпонентов и газового топлива.

Мэрия не сможет здесь помочь, так как не может диктовать продавцам цены на пропан и компенсировать рост стоимости запчастей и расходных материалов.

На нерегулируемых маршрутах, скорее всего, мы увидим рост тарифа. Надо понимать, что у мэрии немного рычагов, чтобы препятствовать росту тарифа, так как выпуск муниципального транспорта сейчас много меньше прежнего, в первую очередь, из-за дефицита водителей. Муниципальный транспорт не покроет «выпавшие» маршруты частных перевозчиков. А последние будут отказываться, в первую очередь, от наименее рентабельных направлений. То есть, в центре, где транспорта и так хватает и пассажиропоток высокий, частные перевозчики будут работать до последнего.

Сложнее ситуация с регулируемыми маршрутами. Им компенсации межтарифной разницы из-за резкого роста инфляции теперь будет не хватать. От инфляции пострадают в первую очередь муниципальные предприятия, так как им рост расходов можно будет закладывать только на величину номинальной инфляции и, скорее всего, только на будущий год. Повышение компенсаций требует корректировки бюджета, и навряд ли такая корректировка произойдёт в бюджете на текущий год.

Я не понимаю, чем мэрия может помочь частным перевозчикам с нерегулируемым тарифом. В моём понимании, частники боятся потери пассажиропотока из-за роста тарифа, но и мэрия не пойдёт на рост тарифа, поскольку это тоже инфляция для населения, и её будут стараться сдерживать. Очевидно, что повышение произойдёт, но, возможно, уже в будущем году.

Ответил «МК в Омске» и городской департамент транспорта. По словам чиновников, законодательно закреплено в № 220-ФЗ от 2015 года, что на маршрутах с нерегулируемым тарифом перевозки осуществляются по тарифу, установленному перевозчиком. «Администрация Омска не регулирует стоимость проезда в автобусах частных перевозчиков, работающих по нерегулируемому тарифу. В настоящее время в городе Омске 68 маршрутов работают по регулируемому тарифу, и 67 – по нерегулируемому.

Вопрос о повышении стоимости проезда на маршрутах с регулируемым тарифом (в том числе в муниципальных автобусах) в настоящее время не рассматривается.

Вопрос о поддержке предпринимателей следует адресовать в департамент городской экономической политики», - отметили в ведомстве.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру